Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование современных средств обучения при подготовке учащихся к ГИА по физике

Использование современных средств обучения при подготовке учащихся к ГИА по физике

На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом. Стратегия модернизации образования предполагает, что такой общей целью в обучении должна стать сформированность у учащихся ключевых компетентностей.

Одной из них является учебно-познавательная компетентность, как показатель результативности обучения учащегося. В настоящее время более эффективно построение единого, общего для всех предметов (надпредметного) перечня формируемых учебно-познавательных компетенций.

Представляется продуктивным в его основу положить методологические представления об уровнях познания окружающего мира. Согласно такому подходу, можно выделить теоретический и эмпирический уровни познания, каждый из них использует свои методы. Овладение каждым из методов предполагает обобщение частных умений и знаний, переход их на качественно иной уровень– уровень соответствующей компетенции.

К компетенциям, выделенным на такой основе, следует отнести:

1. Компетенции эмпирического уровня

* выполнение наблюдений;

* осуществление описаний объектов или процессов;

* проведение измерений (сравнений)– объектов или процессов;

* выполнение эксперимента.

2. Компетенции теоретического уровня

* выполнение анализа объектов или процессов;

* проведение синтеза объекта или процесса;

* способность к абстрагированию;

* проведение обобщений;

* осуществление индуктивных рассуждений;

* осуществление дедуктивных рассуждений;

* проведение аналогий;

* способность к моделированию;

* осуществление классификации объектов или процессов;

* владение статистическими методами.

Данные учебно-познавательные компетенции являются надпредметными, и могут быть положены в основу для составления соответствующих предметных тестовых материалов компетентностного характера. Их безусловным достоинством будет общая для всех предметов типология заданий, и, соответственно, общие подходы для интерпретации результатов.

Тесты для подготовки учащихся к ГИА содержат данные материалы, но явного выделения не существует, поэтому в данной статье предложу по одному варианту задания теста из О. Ф. Кабардина и представлю материал для подготовки учащихся к ГИА в формате Smart-доски в программе Notebook10. Smart-board – наиболее эффективный инструмент, позволяющий графически комментировать изображение, так как является тактильным инструментом. Учащиеся и учитель вмешиваются в ткань визуального образа, комментируют все происходящее. Для составления заданий использовала все возможности программного обеспечения, что бы увидеть все достоинства новых средств обучения, но так что бы задания были интерактивными.

Программа позволяет объединять задания и по формам, соответствующие принципам построения заданий для интерактивного действия учащихся.

К формам и соответствующим им принципам можно отнести следующее:

• Отбор – Принцип выбора правильного ответа.

• Достраивание – Принцип составления одного рассказа по незаконченным фрагментам.

• Перенос – Принцип вначале формулируется законом или правилом, которое необходимо использовать при рассмотрении конкретных примеров из набора альтернативных вариантов.

• Построение – Принцип достраивания последовательного изображения или фраз.

• Дискуссия – Принцип переноса знаний и умений в новые ситуации.

• Группировка – Принцип сходства, различия или противоположности признаков понятия, соотношения или действия, используя отдельные фрагменты.

• Соотнесение – Принцип детального рассмотрения в одной программе правила (зависимости) или явления для закрепления, систематизации проверки усвоения целого раздела.

• Соответствие – Принцип установления соответствия между математическими выражениями ( графическими) и интерпретирующими их рассуждения.

• Смешанные – Принцип составления единой логической структуры.

Использую данный материал для тестовых заданий по теме “Механическое движение”

Компетенции

Формы задания

Тестовые задания по теме “Механическое движение”. . . (Правильные ответы выделены)

Наблюдение

Моделирование

Применение

Построение

А1. Человек пройдя до перекрестка расстояние 60 м по прямой, повернул на 90° по отношению к первоначальному направлению движения и прошел еще 80 м по прямой. Найти пройденный путь и перемещение человека?

  1. Пройденный путь 140 м, перемещение 140 м.
  2. Пройденный путь 140 м, перемещение 100 м.
  3. Пройденный путь 100 м, перемещение 140 м.
  4. Пройденный путь 100 м, перемещение 100 м.
Описание

Классификация

Распознавание

Соответствие

А2. На рисунке 1 представлен график зависимости пройденного телом пути s от времени t. Какой путь прошло тело за первые 5 с движения?

1. 0 м 2. 1,2 м 3. 3 м 4. 6 м

Сравнение

Обобщение

Воспроизведение

Соответствие

А3. На рисунке 1 изображен график зависимости пройденного телом пути s от времени t. Какую скорость имеет тело в момент времени t = 3 с?

1. 1м/с. 2. 2 м/с. 3. 3 м/с. 4. 4 м/с

Сравнение

Обобщение

Соответствие

Соотнесение

А4. По графику зависимости модуля скорости прямолинейно движущегося тела от времени, изображенному на рисунке 2, определите ускорение тела в момент времени t = 5 с.

1. 30 м/с2. 2. 6 м/с2. 3. 1,2 м/с2. 4. 0.

Измерение

Анализ

Достраивание

А5. По графику зависимости модуля скорости прямолинейно движущегося тела от времени, представленному на рисунке 2, определите путь, пройденный телом от момента времени t1 = 2 с до момента времени t2 = 4 с.

1. 2,5 м. 2. 3,5 м. 3. 5 м. 4. 7 м.

Наблюдение

Дедуктивный

Применение

Перенос

А6. Векторы 1 и 2 скоростей тел А и В относительно Земли представлены на рисунке 3. Какой из векторов на рисунке 4 является вектором скорости движения тела А в системе отсчета, связанной с телом В.

1. 2. 2. 2. 3. 3. 4. 4.

Описание

Аналогия

Воспроизведение

Подстановка

А7. При равноускоренном прямолинейном движении скорость тела за 0,5 с увеличилась от 3 до 8 м/с.

С каким ускорением двигалось тело?

1. 0,25 м/с2. 2. 6 м/с2. 3. 10 м/с2. 4. 24 м/с2.

Описание

Синтез

Соответствие

А8. При прямолинейном движении пройденный телом путь изменяется со временем по закону s = 5t + 4t2 (м). Скорость тела через 2 с после начала отсчета времени при таком движении равна . . .

1. 21 м/с. 2. 9 м/с. 3. 10 м/с. 4. 16 м/с.

Описание

Синтез

Соответствие

А9. При прямолинейном движении скорость тела изменяется со временем по закону = 1 + 3t (м/с). Пройденный телом путь через 4 с после начала отсчета времени при таком движении равен . . .

1. 13 м. 2. 24 м. 3. 28 м. 4. 48 м.

Описание

Анализ

Подстановка

А10. При равноускоренном прямолинейном движении скорость автомобиля увеличилась за время t = 4 с

от 1 = 5 м/с до 2 — 25 м/с.

За это время автомобилем пройден путь

1. 120 м. 2. 80 м. 3. 60 м. 4. 40 м.

Эксперимент

Моделирование

Воспроизведение

Соответствие

А11. При движении велосипедиста по окружности радиусом R = 200 м с постоянной по модулю скоростью

= 10 м/с ускорение его движения равно . . .

1. 0. 2. 0,02 м/с2. 3. 0,5 м/с2. 4. 2 м/с2.

Эксперимент

Распознавание

Построение

А12. Если шар, подвешенный на нити, движется с постоянной по модулю скоростью по окружности, лежащей в горизонтальной плоскости, то вектор ускорения шара имеет направление, указанное на рисунке 5 стрелкой под номером

1. Ускорение равно нулю 2. 2 3. 3 4. 4

Сравнение

Синтез

Соотношения

Отбор

В1. При равноускоренном прямолинейном движении на пути s = 12 м скорость тела увеличилась

от 1 = 1 м/с до 2 = 11 м/с.

С каким ускорением двигалось тело?

Ответ запишите числом (в м/с2). 5

Измерение

Применение

Отбор

В2. Спутник движется вокруг планеты по круговой орбите радиусом R = 400 000 км со скоростью 1 км/с. Вычислите центростремительное ускорение спутника.

Ответ запишите числом (в м/с2). 0,0025

Эксперимент

Синтез

Группировка

В3. Сани, начиная прямолинейное равноускоренное движение по склону горы из состояния покоя, за первую секунду движения проходят расстояние s1 = 1 м. Какое расстояние s пройдут сани за четвертую секунду движения?

Ответ запишите числом (в м). 7

В. Л. Камышанова, МБОУ "Тучковская СОШ №1", пос. Тучково, Рузский район, Московская область