Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения

Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения

Прежде чем углубиться в проблемы изучения иностранных языков, понять и осознать их, принять их и действовать, с тем, чтобы найти путь к их разрешению, хотелось быть поговорить в первую очередь о статусе иностранного языка как учебной дисциплины на современном этапе.

Наш век знаменуется значительными изменениями в жизни России и

международного общества. Для нынешнего этапа исторического развития России и мира в целом характерно расширение политических, экономических и культурных связей. В связи с этим

иностранный язык, являясь способом общения и самореализации во внешнем

мире, средством проникновения в инокультурный мир, становится реально

востребованным. Статус иностранного языка как учебной дисциплины

значительно возрастает, что ведет к переосмыслению и радикальному

обновлению содержания обучения иностранному языку. Возникло новое

понимание смысла, дидактики, методики изучения иностранного языка.

Постановка новых целей и задач обучения, отвечающих необходимости

развития у учащихся способности использовать язык как инструмент

общения в контексте диалога культур в наибольшей степени соответствует

требованиям развития общества на современном этапе. Таким образом,

одной из основных целей изучения иностранных языков стало развитие и

подготовка школьников к жизнедеятельности в демократическом

мультинациональном, мультикультурном обществе.

Вступив в XXI век, объявленный Советом Европы веком

полиглотов, мы не можем не заметить возросшую мотивацию современного

общества к изучению иностранных языков. В настоящее время

подрастающее поколение испытывает острую необходимость использования

иностранного языка как инструмента межкультурного общения. Вопрос

«Для чего нужно изучать иностранный язык?»

уже многими не ставится. Проблема уже в другом: какие иностранные языки

выбрать для изучения и сколько и с какого возраста начинать их изучение.

Таким образом, первая проблема, с которой мы сталкиваемся – это проблема выбора. До последнего времени выбор иностранного языка предоставлялся родителям. Там, где этот выбор есть, родители неизменно дают предпочтение английскому языку. Процент учащихся,

изучающих английский язык, сегодня составляет 78,3% (2000 год – 72,5%);

немецкий язык – 15,8% (2000 год – 21,1%); французский – 5,9% (2000 год –

6,4%). Как показывает практика, число учащихся, изучающих немецкий и

французский языки как первый иностранный язык, все больше сокращается.

Это типичная характеристика последнего пятилетия в среде образования.

Это актуальная проблема не только нашего региона, она носит

глобальный характер. Я думаю, что мои коллеги, преподающие

немецкий язык в обычных общеобразовательных школах, сталкиваются

с массой проблем в учебных заведениях.

Основная цель в данной ситуации – поднять престиж немецкого языка, стимулировать интерес и активизацию учащихся к изучению иностранных языков. В этой связи необходима напряженная работа с родителями для пропаганды немецкого языка. Нужно разъяснять, что в настоящее время существует устойчивая тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков, односторонняя ориентация на англо-американскую культуру, недооценка исторически сложившихся связей с Германией. Важно подчеркнуть большую общность и многовековую связь судеб немецкого и русского народов, широчайшее культурное и научно-техническое сотрудничество. На Руси столетиями образ цивилизованного культурного иностранца отождествляется с представителями германской группы народов. Говорить о том, что немецкие инвестиции в российскую экономику являются наиболее значимыми.

Первая проблема – это сохранить существующий баланс спектра изучения иностранных языков. Если данная тенденция будет усиливаться, это может привести к исчезновению французского и немецкого языков из школ и к безработице среди квалифицированных педагогов, преподающих данные иностранные языки. Одним из путей решения этой проблемы является введение изучения второго иностранного языка в школе, что будет способствовать сохранению французского, немецкого и позволит также расширить спектр других изучаемых языков, в том числе, славянских и восточных. Желательно также при введении в начальной школе иностранного языка соблюдать необходимый баланс и вводить со 2-го класса не только английский, но в первую очередь немецкий, французский, а английский язык давать позже как второй иностранный.

Хотелось бы коснуться еще одной проблемы – кадрового обеспечения. Проблема сегодняшнего дня – нехватка педагогических кадров, особенно учителей английского языка, наблюдается дефицит, как учительских, так и методических кадров. Еще одна проблема, это старение учительских кадров. Иностранный язык востребован на рынке труда, и выпускники предпочитают работать в фирмах. Отсюда очень большой процент учителей иностранного языка – это люди, которым за 50 лет. Не все учителя иностранного языка имеют высшее педагогическое образование. И хотя процент учителей-неспециалистов, работающих в школах снизился количество учителей-неспециалистов все еще довольно большое и скорее всего опять сильно увеличится в связи изучением иностранного языка со второго класса. К сожалению, не хватает и высококвалифицированных учителей. Сегодня 20% учителей имеют довольно низкие разряды (9–11). Большинство учителей, имеющих первую и высшую категории, люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Снижается количество молодых специалистов. Слабая социальная защищенность является основной причиной оттока молодых педагогов в другие сферы деятельности. Выпускников вузов перестали идти в школы из-за низкой зарплаты, бытовой неустроенности и отсутствия мотивации к учительскому труду. Многие учителя работают на 1,5 – 2 ставки.

Нельзя умолчать и о вечной проблеме учебника по иностранным языкам. Об этом можно говорить много. Современные отечественные авторы и издатели учебников по иностранным языкам не успевают следить за изменениями в языке и весьма часто учащиеся вынуждены изучать лексику и грамматические явления, которые уже устарели. Отсюда, возникает сбой в межкультурной и межъязыковой коммуникации. Ежегодно в Европе выпускаются новые словари, которые содержат слова, вошедшие в лексикон недавно, или в словарях даются пометы об изменении произношения и расширении значения слов. Кроме того, на сегодня, к большому сожалению, не все УМК готовят к итоговой аттестации по иностранным языкам, содержат мало тестовых заданий разных типов. Отмечается дефицит отечественных учебников, имеющих единую линию со 2-го по 11-й классы, а также учебников, рассчитанных на разные модели обучения иностранному языку (углубленное, профильное).

В связи с переходом на новые ФГОС учащиеся начальной школы изучают иностранный предмет во 2 класса, Вместе с тем внедрение раннего обучения иностранным языкам выявило и две существенные проблемы:

незнание особенностей психолого-педагогического развития младших школьников и технологий раннего обучения иностранным языкам;

дефицит педагогических кадров.

Также хотелось бы отметить еще несколько проблем, связанных не только с начальной школой, а именно: несоблюдение критериев численности учащихся, ведущее к определенным трудностям. В общеобразовательных школах наблюдается ситуация, когда класс не делится на подгруппы (численность учащихся составляет не 25, а 24 и меньше человек), или класс разделен неравномерно на подгруппы. Родители стараются определить своих детей в группу с изучением английского языка, считая, что владение именно английским языком является наиболее престижным. Поэтому в одной группе, например, 20 человек, а в другой – 5 (группа с французским или немецким уклоном). Все это создает определенные трудности в работе учителя.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Поэтому коммуникативно – обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей. Для того чтобы успешно реализовать эту функцию, учителю необходимо создать необходимые условия с использованием аудио – и видеосредств, наглядных материалов. Этого же требует государственный стандарт – материально-техническое оснащение учебного процесса. Эти требования включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий. В отличие от существовавших ранее средств обучения и учебного оборудования по иностранному языку настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Помещение кабинета иностранного языка должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в требованиях, в том числе специализированной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования лингафонных устройств, компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения. И ещё одна немаловажная проблема – это недостаточное оснащение кабинетов техническими средствами обучения, слабая материально-техническая база, которая не создает условий для решения сложных задач, стоящих перед учителем иностранного языка на современном этапе.

В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека, без знания иностранного языка. Иностранный язык, а вернее, хорошее его знание, необходимо для любого образованного человека, в эпоху интенсивного развития международного бизнеса, успешного стирания границ между государствами и континентами; в эпоху возросших возможностей людей в вопросе путешествий и международного туризма.

Реалиями нового времени ставиться задача практического овладения языком как средством межкультурного общения . Это послужило стимулом для знакомства с культурой стран изучаемого языка. Взаимодействия «языка и культуры», нашли свое отражение в идеях лингвокультурологии. Изучение языковых и социокультурных процессов выдвинуло новые проблемы в изучении иностранных языков. В связи с этим должна измениться подготовка учителя иностранного языка. Современному учителю необходимо овладеть методикой: организации межкультурного обмена как составной части учебно-воспитательного процесса; проведения межкультурных проектов различного уровня и характера. Возможности студенческого и школьного обмена, межкультурного общения требуют определенного уровня владения иностранными языками.

Международные связи на всех уровнях – от личных контактов

учителей до партнерских связей школ и научно-методических центров

стимулируют и мотивируют изучение иностранных языков, к сожалению, перед нами возникает еще одна проблема: финансовая. Родители учащихся, учителя, студенты не в состоянии оплачивать

предлагаемые программы, даже стоимость авиабилетов.

Проблем в иноязычном образовании накопилось много.

На современном этапе развития иноязычного образования приоритетными должны стать:

– формирование современной системы непрерывного языкового образования, ее преемственности;

– повышение качества иноязычного образования;

– обеспечение доступности изучения двух иностранных языков;

– активизация инновационных процессов в языковом образовании;

– укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

– переход к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения личностных образовательных запросов учащихся в области иностранного языка и запросов рынка труда;

– подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных и готовых осуществлять инновационную деятельность в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня, когда не утихают споры о реформировании российского образования и педагогическая наука разрабатывает подходы, определяет новые позиции и рубежи, главное слово, конечно же, за учителем, который должен находиться в постоянном поиске новых решений тех проблем, которые ставит перед ним жизнь.

Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия