Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обогащение понятий совести и долга в процессе анализа темы «Человек и природа» Ч. Айтматова

Обогащение понятий совести и долга в процессе анализа темы «Человек и природа» Ч. Айтматова Художественное отношение темы «человек и природа» имеет, по мысли Ч. Айтматова, огромное воспитательное значение. «Мне кажется, – отмечал писатель,– что литература должна поднять свой голос не только вообще в защиту природы, но проявлять особую заботу о том морально– психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы. Литература должна этим заняться…» данная тема, как утверждают многие исследователи творчества Айтматова, есть тема совести и долга. Это подтверждает и сам писатель: «Устремленность человека к добру, к разумному господству над природой нашла в легенде не просто отражение, но и свое осмысление. Критерий гуманности здесь – отношение человека к природе. И отсюда закономерно вытекает проблема нравственная – проблема совести как одной из важнейших функций сознания, как одного из качеств отличающих человека от всего остального в мире»

Целью урока считаю – раскрыть айтматовское понимание человека к природе как критерий совести и долга. Проблема совести и долга волнует старшеклассников, они горячо спорят о ней, часто с большой долей максимализма. Совесть не дается от рождения, не вызревает и не выходит наружу сама по себе, а пробуждается и формируется в процессе развития личности. Чувство совести появляется тогда, когда человек уже сам начинает осознавать, что с точки зрения социальной среды считается добром и что злом. Формирование у детей активной жизненной позиции является одной из главных задач воспитания. Не случайно в произведениях Айтматова «Белый пароход» и «Пегий пес, бегущий краем моря…» в многогранную тему «человек и природа» органично вплетается подтема «детство и природа».

Близость повестей в единстве их проблематики: ядром каждой является нерасторжимая связь звена – «человек и природа». Схожи повести и возрастом главных героев, и в той ив другой – старик и мальчик. Отличаются произведения в плане событийного времени и концовкой своих финалов. Момуновский внук, не выдержав человеческого варварства против природы, гибнет, Кириск, согретый теплом сородичей, остается жить.

Выясняя с обучающимися смысл легенды и сказок, используемых айтматовым, учителю необходимо обратить внимание на тот факт, что писатель не случайно обращается в своем творчестве к народному фольклору, ибо в нем сконцентрирован духовный опыт прошлого. Обе легенды: киргизская о Рогатой матери-оленихе и нивская о Рыбе-женщине – говорят о том, что вопрос отношения человека к природе волновал и людей древности. Обе легенды утверждают нерасторжимую, кровную связь человека и природы

Выделяют в «Белом пароходе» три типа отношения к природе: орозкуловское– хищническое / «красотою сыт не будешь»/, равнодушно-потребительское – у Сейдахмата, любящее – момуновское и детское. И все– таки на равнодушно-потребительском следует остановиться особо. Дело в том, что если орозкуловское и момуновское,как черное и белое , не перейдут одно в другое , то для равнодушно-потребительского характерно перевоплощение и только в худшее– в хищническое. Об этом свидетельствует подлое поведение Сейдахмата на роковой охоте.

У Айтматова отношение человека к природе является критерием личной нравственности, а совесть – контролер нравственной сущности человека, отношение человека к природе есть критерий его совести.

Размышляя о совести, необходимо показать ее единство и взаимосвязь с категорией добра. Ученые отмечают, что роль совести в нравственном формировании личности проявляется во взаимосвязи с добром. Оно является этической категорией, ориентир нравственного поведения человека. Добро определяет содержание и направленность совести. Обе эти категории воздействуют друг на друга. Добро диктует потребность человеческого бытия, а совесть утверждает в жизни высокие нравы и добрые помыслы.

Совесть, обладая большим побуждением, усиливает характер добра, способствует искоренению зла.

Совесть выступает ступенью в реализации добра, добро становится потребностью совести, их единство правильно ориентирует человек, побуждает к активной деятельности, способствует пониманию смысла в жизни и нравственного долга.

Необходимость правильного выбора составляет стержень человеческой активности. Момун не мог поступить иначе, он бессилен перед Орозкулом. Нам кажется убедительной точка зрения самого Айтматова , его позиция по поводу трагедии старика : «Я хотел показать, что обществу надо много работать, чтоб сделать его независимым, счастливым, свободным…»

Эстетическое восприятие природы постепенно у мальчика в нравственно-эстетическое. Для одинокого ребенка заботы и думы о природе вполне приемлемы, потому что для него она и друг-собеседник, и друг-защитник. Маленькому герою Айтматова пока не хватает физических сил, чтобы помочь деду, тетке Бекей, но он внутренне готовит себя к этому через свое отношение к окружающей природе заповедника.

Все это глубоко можно проследить на внутреннем монологе мальчика о горах и лесе и на сказке о мальчике по имени Чыпалак и сером волке, рассказанную им дедом. Психологически тонко передано писателем чувство нравственного удовлетворения семилетнего ребенка от проявленного желания защитить горы и каждое дерево в лесу. Желание мальчика еще не поступок, а лишь движение его души. Это позволяет сказать. Что любовь мальчика к природе подлинно нравственная, а значит и совесть его гораздо активнее.

Столкновение добра и зла в повести Айтматова доходит до грозовых раскатов, хотя самой грозы в ней нет. Нужно отметить, что в кинофильме «Белый пароход» режиссер Шамшиев открыто дал это понять, сняв кадры разразившийся грозы, как гнев и возмущение самой природы. Синее озеро, белый пароход, белая Мать-олениха– это мир гармонии, счастья, доверия и милосердия. именно отношением к природе , к сказке проверяет писатель человеческие качества своих персонажей.

Стоит подумать над вопросом : «За что так неистово Орозкул истязает мертвую голову ни в чем не повинной оленихи?» К такому озверению человек приходит закономерно, если он порвал и отвергнул свое кровное родство с матерью – природой. Природа уже наказала Орозкула за бездуховность, она лишила его потомства. Бездетность Орозкула надо рассматривать как проклятие за поругание природы, как возмездие за притеснение близких, он давно переступил предел совести, поэтому нет никаких тормозов.

Вопросом-мостиком от содержания «Белого парохода» к повести «Пегий пес…» будет вопрос, требующий сравнения образа природы в этих произведениях. Сказочно красивой, величественной природе заповедника противопоставлен лик океанской стихии. Писателя привлекла проблема единоборства человека с непредсказуемой природной стихией. Герои повести – язычники. Нивхи берут у природы ровно столько, сколько необходимо для содержания жизни, морские охотники учат этому делу мальчиков, воспитывают их так, чтобы они уважали море.

Анализируя с классом мотивы поведения четырех нивхов, столкнувшийся с гибельным туманов, необходимо подчеркнуть, что этой историей Айтматов-художник хотел сказать: никакая грозная стихия не сможет убить человеческого в человеке. Трое взрослых нивхов сохранили Кириску не только жизнь. Они своим поведением на пороге предела показали свое понимание законов нравственности, свое понимание кровной связи с природой.

Герои Айтматова живут в разных исторических эпохах, но оба они – дети природы, они само выражение совести, поэтому зло для них необъяснимо . природа для обоих– явлений одушевленно . Мальчики близки и тем, что оба чтут память своих отцов, дедов.

Н. Г. Емельянова, БОУ г. Омска "СОШ №130", г. Омск