Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения
Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения
Прежде чем углубиться в проблемы изучения иностранных языков, понять и осознать их, принять их и действовать, с тем, чтобы найти путь к их разрешению, хотелось быть поговорить в первую очередь о статусе иностранного языка как учебной дисциплины на современном этапе.
Наш век знаменуется значительными изменениями в жизни России и
международного общества. Для нынешнего этапа исторического развития России и мира в целом характерно расширение политических, экономических и культурных связей. В связи с этим
иностранный язык, являясь способом общения и самореализации во внешнем
мире, средством проникновения в инокультурный мир, становится реально
востребованным. Статус иностранного языка как учебной дисциплины
значительно возрастает, что ведет к переосмыслению и радикальному
обновлению содержания обучения иностранному языку. Возникло новое
понимание смысла, дидактики, методики изучения иностранного языка.
Постановка новых целей и задач обучения, отвечающих необходимости
развития у учащихся способности использовать язык как инструмент
общения в контексте диалога культур в наибольшей степени соответствует
требованиям развития общества на современном этапе. Таким образом,
одной из основных целей изучения иностранных языков стало развитие и
подготовка школьников к жизнедеятельности в демократическом
мультинациональном, мультикультурном обществе.
Вступив в XXI век, объявленный Советом Европы веком
полиглотов, мы не можем не заметить возросшую мотивацию современного
общества к изучению иностранных языков. В настоящее время
подрастающее поколение испытывает острую необходимость использования
иностранного языка как инструмента межкультурного общения. Вопрос
«Для чего нужно изучать иностранный язык?»
уже многими не ставится. Проблема уже в другом: какие иностранные языки
выбрать для изучения и сколько и с какого возраста начинать их изучение.
Таким образом, первая проблема, с которой мы сталкиваемся – это проблема выбора. До последнего времени выбор иностранного языка предоставлялся родителям. Там, где этот выбор есть, родители неизменно дают предпочтение английскому языку. Процент учащихся,
изучающих английский язык, сегодня составляет 78,3% (2000 год – 72,5%);
немецкий язык – 15,8% (2000 год – 21,1%); французский – 5,9% (2000 год –
6,4%). Как показывает практика, число учащихся, изучающих немецкий и
французский языки как первый иностранный язык, все больше сокращается.
Это типичная характеристика последнего пятилетия в среде образования.
Это актуальная проблема не только нашего региона, она носит
глобальный характер. Я думаю, что мои коллеги, преподающие
немецкий язык в обычных общеобразовательных школах, сталкиваются
с массой проблем в учебных заведениях.
Основная цель в данной ситуации – поднять престиж немецкого языка, стимулировать интерес и активизацию учащихся к изучению иностранных языков. В этой связи необходима напряженная работа с родителями для пропаганды немецкого языка. Нужно разъяснять, что в настоящее время существует устойчивая тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков, односторонняя ориентация на англо-американскую культуру, недооценка исторически сложившихся связей с Германией. Важно подчеркнуть большую общность и многовековую связь судеб немецкого и русского народов, широчайшее культурное и научно-техническое сотрудничество. На Руси столетиями образ цивилизованного культурного иностранца отождествляется с представителями германской группы народов. Говорить о том, что немецкие инвестиции в российскую экономику являются наиболее значимыми.
Первая проблема – это сохранить существующий баланс спектра изучения иностранных языков. Если данная тенденция будет усиливаться, это может привести к исчезновению французского и немецкого языков из школ и к безработице среди квалифицированных педагогов, преподающих данные иностранные языки. Одним из путей решения этой проблемы является введение изучения второго иностранного языка в школе, что будет способствовать сохранению французского, немецкого и позволит также расширить спектр других изучаемых языков, в том числе, славянских и восточных. Желательно также при введении в начальной школе иностранного языка соблюдать необходимый баланс и вводить со 2-го класса не только английский, но в первую очередь немецкий, французский, а английский язык давать позже как второй иностранный.
Хотелось бы коснуться еще одной проблемы – кадрового обеспечения. Проблема сегодняшнего дня – нехватка педагогических кадров, особенно учителей английского языка, наблюдается дефицит, как учительских, так и методических кадров. Еще одна проблема, это старение учительских кадров. Иностранный язык востребован на рынке труда, и выпускники предпочитают работать в фирмах. Отсюда очень большой процент учителей иностранного языка – это люди, которым за 50 лет. Не все учителя иностранного языка имеют высшее педагогическое образование. И хотя процент учителей-неспециалистов, работающих в школах снизился количество учителей-неспециалистов все еще довольно большое и скорее всего опять сильно увеличится в связи изучением иностранного языка со второго класса. К сожалению, не хватает и высококвалифицированных учителей. Сегодня 20% учителей имеют довольно низкие разряды (9–11). Большинство учителей, имеющих первую и высшую категории, люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Снижается количество молодых специалистов. Слабая социальная защищенность является основной причиной оттока молодых педагогов в другие сферы деятельности. Выпускников вузов перестали идти в школы из-за низкой зарплаты, бытовой неустроенности и отсутствия мотивации к учительскому труду. Многие учителя работают на 1,5 – 2 ставки.
Нельзя умолчать и о вечной проблеме учебника по иностранным языкам. Об этом можно говорить много. Современные отечественные авторы и издатели учебников по иностранным языкам не успевают следить за изменениями в языке и весьма часто учащиеся вынуждены изучать лексику и грамматические явления, которые уже устарели. Отсюда, возникает сбой в межкультурной и межъязыковой коммуникации. Ежегодно в Европе выпускаются новые словари, которые содержат слова, вошедшие в лексикон недавно, или в словарях даются пометы об изменении произношения и расширении значения слов. Кроме того, на сегодня, к большому сожалению, не все УМК готовят к итоговой аттестации по иностранным языкам, содержат мало тестовых заданий разных типов. Отмечается дефицит отечественных учебников, имеющих единую линию со 2-го по 11-й классы, а также учебников, рассчитанных на разные модели обучения иностранному языку (углубленное, профильное).
В связи с переходом на новые ФГОС учащиеся начальной школы изучают иностранный предмет во 2 класса, Вместе с тем внедрение раннего обучения иностранным языкам выявило и две существенные проблемы:
незнание особенностей психолого-педагогического развития младших школьников и технологий раннего обучения иностранным языкам;
дефицит педагогических кадров.
Также хотелось бы отметить еще несколько проблем, связанных не только с начальной школой, а именно: несоблюдение критериев численности учащихся, ведущее к определенным трудностям. В общеобразовательных школах наблюдается ситуация, когда класс не делится на подгруппы (численность учащихся составляет не 25, а 24 и меньше человек), или класс разделен неравномерно на подгруппы. Родители стараются определить своих детей в группу с изучением английского языка, считая, что владение именно английским языком является наиболее престижным. Поэтому в одной группе, например, 20 человек, а в другой – 5 (группа с французским или немецким уклоном). Все это создает определенные трудности в работе учителя.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Поэтому коммуникативно – обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей. Для того чтобы успешно реализовать эту функцию, учителю необходимо создать необходимые условия с использованием аудио – и видеосредств, наглядных материалов. Этого же требует государственный стандарт – материально-техническое оснащение учебного процесса. Эти требования включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий. В отличие от существовавших ранее средств обучения и учебного оборудования по иностранному языку настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Помещение кабинета иностранного языка должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в требованиях, в том числе специализированной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования лингафонных устройств, компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения. И ещё одна немаловажная проблема – это недостаточное оснащение кабинетов техническими средствами обучения, слабая материально-техническая база, которая не создает условий для решения сложных задач, стоящих перед учителем иностранного языка на современном этапе.
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека, без знания иностранного языка. Иностранный язык, а вернее, хорошее его знание, необходимо для любого образованного человека, в эпоху интенсивного развития международного бизнеса, успешного стирания границ между государствами и континентами; в эпоху возросших возможностей людей в вопросе путешествий и международного туризма.
Реалиями нового времени ставиться задача практического овладения языком как средством межкультурного общения . Это послужило стимулом для знакомства с культурой стран изучаемого языка. Взаимодействия «языка и культуры», нашли свое отражение в идеях лингвокультурологии. Изучение языковых и социокультурных процессов выдвинуло новые проблемы в изучении иностранных языков. В связи с этим должна измениться подготовка учителя иностранного языка. Современному учителю необходимо овладеть методикой: организации межкультурного обмена как составной части учебно-воспитательного процесса; проведения межкультурных проектов различного уровня и характера. Возможности студенческого и школьного обмена, межкультурного общения требуют определенного уровня владения иностранными языками.
Международные связи на всех уровнях – от личных контактов
учителей до партнерских связей школ и научно-методических центров
стимулируют и мотивируют изучение иностранных языков, к сожалению, перед нами возникает еще одна проблема: финансовая. Родители учащихся, учителя, студенты не в состоянии оплачивать
предлагаемые программы, даже стоимость авиабилетов.
Проблем в иноязычном образовании накопилось много.
На современном этапе развития иноязычного образования приоритетными должны стать:
– формирование современной системы непрерывного языкового образования, ее преемственности;
– повышение качества иноязычного образования;
– обеспечение доступности изучения двух иностранных языков;
– активизация инновационных процессов в языковом образовании;
– укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
– переход к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения личностных образовательных запросов учащихся в области иностранного языка и запросов рынка труда;
– подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных и готовых осуществлять инновационную деятельность в общеобразовательных учреждениях.
Сегодня, когда не утихают споры о реформировании российского образования и педагогическая наука разрабатывает подходы, определяет новые позиции и рубежи, главное слово, конечно же, за учителем, который должен находиться в постоянном поиске новых решений тех проблем, которые ставит перед ним жизнь.
Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия