Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
(слайд № 2)
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия “компетентности” и “компетенции”,более соответствующие пониманию современных целей образования.
Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что (слайд № 3) «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». [4]
В чем разница терминов «компетенция» и «компетентность»: (слайд № 4)
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [3]
«Образовательная компетенция» – уровень развития личности обучающегося, связанный с качественным освоением содержания образования.
«Образовательная компетентность» – способность обучающегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность – это уже сложившееся личностное качество.
«Понятие компетентности», – согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, – «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д. ». [7]Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. [2]
Выделяют следующие группы ключевых компетенций: (слайд № 5) ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования. [8]
Обоснование актуальности темы. В связи с переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. (слайд № 6) Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
В развитии ключевых компетенций обучающихся большое значение имеют проектные технологии, так как (слайд № 7)
• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся;
• осваиваются основы исследовательской деятельности;
• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
• предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
• развивается способность к рефлексии.
Основы проектной деятельности и соответствующая ей дидактика была заложена в середине 19 века учителем Джоном Дьюи в США. Последователем дидактики Джона Дьюи стал профессор педагогики Колумбийского учительского университета Уильям Херд Килпатрик, который провозгласил лозунг: «Все из жизни – все для жизни».
В России метод проектов начал использоваться одновременно с зарубежными школами. Но использование "метода проектов" под руководством Станислава Теодоровича Шацкого в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:
• отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
• слабая разработанность методики проектной деятельности;
• неалгоритмизированность проектной деятельности. [5]
В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания биологии. Причин тому несколько:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр. )
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих, требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, обучающиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающегося в области решения проблем и коммуникаций.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Работа над проектом включает следующие этапы (по И. Д. Чечель):
(слайд № 8)
1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов решения.
3. Самообразование и актуализация знаний при консультационной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группах).
5. Исследования, решение конкретных задач.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Реализация проекта.
8. Анализ успехов и ошибок. [1]
(слайд № 9) Функции учителя при работе обучающихся над проектом:
• помогает ученикам в поиске нужной информации.
• Учитель сам является источником информации.
• Координирует весь процесс.
• Поощряет учеников.
• Поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:
• Повышение уровня активности школьников и качества знаний.
• Интеграция между предметами различных образовательных областей.
• Профессиональное самоопределение обучающихся.
Метод проектов имеет особое значение для школьной практики, так как это особая форма групповой работы, участниками которой является весь класс.
От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой стороны, помогать детям, выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Главной компетенцией учителя – предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего обучающимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г. К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, то есть «навигации в образовании». [6]
Проектная деятельность учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов. Все это развивает чувство ответственности у обучающихся, повышает мотивацию к учебе и творческую активность.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
Яработаю по УМК В. В. Пасечника. По этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.
На уроках биологии я применяю различные виды проектов (слайд № 10).
1. По продолжительности подготовки: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
2. По количеству участников: индивидуальный, работа в парах, групповой. 3. По методу: творческий, исследовательский, информационный.
Выбирая тип проекта в соответствии с доминирующей деятельностью ребенка, можно направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение обучающимися знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Это позволяет реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в весьма эффективной форме.
Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников образовательных компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи: (слайд № 11)
· образовательные: вовлечь обучающихся в активную исследовательскую деятельность;
· развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
· воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Покажу на примере, как обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Например, при выполнении лабораторной работы «Изучение препаратов крови лягушки и человека» перед ребятами ставится задача: выявить особенности строения эритроцитов человека в связи с выполняемой ими функцией; определить направления эволюции эритроцитов у позвоночных животных.
С целью формирования информационной компетентности и компетентности решения проблем в конце работы обучающиеся обобщают полученные результаты и делают вывод: строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими газовой функции. Благодаря мелким размерам, двояковогнутой форме, отсутствию в зрелых клетках ядер эритроциты связывают большое количество кислорода и поставляют его тканям.
При изучении темы «Зрительный анализатор» ребята готовили мультимедийную презентацию по готовому шаблону, который я им предоставила. Класс распределился на три группы: первая группа изучала эволюцию зрительного анализатора, вторая – строение и функции, третья – заболевания органов зрения, их профилактику и лечение. В ходе изучения обучающиеся создавали слайды, которые потом были объединены в общую презентацию. Первая и третья группа работала в основном с Интернет-ресурсами, так как в учебнике данные вопросы представлены очень кратко, а основная группа, изучавшая строение и функции органов зрения, работала с учебником и разборной моделью зрительного анализатора.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении). Учителю в этом проекте необходимо задавать жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
У ребят неплохо получились такие продукты творческого проекта, как сказка о строении растения «Поспорили однажды корень, стебель и лист».
Большой интерес вызвали у обучающихся 9 классов такие проекты как: «Влияние алкоголя на наследственность и здоровье детей», «Наследственные болезни», «Родственные браки: «за» и «против»», «Эмбриональное развитие желанных и нежеланных детей».
Практикую уроки, направленные на развитие у обучающихся навыков самостоятельного целенаправленного поиска информации в Интернете, её обработке и анализе.
Для расширения кругозора знаний обучающихся о нервной и гуморальной регуляции функций в живом организме, их взаимосвязи, роли гормонов в обменных процессах организма человека лучше всего подходят информационно – поисковые исследовательские проекты.
Например, все информационно-поисковые проекты, которые мы создаем науроке в 8-м классе по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция», имеют практическое значение и направлены на профилактику заболеваний. Школьники в процессе работы самостоятельно добывают знания, полезные для их здоровья,узнают, что железы внутренней секреции – это дирижеры жизни. Причиной всех болезней, связанных с функциональными изменениями в живом организме и нарушениями деятельности желез внутренней секреции, очень часто является неправильный образ жизни.
Я считаю что, проектный урок приобретет статус полезного, если сформулирован проблемный вопрос, задачи и определены направления работы.
У обучающихся интерес к теме проекта я пробуждаю во время беседы, которуюначинаю с цитаты: «Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека» (И. Д. Зверев).
Наше здоровье зависит от самых маленьких желез большого значения.
Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова?
Затем формулируем следующие задачи:
1. Объяснить роль гормонов в обменных процессах.
2. Рассказать об особенностях нервно – гуморальной регуляции.
3. Познакомиться с нарушениями нервно – гуморальной регуляции, мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
Предлагаю участникам проекта самостоятельно разделиться на 4 группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Помогаю ученикам составить план работы по решению задач проекта и рекомендую источники получения информации, предлагаю различные типы заданий. (слайд № 12) (Приложения № 1). Участники проекта самостоятельно распределяют роли в группах, самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы (слайд № 13) (Приложение № 2). Затем в ходе дискуссии в группах формируется главное основное содержание будущего проекта. Выбирают форму представления результатов работы. Если это компьютерная презентация, создается общий сценарий презентации, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяются количество слайдов, назначение каждого из них, основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. В конце обучающиеся проводят рефлексию своей и групповой деятельности. (слайд № 14) (Приложение № 3,5). Помимо оценочных листов (слайд № 15) я составляю сводные таблицы по классу. Это помогает мне составить целостную картину об уровне сформированности ключевых компетентностей у всех обучающихся (Приложение № 4). (слайд № 16)
Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей, можно сделать следующие выводы: (Приложение № 6)
(слайд № 17)
– практически все обучающиеся обладают тем набором ключевых компетентностей, который соответствует их возрастной группе;
(слайд № 18)
– особое значение следует придавать повышению уровня сформированности информационной компетентности, так как во всех классах уровень сформированности данной компетентности значительно ниже среднего.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки биологии с использованием технологии проектов школьникам очень нравятся, интересны, полезны, запоминаются надолго. Каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Проектная деятельность создает благоприятный фон внутри группы, между группами, формирует ключевые знания в приобретении школьниками социального опыта. Метод проектов превращает образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Библиографический список
1. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – № 6. – 39—47.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
3. Иванов, Д. И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д. И. Иванов //Завуч. -2008. -№1. -С. 4-24.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
5. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, – Омск: Изд-во ОмГУ.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М. , 2001.
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования – М. , Педагогика, 2003, №5
Приложение № 1
План работы группы № 2
Тема: « Щитовидная железа и ее гормоны».
Решите задачу:
Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке.
Вопрос: «А в жизни могут быть подобные превращения?».
Задание:
1) объясните нарушения функций щитовидной железы: «что такое зоб, микседема, кретинизм?».
2)Расскажите о профилактике заболеваний.
Результаты работы – компьютерная презентация, обновление школьного сайта, памятка по профилактике заболеваний щитовидной железы.
Проведите рефлексию собственной деятельности.
Приложение № 2
Состав группы обучающихся, самооценка деятельности
(2 группа, для других составляется по аналогии).
Состав группы | Роль в группе | самооценка | Материалы, подготовленные группой для защиты. |
1. Омарова М. | Руководитель, Ответственный за результат работы, организацию, формулировку вывода | 5 | Компьютерная презентация |
2. Амплеева А. | Подбор информационного материала для решения задач, презентаций | 4 | |
3. Федорова Д. | Подбор рисунков | 4 | |
4. Кочетов А. | Разработчик рекомендаций по профилактике заболеваний | 5 | |
5. Погосян Н. | оформитель презентации, демонстратор, докладчик | 5 | |
Общее количество балов самооценки | 23 |
Приложение № 3
Оценочный лист проектной деятельности 1 группы
(для других составляется по аналогии)
(для оппонентов)
№
|
Критерий выполнения и защиты проекта | Оценка других групп | ||
№ 2 | № 3 | № 4 | ||
1 | Качество: соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры | |||
2 | Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность. | |||
3 | Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображение соответствует содержанию | |||
4 | Взаимодействие: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | |||
5 | Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | |||
Общее количество баллов |
Приложение № 4
Сводная таблица
№ группы | Общее количество баллов самооценки |
Общее количество баллов деятельности групп | Рейтинговая оценка (среднеарифметическое) | Итоговая оценка |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Схема выставления оценок:
25 – 30 баллов – «5»
20 – 24 баллов – «4»
15 – 19 баллов – «3»
Приложение 5
Вопросы анкеты
1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно? С каким настроением я работал?
2. Доволен ли я собой?
3. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
4. Чего было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?
5. Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?
6. Были ли у меня затруднения в работе с группой?
7. Достиг ли я цели обучения?
8. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы (практики, просто интересен)?
9. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?
В. Н. Емельянова, МОУ "ООШ № 78", г. Саратов