Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования

Школа как важнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась и не могла остаться в изоляции от происходящих в стране глобальных социально-экономических изменений.

Важнейшая черта современного обучения – его направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных перемен.

Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии. Педагогические традиции содержат описание идей, ценностей, критериев эффективности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Педагогическую традицию надо рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «способ развития человеческой культуры, в том числе и образования».

Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика.

Содержание педагогической традиции является система исторически сложившихся норм , ценностей, значений, идей и знаний педагогической теории и практики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, относящихся к педагогической деятельности.

Элементами педагогической традиции являются только наиболее существенные явления педагогического опыта – действительно, если рассуждать следующим образом, что благодаря традиции можно передавать все что угодно, даже весьма тривиальные предметы, то любой процесс в педагогической сфере может быть отнесен к педагогической традиции.

Традиционным является урок . Одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, отираясь на предъявления нового материала( сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения.

Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию обучения, под которым опять же традиционно, понимается передача ( трансляция ) социокультурных способов существования и развития человека от одного индивида или их сообщества к другому индивиду. При этом, с одной стороны обеспечивается преемственность ( воспроизводство) социокультурного опыта и человека , как его носителя, а с другой стороны , создаются условия для появления новых социокультурных способов деятельности и развития человека и тем самым изменения социокультурной среды.

Нельзя утверждать категорично, но, возможно, типичное для российских методической культуры доминирование учителя в организации познавательной деятельности учащихся сдерживает распространение обучения ,центрированного на ученика, когда учитель на уроке « отходит в сторону» и весь процесс учения проходит в режиме самоорганизации.

Не менее важным признаком российской педагогической традиции ,существенно отличающим ее от некоторых других культур, можно считать относительно строгую дисциплину на уроке, неодобрительное отношение к громкому общению школьников между собой во время классной работы, а также нетерпимость к невнимательности учащихся, их равнодушию к содержанию заданий, пассивности и неучастию в работе. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Для российской методической культуры сильная позиция учителя на уроке воспринимается как более привычная, оправданная и необходимая, чем сильная позиция ученика. В процессе реализации основных направлений модернизации обнаруживаются явления и тенденции, характеризующие глубинные причины и факторы общей ориентации образования на позитивные изменения.

В определенной степени это связывается с отказом от традиционных стереотипов в обучении, с возникновением гибкой вариативной образовательной среды, развитием регионального компонента содержания обучения, воплощением идей непрерывного образования, осуществлением его социально-культурной, национально-региональной, экологической и информационно-технологической ориентации.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации. Термин « инновация», « инновационный процесс» в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. Эти термины широко используются и в педагогике, что несомненно является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования и призванных сформировать отлаженную систему введения инновации с целью реализации одного из основополагающих принципов современного образования – воспитание гармонически развитого человека, с сформированным инновационным мышлением, инновационной культурой. Поэтому инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, активного участия в исследованиях каждого педагога, что будет способствовать формированию инновационной культуры всего коллектива.

Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

Инновационная деятельность – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их новых компонентов.

С внедрением в образовательный процесс современных технических средств обучения он выступает как консультант, советчик, аниматор воспитатель. Это требует от него, специальной педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные знания, но и знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической культуры преподавателя в школе тем эффективнее, чем более он направлен на создание инновационной образовательной среды. Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

В основе инновационных процессов педагогики изучение , обобщение и распространение опыта работы преподавателей и внедрение нового и , передового в массовую практику , чтобы сделать стиль деятельности и мышление более прогрессивным. Таким образом, результатом инноваций должно быть использование должно быть использование теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе.

Инновации ведут к таким изменениям в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-либо его составляющих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями. Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование. Нас интересует понятие среда конкретизированное в педагогическом аспекте. Это образовательная среда. Под образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на личность в режиме обучения, воспитания и развития.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует в себе целенаправленно создаваемые организационно-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы и на единых ценностно-целевых основаниях обеспечивает . инновационность, как способ и механизм формирования компонентов педагогической культуры.

В свойствах и характеристике образовательной среды объективно заложена способность оказывать воспитательное влияние. Эта способность составляет ее воспитательный потенциал, который может быть актуализирован целенаправленной системой педагогических действий.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует в себе целенаправленно создаваемые организовано-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы.

Следовательно, инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности учителей и учащихся и ,наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и учащиеся.

Результатом формирования инновационной образовательной среды рассматривается как среда , формирующая педагогическую культуру.

Реализация концепции формирования педагогической культуры учителей как педагогической деятельности опосредована выбором методов, приемов, средств осуществления его и опора на принципы : научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности.

Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании.

Таким образом , понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.

Традиционная деятельность лучше всего осуществляется в беспроблемной, внутренне ясной ситуации, инновационная – только в проблемной(творческой).

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования.

Инновационное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему создавать новые продукты, нормы, правила.

Модернизируя традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей обучения как инициируемую учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.

Т. А. Хамитова, МОБУ СОШ № 5, г. Мелеуз, Республика Башкортостан