Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии

Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии

Социализация процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Составляющие процесса социализации:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе(усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека– в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Современный подход к социализации учеников в школе:

Предполагают решение двух групп задач:

Усвоение ребятами нормативного поведения (умение включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам, правилам и т. д. )

Построение своей собственной позиции (своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям).

Содержание педагогических ресурсов и технологий:

Педагогические ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средство), средства, ценности, запасы, возможности, приёмы и технологии используемые учителем в учебном процессе.

Педагогические технологии (от др. греческого τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – слово, учение)– совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ученика.

Педагогические технологии, применяемые для решения задач социализации:

  • Современное традиционное обучение.
  • Проблемное обучение.
  • Игровые технологии.
  • Групповые технологии.
  • Коллективный способ обучения.
  • Коллективное творческое дело.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технология развивающего обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Метод проектов.
  • Технология педагогических мастерских.
  • Модульное обучение.
  • Информационные технологии.

Проблемное обучение на уроках биологии:

Проблемное обучение может осуществляться в уроках «мозгового штурма». За определённое время учащимися предлагаются различные варианты решения предложенной проблемы. В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление, но и повышает доверие к преподавателю, делает обучение «комфортным».

Игровые технологии:

  • биологические лабиринты,
  • весёлый ботаник,
  • ролевые игры,
  • деловые игры,
  • игра-соревнование.

Метод проектов:

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию, пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Учащиеся принимают на себя ответственность за свое обучение.

Исследовательская деятельность:

Лабораторные работы оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя, учащиеся приучаются целенаправленно рассматривать их, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.

Здоровьесберегающие технологии:

Для формирования здоровье сберегающей среды использую разнообразные методические приёмы, позволяющие вызвать интерес у ребят, снять напряжение, вовлечь в творческий поиск, а значит, создают условия для успешной социализации каждого ученика. Рассмотрим несколько приёмов социализации:

Смысловые пары: Учащимся предлагаются пары слов, используя которые они должны построить предложение или сконструировать вопрос:

устьица – газообмен

бактерия-болезнь

лейкоцит-иммунитет

сердце – кровообращение

нейрон – рефлекс

Информация к размышлению: Важным принципом здоровье сбережения является организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение). Демонстрация слайдов и видеороликов определённой тематики заставляет учащихся задуматься.

Антистресс: В периоды наибольшей утомляемости на уроке предлагаю учащимся две-три пословицы, переведенные на язык биологических терминов. Для обратного перевода ребятам потребуется и образное мышление, и анализ смысла отдельных слов, и чувство юмора.

Уважаемые участники мастер-класса, прошу Вас выступить в роли учащихся и перевести пословицы с русского биологического на русский традиционный.

– Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)

– Сбился с азимута среди 3 растений отдела голосемянных (Заблудился в трех соснах)

– Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда).

Рефлексия. Выделите тот слайд, который для вас имеет практическую значимость. Объясните свой выбор.

Вывод:

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др. ). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

А. М. Мильяненко, ГБОУ СОШ № 629, Москва

Работа с тренажером м/м приложения по теме.

Работают с тренажером м/м приложения по теме.

Коммуникативные:

Формирование умения самостоятельно работать над заданием.

А. М. Мильяненко, ГБОУ СОШ № 629, Москва