Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Технологии в процессе обучения географии. Творческий отчет учителя географии Мухамедьянова Талгата Аксановича

Технологии в процессе обучения географии. Творческий отчет учителя географии Мухамедьянова Талгата Аксановича

Технологии в процессе обучения географии. Творческий отчет учителя географии Мухамедьянова Талгата Аксановича

Вступление.

Изучал методику географии и накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение, в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвлённой системы географических знаний, реализация в содержании предмета географического подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Все проблемы тесно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

С помощью технологий я стремлюсь превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантируемыми результатами. Педагогическую технологию определяю как оптимально организованную взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в неё действия представлены в определённой последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить всё то, что способствует реализации заданных целей.

К главным признакам технологии обучения относят:

– чёткую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

– построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определённых средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

– обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (в форме приёмов учебной работы, алгоритмов);

– организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решения проблемных учебных задач;

– широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют группы технологий:

– технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информирования, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как обще учебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений ; Методическая разработка уроков по географии: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера», «Океания», «Австралия», «Реки».

– технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; Уроки по географии: «Способы съемки местности», «Природные зоны России».

– технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника . Уроки по географии: « Глобальные проблемы человечества».

– игровая технология обучения, КВН, викторины, тесты по Австралии.

– технология проектного обучения. Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ. Тема: «Почвы и антропогенные нарушения в их окрестностях реки Юшатырь», « Славные сыны башкирского народа» – по краеведению. « Наш дом -Земля».

– презентации: «Внутренние воды Евразии», «Почва», «родник «Аюка»,»Природные зоны Африки».

Я внедряю в практику работы личностно-ориентированную технологию, это главный результат обучения в преобразовании индивидуальной картины мира при её взаимодействии с научно-географической; особое внимание уделяю к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Моя задача заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтения к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдаю следующие условия:

– конструктуирование учебного материала на смысловые блоки и постановка каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;

– создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;

– постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия. На фиксацию и усвоения нового способа деятельности;

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Среди них наиболее известна технология формирования приёмов учебной деятельности, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии.

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов– ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал ещё Н. Н. Баранский, подчёркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают мне управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Технология формирования учебной деятельности предлагает, что учитель создаёт систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, в сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п. ). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В. Я. Рома и В, П, Дронова и др. , а также в ряде статей журнала «География в школе».

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При её применении учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако её реализация чаще всего эпизодична, не выстраивается в чёткую систему организаций познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология даёт положительный результат лишь при условии её серьёзной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи. Каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приёмами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. Урок по географии «Глобальные проблемы человечества» – проблема сохранения мира, экологическая, демографическая, продовольственная _______________

Модульную технологию также применяю в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения ими учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников. Где чётко указана цель усвоения определённого учебного материала. Даёт точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов). Тесты по Австралии. Африки, Америки, Антарктиде.

Заключение.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя, я знаю что, всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем технологическом уровне. Разработка технологии, как составной части методики предмета, предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Я делаю вывод что, в современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами.

Т. А. Мухамедьянов, МБОУ "Аллабердинская СОШ", Тюльганский район,, Оренбургская область