Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья
Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья
«Каждый молодой человек должен понять, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех, это начало перемен в образе жизни всей страны, формирование современных стандартов жизни россиян». В. В. Путин
Здоровье подрастающего поколения – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Работа по внедрению культуры здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Кочетовской средней школе ведётся по нескольким направлениям: это и повышение двигательной активности учащихся – каждое утро в 7. 45 школьники регулярно выполняют зарядку. С целью снятия усталости на уроках учителя нашей школы проводят различные физкультминутки. Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится витаминизация. Также большое внимание уделяется поддержанию эмоционального климата урока, который слагается из комфортного начала и окончания урока, заданной «ситуации успеха», что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Формированию культуры здоровья способствует применение новых форм организации урока (урок-путешествие, командное состязание). В полноценном обучении учащиеся взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. Все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Например, физическая активность, когда дети меняют рабочее место, пересаживаются, пишут, слушают, рисуют; социальная активность – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, обсуждают что-либо; познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память. Педагоги стараются учитывать темперамент каждого ученика. Кроме традиционных форм работы, содействующих сохранению и укреплению здоровья, в нашей школе используется комплекс лечебных процедур и методов профилактики так называемых «школьных» болезней. Наиболее распространенными из них являются: близорукость и нарушение осанки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения. Особо значимыми моментами организации учебного процесса и его здоровьесберегающей направленности является оценка режима дня, учебной и внеучебной нагрузки школьников, а также
организация физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников.
В нашей школе функционирует шесть кружков, из них три спортивных: баскетбол (рук. Галочкин В. М. ), мини-футбол от детско-юношеской спортивной школы, руководитель также Галочкин В. М. и волейбольная спортивная секция. Так, команда девочек в 2010-11 уч. году завоевала Кубок области по мини – футболу и не раз защищала честь района на зональных соревнованиях по мини-футболу и волейболу.
Известно, что люди нередко устают и изнемогают не потому, что много работают, а потому, что плохо отдыхают. В нашей школе ребята вместе с учителями организуют лыжные прогулки, игры на свежем воздухе, традиционно проведится военно-спортивная игра «Зарница», Дни здоровья. Стало также доброй традицией проводить смотр-конкурс на «Самый здоровый класс», турнир Знатоков здоровья. Данные мероприятия способствуют активной жизненной позиции учащихся школы.
Летом на базе Кочетовской средней общеобразовательной школы регулярно функционирует оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Ребята являются частыми гостями физкультурно-оздоровительного комплекса «Лидер» г. Сергача. Также наши воспитанники занимают призовые места в товарищеских встречах по мини-футболу среди летних оздоровительных лагерей. С августа 2011-2012 учебного года в школе проводится кампания по организации досуга детей «Дворовая практика», где учащиеся были задействованы во многих спортивных и развлекательных мероприятиях.
Одним из примеров проектно-исследовательской деятельности, направленной на оздоровление подрастающего поколения, была работа по биологии учащегося 9 класса Абрашкина Алексея над темой «Чипсы: опасно для здоровья», в которой он доказал достоверность данного утверждения с помощью различных опытов и экспериментов. Затем Алексей выступал перед учащимися школы с беседами о здоровом питании.
Агитбригада старшеклассников нашей школы принимала участие в районном конкурсе «Пропаганда здорового образа жизни» и заняла первое место. Каждый год в апреле месяце волонтерское объединение «Маячки» в рамках акции «Синяя лента» проводит агитацию против физического насилия над детьми с охватом всех социальных категорий населения.
В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному – быть здоровым. В нашей школе учителя с начальных классов прививают детям желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывают в них бережное отношение к самому себе.
Д. А. Медведев в одной из своих статей подчеркивает, что " показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность". С этими словами трудно не согласиться, так как здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека, а также доброжелательные отношения с людьми, природой, и наконец, с самим собой.
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. , Гуров В. А. , Оладо Э. Я. Методология оздоровления детей и подростков – М,-1994.
2. Вишневская E. JL, Барсукова Н. К. , Полесский В. А. Проблемы школьного здравоохранения: общеобразовательная школа как основное звено формирования здоровья подрастающего поколения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -1999
3. Горячев В. Здоровье детей категория педагогическая // Воспитание школьников. – 1999.
4. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М. : Просвещение, 1986.
С. Н. Мокеева, Филиал МБОУ Мурзицкой СОШ-Кочетовская ООШ, д. Княжуха , Сеченовский район, Нижегородская область