Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Мой мужской взгляд на воспитание»

«Мой мужской взгляд на воспитание»

Возрождение кадетского движения в школе повлекло за собой не только корректировку учебного плана, но и потребовало от всех участников учебно-воспитательного процесса переосмысления многих привычных вещей. Как растить патриотов? Как воспитать в современном юноше или девушке лучшие гражданские качества? Как научить их противостоять тем пагубным явлениям, которые съедают наше общество изнутри? У меня, как у мужчины – педагога, сформировался свой взгляд на воспитание подрастающего поколения.

Считаю, что серьёзнейшей проблемой нашего времени является фактически отсутствие мужского воспитания и в семье, и в детских дошкольных учреждениях, и в школе. В моём классе из 26 учеников 7 воспитываются в неполных семьях; ещё 8 подростков видят своих отцов от случая к случаю – родители ищут заработки за пределами района и даже республики. Кто как не мы, учителя – мужчины, должны стремиться хотя бы к частичному восполнению мужского влияния на детей?!

Кто-то из мудрецов сказал: «Женщина смотрит вперёд, а мужчина – вверх». Женщины действительно более прагматичны, мужчины чаще – романтики. Женщины – эмоциональны и и импульсивны, но мужчины подчас гораздо глубже по эмоциональным переживаниям, твёрже в своих решениях. Женщина в трудной ситуации пасует, идёт на компромисс – мужчина строит своё поведение в соответствии с логикой, настойчив в достижении цели.

Конечно, в процессе жизни мужчины и женщины перенимают некоторые качества друг у друга, формируя свой собственный характер, но доминирует чаще всего всё-таки природное начало. Присутствие в образовательном процессе мужчины не только обеспечивает гармонию и целостность воспитания, но и позволяет решать те вопросы, которые не по плечу женщине. Поэтому важнейшее, что посильно, как я считаю, только мужчине – воспитать уважительное отношение юноши к девушке. Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. Мы вместе учимся ценить красоту не только внешнюю, но и внутреннюю. И думаю, что именно в этом направлении педагогики особенно нужны мужской глаз и мужские руки.

Традиционное понимание воспитания из мальчика мужчины сводится, как правило, к определённому набору поступков, которые должен или не должен совершать настоящий мужчина. Например, «мужчина не должен плакать», «мужчина должен уметь постоять за себя», «мужчина должен защищать женщин» и т. д. Всё это бесспорно. Мало того – этим правилам могут научить и женщины, с одной только разницей: женщины будут учить этому на словах, мужчины – на собственном примере. Именно пример, а не теоретические выкладки и наставления, производит впечатление на воспитуемого, заставляет задуматься о себе и своих возможностях. И разве не это – первый шаг к работе над собой?!

Убеждён: следовать за самой жизнью, жить вместе с детьми – кредо настоящего воспитателя. Ничему не учу своих детей специально. Мы просто вместе делаем дело: занимаемся строевой и десантной подготовкой, прокладываем трассы туристических маршрутов, пишем сценарии, рисуем, проводим мероприятия, готовим шашлыки.

Воспитание для меня – это прежде всего подготовка ребят к самостоятельной жизни. Дома за «широкой маминой спиной» дети практически лишены этой самостоятельности. Мама приготовит, мама накормит, мама приберёт. Выезжая на недельные сборы со своими восьмиклассниками, обнаружил: никто из детей не умел готовить пищу, тем более в походных условиях, на костре. Пришлось давать ценные указания горе-поварам по телефону с трассы. Теперь же мои ребята могут приготовить в любых условиях и первое блюдо, и второе, и даже по заказу.

Основой воспитания считаю доброту. Да, в отличие от женщин мы, мужчины, чаще сдерживаем свои эмоции по отношению к ребёнку, не ласкаем его так часто, не балуем. Скажу больше – для воспитания юношей жесткость просто необходима: иначе вырастет хлюпик и мямля, не способный бороться за себя, защитить своих близких, совершать в жизни мужественные поступки. Однако жесткость вовсе не означает грубость или тиранию. Для меня это в первую очередь – не потворствовать прихотям. А по-настоящему добрые отношения возможны только в том случае, если мы, воспитатели, откажемся от роли ментора и перейдем в новое качество: товарища, внимательного собеседника, мудрого и требовательного наставника.

Процесс воспитания, по-моему, – не что иное, как доверие и свободное самовыражение между его участниками. Смысл этой работы заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть скованность и научить свободно выражать себя в разных видах деятельности: учебе, творчестве, повседневной жизни. Ведь для мужчин робость, скованность не свойственны. Мы более активны, более независимы от природы, а значит, и воспитывать эти качества в своих учениках можем более успешно.

Демократичность общения для меня заключается прежде всего в том, чтобы часть своих полномочий учитель мог доверить детям. Мой 11 кадетский класс теперь многое умеет и любит делать самостоятельно. Я испытываю удовольствие и гордость, доверяя подготовку и проведение мероприятий и внеклассных занятий сержантам. С них можно спросить. Присвоение сержантских званий (а их в классе 6) повышает авторитет учащихся, прививает чувство ответственности за порученное дело. Конечно, не все можно передать в руки ребят. Учитель остается хозяином положения, он определяет правила игры, постепенно раздвигая границы передаваемых полномочий.

Важнейшим аспектом современного воспитания юношей и девушек считаю воспитание уважительного отношения к истории, преклонения перед боевыми и трудовыми подвигами предшествующих поколений. Установка на героизм характерна человеческому обществу. Меняются времена и нравы, какие-то страницы прошлого переписываются заново, но отношение к героизму и героям остаётся незыблемым. Сколько песен и стихов о них сложено, сколько книг написано, сколько фильмов создано!

Для чего это нужно? Во-первых, знакомство детей с подвигами отцов и дедов вызывает у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчает задачу воспитания, ведь основа педагогики – авторитет взрослых. Правда, сегодня всё сложнее говорить об авторитете взрослых, а тем более – учителей. К сожалению, ни компьютерная техника, всё активнее внедряющаяся в учебный процесс, ни высоконаучные, эффективные методики, ни всевозможные «Хронографы» не способствуют росту авторитета педагогов в глазах их воспитанников.

Однако, с другой стороны, юношеская тяга к героической романтике неистребима. Это обязательный этап в становлении личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем, в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии. Не имея представления о настоящем героизме, многие подростки подменяют его суррогатами, о чем неопровержимо свидетельствует рост детской и юношеской преступности. Вот почему я убеждён, что классы оборонно – спортивного профиля при грамотной работе учителя-воспитателя позволяют юношам и девушкам получить правильные жизненные ориентиры, закалить себя и морально и физически, расти настоящими гражданами своего отечества. А рациональность, которую дети в силу своей подражательности могут перенять от мужчины, в жизни им не помешает.

Лучшим подтверждением сказанному является тот факт, что, несмотря на всю сложность семейных ситуаций, ни один из моих учеников не состоял на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, а число отказников служить в армии среди моих выпускников минимизировано. И поверьте, даже скупое мужское сердце тает, когда мои выпускники – курсанты военных училищ или уволенные в запас военнослужащие, возвращаясь в родной поселок, спешат в школу доложить: «Рашад Гаптрахманович, курсант такой-то или солдат такой-то прибыл в отпуск или уволен в запас!». Порой делают это, не заходя домой. В такие минуты особенно остро понимаешь свою значимость для них. Ради этого стоит жить.

Для меня мой класс – это моя вторая семья. А в любой семье – свои увлечения и интересы, свои характеры, свои традиции и разные интеллекту­альные способности. И я стараюсь найти такой ключик, чтоб от­крыть сердце каждого человечка и вырастить из него Человека.