Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными и творческими детьми

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными и творческими детьми

Актуальность темы – выстраивание эффективной системы работы с одаренными и творческими детьми отвечает требованиям современного образования: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

Цель и задачи – создание эффективной системы работы для раскрытия способностей в процессе образования при решении следующих задач:

1. Выявить учащихся, восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2. Раскрытие и развитие внутреннего потенциала одаренных и творческих ребят

3. Воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире

Методы работы – для успешного развития учащихся педагогическим коллективом применяются современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности»:

Ø ценностно-смысловые компетенции

Ø общекультурные компетенции

Ø учебно-познавательные компетенции

Ø информационные компетенции

Ø коммуникативные компетенции

Ø компетенции личностного самосовершенствования

Виды работ – для успешной реализации системы работы с талантливыми учащимися на базе школы была создана творческая лаборатория для учителей «Формирование ключевых компетенций учащихся через исследовательскую и проектную деятельность», которая осуществляет:

Ø исследовательскую деятельность;

Ø проектную деятельность;

Ø спецкурсы;

Ø подготовку учащихся к олимпиадам.

Выводы – данная система работы с одаренными и творческими детьми сложилась не сразу. Педагогический коллектив шел к этой системе путем проб и ошибок, маленьких и больших побед. Помочь учащимся осознать собственные возможности, приобрести необходимый опыт для успешной самореализации в жизни – вот ключевая цель наших педагогов в работе с учениками.

Любому обществу нужны одаренные и творческие люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно развивать и проявить свои способности. Поэтому очень многое зависит от семьи, образовательного учреждения, социальной среды и т. д. В связи с этим перед современным образованием поставлены новые задачи : отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие их внутреннего потенциала в процессе образования.

Что же такое одаренность? Какой же он – одаренный творческий ребенок? Рассматривая определения «одаренности» разных авторов, мы выявили, что одаренность – это возможность, способность, готовность В работе с одаренными творческими детьми можно выделить несколько этапов:

1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нестандартные способы решения поставленных перед ними задач.

2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

3. Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Это дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4. На следующем этапе надо развить в талантливом ребенке психологию лидера, осторожно, чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Приоритетная функция учителей нашей школы – это раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, проявляющего способности в разных областях знаний. Для эффективного развития учащихся педагогическим коллективом применяются современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности»:

Ø ценностно-смысловые компетенции

Ø общекультурные компетенции

Ø учебно-познавательные компетенции

Ø информационные компетенции

Ø коммуникативные компетенции

Ø компетенции личностного самосовершенствования

Для успешной реализации системы работы с одаренными талантливыми учащимися на базе школы была создана творческая лаборатория для учителей «Формирование ключевых компетенций учащихся через исследовательскую и проектную деятельность».

В течение нескольких лет в рамках творческой лаборатории педагоги и учащиеся школы занимаются:

1. Исследовательской деятельностью, которая как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения.

Результатом совместного труда является системное проведение школьной научно-практической конференции на всех ступенях обучения, высокая эффективность исследовательских работ учащихся на уровне города (2010: из 4 участников – 2 вторых места; 2011 из 6 участников – 1 первое место, 3 вторых).

2. Проектная деятельность учащихся

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Основные компоненты проектной деятельности учащихся – это «пять П»:

П1- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

П2 – реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

П3 – обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

П4 – наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

П5 – представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ. Для этого необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером. Работа лаборатории позволила

3. Спецкурсы.

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов.

Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. [2]

В качестве предметно– ориентированного курса для учащихся 8 – 9 классов в нашей школе проводятся элективный курс « На базе института». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе естественно-научного профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно – практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для учащихся. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников и последнее особенно важно.

Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание наши учителя обращают на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям.

! Вставить названия олимпиад

Вывод: Данная система работы с одаренными детьми сложилась не сразу. Педагогический коллектив шел к этой системе путем проб и ошибок, маленьких и больших побед. Помочь учащимся осознать собственные возможности, приобрести необходимый опыт для успешной самореализации в жизни – вот ключевая цель наших педагогов в работе с учениками.

В. А. Казанцева, МАОУ СОШ №1, г. Березники, Пермский край