Формы музейной коммуникации и текст
Формы музейной коммуникации и текст
Музейно-педагогическая деятельность способствует формированию в школьнике единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал, которые связаны с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. В приобретении учеником навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.
Музейная педагогика – специальная научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии и профильной для данного музея дисциплины (или их комплекса), предметом которой выступает музейная коммуникация.
Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Д. Ф. Камерон. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а, с другой – способность посетителя понимать «язык вещей» [1, с. 418-427].
По мнению Д. Ф. Камерона, в создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. Специфику музея Д. Камерон видит, в первую очередь, в визуальном и пространственном характере музейной коммуникации. Он рассматривает музей как коммуникационную систему, включающую в себя каналы визуальной и вербальной информации. Посетитель получает визуальную информацию непосредственно через экспонаты, а также обменивается вербальной информацией с работником музея
Постепенно в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные формы музейной коммуникации.
Формы музейной коммуникации:
- музейный урок в классе;
- урок-экскурсия;
- урок-путешествие (виртуальные экспозиции);
- урок-эксперимент (погружение в поисковую деятельность);
- урок-экскурс (погружение в эпоху);
- музейная мастерская (создание экспонатов своими руками);
- музейный пикник (музей под открытым небом: инсталляции, реконструкции).
Одна из наиболее распространенных форм (урок-экскурсия) состоит в том, что ученик общается с экскурсоводом с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой формы (музейный урок) школьник общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Экспонат музея рассматривается как текст культуры, то есть «смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором читателю. Текст выполняет три основных функции: передачу информации, выработку новой информации и память (хранение информации). Текст в наибольшей мере реализует творческую функцию, являясь генератором новой информации» [2,с. 347] то есть становится причастным к акту художественной коммуникации.
Значение любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков, несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Таким образом, комплекс музейных экспонатов может рассматриваться как своеобразный текст, описание когда-либо и чего-либо происходящего. В этой связи хотелось бы отметить комплексность любой музейной экспозиции как основную черту демонстрации памятников прошлого. Вся музейная экспозиция – это единое описание человеческой жизни. Вместе с тем не стоит забывать и о значимости каждого экспоната в отдельности. «Первоэлемент «музейного универсума» – музейный предмет, экспонат» [3, с. 12-21] обладает свойствами репрезентативности и информативности, «несущие в себе понятия значения и смысла» [4, с. 87-90], которые проявляются в общей экспозиции. Таким образом, экспонат музея будет являться своеобразным текстом культуры. Л. М. Шляхтина и Е. Н. Мастеница выделяют следующие свойства музейного предмета, которые определяют его коммуникативные особенности: информативность, репрезентативность, экспрессивность. Первичная информация, которая заключена в музейном предмете и воспринимается субъектом на начальной стадии коммуникативного акта – внешние признаки вещи (величина, форма, цвет, фактура). С помощью посредника – экскурсовода, аннотации – открывается информация о свойствах и функциях, в случае, если предмет вышел из активного употребления, а также воспринимаются эстетические качества объекта. Более того, музейный предмет несет в себе и «социальную информацию», фиксируя определенный опыт человечества.
Музей «Мир народной игрушки» был открыт в МБОУ СОШ № 36 г. Томска в 1988 году (реконструирован в 2010г. ). Основой экспонатов стала коллекция игрушек, подаренная Г. М. Блиновым, московским коллекционером-любителем. В фонде музея находится около 200 глиняных, деревянных, топорно-щепных игрушек северных, южных и центральных районов России, а также стран СНГ.
Экспонаты музея «Мир народной игрушки» широко используются в образовательном пространстве школы. Сравним разные формы:
- музейно-образовательный проект «Музей «Мир народной игрушки» как составляющая открытого образовательного пространства школы»;
– факультатив «Мир народной культуры»;
– индивидуальный образовательный проект «Загадки Древнего мира»;
– изостудия;
– экскурсии и научно-исследовательская деятельность;
– музейные уроки, интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства.
Одна из основных форм вовлечения посетителей музея в активную деятельность – игра. Это может быть игра-путешествие, игра-исследование, ролевая игра. Взаимодействуя с музейной средой, организованной в игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом посетитель музея получает не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует углублению восприятия и усилению интереса у посетителя. Кроме того, он общается с историей не только на уровне знаний, но и на уровне личного опыта. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, у них пробуждается творческое начало, развивается воображение.
Вариантов игры в музее с музейными предметами много. Вот, например, игра «О чем говорят вещи» [5, с. 85]. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить ее, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своем прошлом, своих прежних хозяевах, какие истории поведать друг другу. Здесь же возможно коллективное придумывание и разыгрывание небольшого сказочного действия, исполнители которого – дети, а действующие лица – музейные экспонаты. В ходе занятий-игр дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная; и те и другие могут и задавать вопросы, и отвечать на них. Важно, чтобы дети «работали» преимущественно с подлинными вещами, созданными когда-то в прошлом или в наши дни народными умельцами. Через народное творчество дети знакомятся с традициями и обычаями не только русского, но и других народов, что даст им возможность почувствовать причастность к своей культуре.
Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа. Например, школьникам было предложено следующее задание: написать сочинение-фантазию «Моя любимая игрушка», используя подлинник народной игрушки. Игрушка предполагает активность, подключение анимистических свойств сознания, фантазии, воображения. Необходимо было перевоплотиться в ребёнка определённой исторической эпохи, описать народную игрушку и сочинить игровую ситуацию. Приведем образец сочинения:
В слободе Дымково жили-были дедушка и бабушка вместе с внучкой Марьюшкой. У Марьюшки не было подруг, а она всё время мечтала с кем-нибудь поговорить, поиграть. Однажды на Рождество Марьюшка загадала: «Пусть у меня появится подружка». А бабушка у Марьюшки была мастерица: лепила разные фигурки из глины. Слепила она красивую барышню, раскрасила в яркие цвета: красные, синие, жёлтые, зелёные. Нарисовала узоры, вылепила кружевные оборочки на фартучке, кокошник приладила на голову. Стоит дымковская барышня под ёлкой, глаз радует. Увидела утром Марьюшка барышню, обрадовалась. Попросила бабушку научить и её мастерству. Теперь у дымковской барышни целый хоровод подружек. У каждой барышни свой наряд: юбки колоколом, кофточки расписные, узорчатые. А Марьюшка настоящих подружек нашла, вместе стали кукол лепить. (Ощепкова Дарья 5 класс)
Во многих музеях зарубежных стран стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, разрисовать китайскую тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, приготовить блюдо по старинному рецепту и пр. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе со школьниками младшего и среднего возраста. По этому принципу была организована работа индивидуального образовательного проекта «Загадки Древнего мира». Проект адресован школьникам 4-6 классов и ориентирован на практическое применение учащимися полученных знаний. На занятиях учащиеся выполняют оригинальные творческие работы (эскиз папируса, роспись древнегреческой вазы, создание глиняной игрушки-свистульки), участвуют в необычных театральных постановках, посещают томские музеи. В рамках индивидуального образовательного проекта учащиеся впервые начинают заниматься исследовательской деятельностью, создавая оригинальные работы культурологической тематики («Загадки куклы-оберега», «Образ птицы в мифологии и культуре», «Мифологические образы в русском народном творчестве»). Исследовательские творческие работы предполагают личное отношение к изображаемым событиям:
- Подготовить рассказ очевидца с места событий в Колизее.
- Вам посчастливилось побывать в римском античном театре. Расскажите об этом с точки зрения зрителя.
- Составьте путеводитель по семи чудесам света.
Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся не только внести свой вклад в развитие истории музея, но и получить опыт исследовательской деятельности.
Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музея. Все это позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию.
Одной из интересных форм организации работы с детьми в музее является театрализованная экскурсия. Посетитель должен стать участником происходящего действия с активным привлечением музейных предметов. Музей сегодня – это театр коммуникации – театр общения его посетителей. Подобная театрализованная экскурсия была создана в результате метапредметного творческого проекта «Ожившие игрушки».
Цель проекта:
- воспитать любовь к русским традициям, развить творческое мышление на основе народного и декоративно-прикладного искусства, а также раскрыть индивидуальные способности и сформировать художественный вкус.
Задачи проекта:
– воспитывать уважительное и бережное отношение к истории и культуре своего народа;
– познакомиться с историей возникновения народной игрушки; содержанием, обрядами и обычаями народных праздников;
– познакомиться с основами моделирования костюма народной игрушки на основе традиционного русского костюма.
На уроках изобразительного искусства учащиеся познакомились с историей возникновения и создания дымковских, филимоновских, абашевских народных игрушек, символикой цвета и узоров.
На уроках технологии школьники создали фольклорные костюмы на основе элементов костюма народной игрушки и русского традиционного народного костюма. Основные цвета фольклорного костюма – красный, синий, зелёный; основные узоры – круги и линии. В результате получился фольклорный костюм, созданный по мотивам народных игрушек. Проектный продукт – это не только фольклорные костюмы, но и создание сценария праздника для первых классов. На празднике ребята рассказывали сказки об игрушках, загадывали загадки и, конечно, играли с малышами. Свистульки, деревянные движущиеся игрушки, расписные глиняные фигурки произвели на первоклассников огромное впечатление.
Уроки русского языка, литературы, мировой художественной культуры в стенах школьного музея «Мир народной игрушки» позволяют осуществлять на практике метапредметный подход, дать учащемуся наиболее цельное представление о предлагаемой эпохе и культуре прошлого, что вносит в обучение элемент «подлинности» и дух исследования.
Культурная среда современного музея – это не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя, но и живое, развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. Именно в музее разворачивается образовательный процесс, происходит сближение функций ранее разрозненных компонентов культуры, поскольку музей становится и театром, и библиотекой, и школой. Традиционная музейная среда бытования материальных предметов и произведений искусства превращается в содержательно наполненное пространство, в котором посетителю предоставляется возможность обретения разнообразных впечатлений и знаний.
ЛИТЕРАТУРА
- Беззубова О. В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. Сборник статей / Под ред. С. И. Дудника. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 446 с.
- Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989. 447 с.
- Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие. М. , 2005. 184 с.
- Мастеница Е. Н. Музейный предмет как объект информации и факт культуры// Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование. Междун. науч. конф. Краснодар-Новороссийск 10-21 сентября 2000г. Тез. Докладов. Краснодар, 2000. 276 с.
- Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пос. по музейной педагогике/ М-во культуры РФ. Рос ин-т культурологи. М. , 2001. 224 с.
И. И. Подрезова, МАОУ СОШ № 36 г. Томска