Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интеграция предметов естественно-математического цикла

Интеграция предметов естественно-математического цикла

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Разные оценки учеников встречаются при упоминании географии: от равнодушия до живого инте¬реса, убежденности изучать данный предмет. Поэтому одной из задач, которую я ставлю на уроках географии, является активизация познавательного интереса учащихся к пред¬мету. Для реализации этой цели я давно использую различные формы и методы работы, проводя разнообразные уроки. Но в последние годы я обратилась к межпредметным свя¬зям. Основная задача установления межпредметных связей – поднять уровень развития, знаний и умений учащихся путем более глубокого проникновения в закономерные связи явлений природы и общества. Самой интересной и эффективной формой межпредметных связей являются интегрированные уроки.

Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и уча¬щихся, представляет собой модель активизации мыслительной деятельности и разви¬вающих приемов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на эффективность восприятия учащимися учебного материала.

На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Создание таких уроков помогает сформировать у ре¬бенка систему нравственных ценностей и идеалов.

Естественно-математические науки имеют большое поле деятельности. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по ма¬тематике, физике, биологии, других предметов и наоборот.

Так, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты, пользование масштабом, проведение измерений на карте и местности, невоз¬можны без математических расчетов. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятия веса, плотности, атмосферного давления требуют знания физики. При изучении минеральных ресурсов, различного сырья для химических удобрений при знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти и газа необходимы знания по химии.

В. И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи «чело¬век-природа», отмечал, что в скором времени ученые будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образо¬вательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации. Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:

1. Мир, окружающий учащихся, познается ими в многообразии и единстве, а школьные программы зачастую не дают представления о явлении в целом.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения уроков нестандартна, увлекательна, один вид работы на уроке может сменяться другим, что резко повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, память, мышление, речь.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для более углубленного изучения предметов.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учащихся.

Многие исследователи приходят к выводу, что структура интегрированного урока отличается от структуры обычного не формой, а связью с содержанием изучаемых знаний. Связь обеспечивается благодаря межпредметной интеграции содержания: в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. На таком уроке происходит объединение сходных тем -нескольких предметов для углубленного изучения научной проблемы.

Разделяют способы интегрирования на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения, а вертикальное охватывает однородный материал из программ разных лет обучения.

Чаще всего уроки горизонтального интегрирования являются спаренными и совместно проводятся учителями разных дисциплин или одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. Первым этапом проведения таких уроков является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов и явлений в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, идет планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В уроках вертикального интегрирования материал объединяется в крупные блоки. Курс может выстраиваться на группировке нескольких учебных предметов вокруг стержневой темы. В этом случае, передвигая тематику занятий внутри каждого учебного предмета, я добивалась ее совпадения по горизонтальному признаку. При этом можно выйти на укрупнение дидактических единиц и объединение отдельных тем различных учебных дисциплин в блоки.

Логика блока отличается от логики урока, где каждый последующий фрагмент развивает мысль предыдущего. Логика блока заключается в идее достижения цели – развития личностных качеств ребенка. Опора на интеграцию позволяет развить многие ценностные качества, определяющие отношение ученика к природе, к другим людям, культуре родной страны и родного края. Каждый проведенный педагогом урок требует анализа для того, чтобы увидеть не только положительные стороны, но и то, что западает, на что надо обратить внимание.

Для осуществления целей интеграции, в первую очередь, внимательно надо изучить программу каждого курса, постараться установить, с каким предметом на данном уроке можно установить связь, будет она опорной или перспективной в предлагаемом интегрированном курсе.

На уроках географии очень часто выполняются практические задания в виде решения задач, упражнений, математических вычислений.

Задачи, требующие умений владеть вычислительными навыками

1. Ученик изобразил на чертеже расстояние в 500м в масштабе 1 см = 50м. чему равно это расстояние на чертеже? Запиши последовательность решения задачи.

2. Определить приблизительную высоту полета самолета, если температура воздуха у поверхности была +20. °С, а за бортом самолета -15°С.

3. Измерив атмосферное давление у подножия горы, альпинисты поднялись на вершину. Определите высоту горы, если разность давление у подножия и на вершине составила 200 мм ртутного столба.

Задачи на умение строить графики

1. Построить график температуры воздуха за февраль, используя данные дневников наблюдения. Определить среднюю температуру и амплитуду колебания температур.

2. Построить розу ветров за февраль по данным дневников наблюдений.

При решении этих географических задач обязательно требуются знания и умения из других дисциплин: математики, физики, информатики. Но очень часто другие учителя, к примеру, математики, используют географические задачи при решении математических задач. Так на уроках геометрии в 8 классе решаются задачи:

1. Определить высоту дерева, если для определения высоты использовали зеркало. Луч света, отражаясь от зеркала в точке Д, попадает в глаз человека в точку В. АС = 165 см, ВС = 12см, АД = 120см, ДЕ = 4,8см, ے 1 = ے 2

2. Определить ширину реки ВВ¹, рассматривая два подобных треугольника АВС и А¹В¹С¹, если АС = 100м, АС¹ = 32м, АВ¹ = 34м.

Каждый учитель работает на конечный результата. Немаловажно получить после проведения интегрированных уроков удовлетворение от того, что ученики получили на данном уроке определенный багаж знаний, умений и навыков и могут применить их на практике. Каждый ученик раскрыл свои способности, показался, может быть, с неожиданной стороны.

Обобщая суждения педагогов о плюсах и минусах интегрированного подхода в обучении, к положительным признакам можно отнести:

1. Адекватность современному уровню научных представлений о мире.

2. Возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях.

3. Расширение горизонтов видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя мир предмета заново.

4. Стимул к поиску новых, соответствующих принципам интегрированного подхода методических форм взаимодействия с учеником.

5. Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых.

6. Снятие перегрузки в учебном процессе.

7. Получение качественно нового педагогического результата.

8. Позитивные взаимоотношения учителя и учащихся, взаимный интерес друг к другу. Умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.

ГЕОГРАФИЯ

ГЕОХИМИЯ

ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ

Физическая химия Биохимия

М. Н. Трунина, МБОУ СОШ №31, г. Новошахтинск, Ростовская область