Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Игровые педагогические технологии на уроках иностранного языка

Игровые педагогические технологии на уроках иностранного языка

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. У многих детей активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизированной и интенсифицированной деятельностью уч-ся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением– один из основных видов деятельности человека. В человеческой деятельности игра выполняет такие функции:

– развлекательную

– коммуникативную

– самореализации

– иглотерапевтическую ( преодоление трудностей, возникающих в др. видах жизнедеятельности)

– диагностическую ( выявление отклонений от нормативного поведения)

– функцию коррекции( внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).

Большинству игр присущи главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческий характер этой деятельности.

3. Эмоциональная приподнятость.

4. Наличие правил, отражающих содержание игры.

Игру как метод обучения , передачи опыта старших поколений младшим используют с древности. В современной школе игр. деятельность используют в след. случаях:1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета. 2. как элементы более обширной технологии

3. в качестве урока или его части. 4. как технологии внеклассной. работы.

В отличие от игр вообще педагогическая . игра обладает существенным признаком– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед уч-ся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебная . деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического . задания связывается с игровым результатом.

Игры классифицируются по виду деятельности

А) физические Г) социальные

Б) интеллектуальные Д) психологические

В) трудовые

по характеру педагогического . процесса

А) обучающие Г) обобщающие Ж) развивающие

Б) тренировочные Д) познавательные З) репродуктивные. , продуктивные

В) контролирующие Е) воспитательные И) творческие

К) коммуникативные

Л) диагностические

по характеру игровой методики

А) предметные Г) деловые

Б) сюжетные Д) имитационные

В) ролевые Е) игры-драматизации

Какие же игровые технологии можно использовать в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игру с игрушками, предметами. Ребята действуют по игровым правилам. Учитель является организатором, помощником. В конце игры подводятся совместные с учителем итоги. Перед игрой все вместе обсуждают ход игры и результаты игры.

Результативность игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. В игровую технологию включаются последовательные игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по общему определенному признаку; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.

В младших классах можно использовать игры «Знакомство», «Квартет», «Моя семья» как группу игр, развивающих умение сообщать о себе и о своей семье. Следуя последовательности сложности игр, целесообразно первой проводить игру «Знакомство», когда дети сидят в кругу и знакомятся друг с другом в роли сказочных персонажей. Далее используется игра «Квартет»(она посложнее, т. к. на основе ее дети должны рассказать о себе). Дети делятся на несколько групп, получают набор картинок-карточек, содержащих начала и концы предложений следующего содержания:

Меня зовут Олег.

Мне 7 лет.

Я прилежный.

Я учусь в 1 классе.

Я живу в Караганде.

По сигналу группы начинают складывать предложения, принимая во внимание грамматические признаки построения. Группа может проверить правильность построения фраз, перевернув полученное сообщение на другую сторону. Если дети видят правильно сложенную иллюстрацию, значит и сообщение составлено верно. Группе, первой закончившей задание, предоставляется право зачитать полученное сообщение вслух. Вторым этапом игры является составление подобного сообщения о себе.

И наконец игра «Моя семья» по типу «снежного кома». Для игры необходимы семейные фотографии учеников. Первый ученик говорит на иностранном языке. «Это моя мама» и показывает ее на фотографии. Второй ученик повторяет предложение первого ученика и добавляет своё предложение, например: « Её зовут Ольга Петровна» и т. д. до последнего ученика. Потом несколько учащихся класса рассказывают о своих семьях.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии , появление стихийных групповых игр. Особенности игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, юмористическая окраска. В основном используется деловая игра, которая дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо– и социодрама.

Имитационные игры– деловое совещание, обсуждение планов, проведение беседы.

Здесь имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия( заседание общества книголюбов).

Ролевая игра. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. В 5-8 классах можно использовать игру в «учителя». Один из учащихся берет на себя роль учителя и проводит фрагмент урока в своем классе. Особенно нравится ученикам 5-6 кл. игра в любознательного Буратино. Он, как сказочный персонаж, очень мало знает об окружающих его предметах. Всё , с чем он встречается , вызывает у него интерес, поэтому Буратино задает много вопросов, удивляется, не сразу соглашается с ответом собеседника, постоянно переспрашивает. Его собеседник пытается убедить Буратино.

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например решение какой-либо задачи, ведения пропаганды и агитаций. При изучении темы «Движение» можно использовать этот вид игры. Перед учениками ставятся задачи: 1 группа– пешеходы, должна выяснить, как им лучше добраться до метро (музея и т. д. ), 2 группа– справочное бюро, должна дать справку пешеходу по поводу маршрута. На этапе тренировки решения коммуникативной задачи «спросить о маршруте и объяснить маршрут» справочному бюро и пешеходам раздаются карточки с опорными выражениями. При контроле умения решать эту коммуникативную задачу( на уроке обобщения, повторения) игра проводится без опор.

Любая деловая игра имеет следующие этапы:

1. Этап подготовки– разработка сценария(учебная цель занятия, описание проблемы, описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц)

Далее следует ввод в игру, ориентация участников и экспертов, определяется режим работы, формулируется цель, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации, выдаются пакеты материалов и инструкций, собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

2. Этап проведения– процесс игры.

А) групповая работа над заданием(работа с источниками, тренинг, мозговой штурм).

Б) межгрупповая дискуссия( выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).

3. Этап анализа и обобщения– вывод из игры( анализ, оценка и самооценка работы, выводы и рекомендации).

Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия