Обучение чтению на уроках иностранного языка
Обучение чтению на уроках иностранного языка
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Таким образом, задача обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности – научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
В методической литературе существуют различные подходы к определению видов чтения. Виды чтения различаются по характеру процесса понимания: аналитическое и синтетическое, беспереводное и переводное; по характеру работы с языковым материалом читаемого текста: интенсивное и экстенсивное; по характеру и степени помощи, оказываемой учащимися в процессе чтения: чтение со словарем чтение без словаря, чтение с предварительно снятыми трудностями, объясненное и необъясненное, подготовленное и неподготовленное; по наличию инициативы со стороны учащегося: учебное и реальное.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют:
– Ознакомительное
– Поисковое
– Изучающее чтение.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70-75%. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации, определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация.
Изучающее чтение предполагает достижение детального (полного) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащиеся, имея установку на длительное запоминание, прибегают к повторному чтению, переводу, глубже вникают в суть коммуникативной ситуации. Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении.
Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения:
– прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;
– определять тему, основную мысль;
– делить текст на смысловые части;
– отделять главное от второстепенного;
– интерпретировать текст.
Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но и умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности.
Технологии обучения чтению
Работа по формированию и развитию навыков и умений чтения проходит несколько этапов, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи. Обучение чтению складывается из обучения технике чтения (с самого начала изучения иностранного языка) и пониманию читаемого.
При работе с любым текстом выделяются три основных этапа:
– дотекстовый
– текстовый
– послетекстовый.
Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
А. Обучение изучающему чтению
1. Предтекстовый этап
Цель: создание мотива чтения и развития читательского умения, как прогнозирование, то есть умения предполагать, предвосхищать содержания текста, используя заголовок, подзаголовок,иллюстрации к тексту. Возможные задания этого этапа:
– чтение заголовка текста, рассматривание иллюстраций к нему (если таковые есть) и высказывание предположений о теме и содержании текста.
– составление ассоциограммы по теме, которой посвящен текст;
– перевод слов, предложений на родной язык.
После этого учитель ставит задачу прочитать текст и проверить свои предположения.
2. Текстовый этап
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
– учащиеся самостоятельно читают текст первый раз, с установкой проверить свои предположения;
– при повторном чтении решают различные задачи: делят текст на смысловые части; определяют основную мысль каждой части текста; выделяют ключевые слова в каждой части; отмечают для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц; перечитывают; беседуют по содержанию текста в целом; зачитывают вслух отдельные части теста.
3. Послетекстовый этап
Цель: достижение понимания на уровне смысла и контроль понимания прочитанного. В качестве заданий на контроль понимания прочитанного могут быть предложены задания, вовлекающие учащихся в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:
– нарисуйте, начертите…
– перескажите, расскажите…
– напишите, составьте, закончите…
– переведите, найдите эквиваленты, трансформируйте…
– опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
Б. Обучение поисковому чтению
Цель: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала, определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.
В связи с этим возможны задания типа:
– по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
– по внешней структуре, особенностям полиграфического оформления текста определить тип (характер) текста;
– выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную интересующую информацию;
– обобщить полученную информацию, оценить ее с точки зрения актуальности и перспективности ее использования.
В. Обучение ознакомительному чтению
Цель: обучение прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы.
Работа с текстом осуществляется также в три этапа.
1. Предтексовый этап
– быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал;
– выделение в тексте основных смысловых вех;
– поиск ответов на вопросы.
2. Текстовый этап
– прочитать первый абзац текста и найти в нем предложение, содержащее основную(главную) информацию;
– расположить предложения текста в логической последовательности согласно содержанию;
– составить вопросы к тексту;
– прочитать вслух предложения из текста, которые объясняют название его темы;
– сформулировать идею текста.
3. Послетекстовый этап
– выразить свое согласие (не согласие) с приведенными ниже утверждениями из текста;
– распределить данные ниже вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста;
– составить план прочитанного текста;
– выразить свое отношение к прочитанному.
Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия