Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов
Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов
В статье раскрываются возможности учебного диалога как средства развития творческой активности обучающихся средних классов и их самостоятельности. Диалог рассматривается как дидактическое средство развития личности ученика. Определены основные методические рекомендации по организации реального общения на уроке и развития творческой активности учащихся посредством учебного диалога.
Ключевые слова: диалог, учебный диалог, коммуникация, творческая активность.
Постановка проблемы. Современное общество находится в процессе кардинальных изменений всех сферах экономической, государственной, общественной жизни, отмечается в формировании парадигмы системы образования. В связи с этим целью школьного образования становится обеспечение успешной адаптации подростков в процессе обучения, реализация школьниками собственных способностей, возможностей, интересов. Это предполагает такие изменения в организации учебного процесса, которые бы способствовали развитию активной творческой личности, способной принимать нестандартные, творческие, иногда жизненно важные решения.
Главное стратегическое направление развития системы образования в мировой педагогике, отмечает Е. Полат – это развивающее обучение – такое обучение в котором развитие человека является прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения состоят в:
– преобразовании учащихся на субъектов познавательной деятельности;
– развития школьников в процессе мышления, а не за счет работы памяти;
– усвоении познавательной деятельности в единстве эмпирического и теоретического познания;
– построении процесса обучения на приоритете дедукции в познании;
– активной учебно-познавательной деятельности в ходе выполнения учебных задач;
– формировании критического и творческого мышления как ведущих направлений интеллектуального развития человека.
Целью статьи является раскрытие возможностей организации учебно-познавательного процесса на основе использования коммуникативного метода обучения как средства развития творческой активности подростков.
Изложение основного материала. Важно отметить, что субъективная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на индивидуализированный характер познания, основанные на внимательном отношении к интересам и потребностям школьника.
Одной из задач современного общества является приобщение подрастающего поколения к универсальным ценностям, формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Иностранный язык позволяет продуктивно общаться в иноязычной среде, а также является действенным фактором личностного развития, саморазвития и самореализации личности.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Одним из возможных средств развития творческой активности школьников является учебный диалог.
Гуманистически направленная педагогика характеризуется обращением к диалогу как важнейшему компоненту личностно-ориентированного обучения, в котором устанавливаются знания, выработанные многими поколениями прошлого и сохраняющие то, чем владеет школьник, что известно только ему. Эти две стороны составляют диалогику обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов).
Диалог (dia – через, logos – слово, взаимодействие посредством слова) – не разговор двух или более лиц, не борьба мнений, диалог – полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и, как таковые, сочетаются в единстве высшего порядка (В. Н. Сластенин, Н. В. Харитонова). Диалог понимается как определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественных культур (В. В. Сериков).
В научно – педагогической литературе характеризуется несколько форм диалога. По форме диалог рассматривают как дискуссию, полемику, обмен аргументациями, конфронтацию, спор, в любой форме учитывается глубина диалогики (М. В. Кларин, В. Н. Курбанов и др. ). Каждый этап диалога можно рассматривать с точки зрения структуры, механизма общения, противоречия взглядов и мнений, которые возникают и развиваются в диалоге.
Анализ теоретических работ о диалоге (Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, В. В. Сериков и др. ) позволяет выделить следующую классификацию диалогов:
– исследовательский
– риторический
– мотивационный
– критический рефлективный
– конфликтный
– смыслотворческий
– духовный.
В центре диалоговой ситуации – личность учащегося с его самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром, с другими людьми. Любой диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта (критичность, самооценивание, определение смысла вещей, построение собственной картины мира, творческая самореализация, ценностные ориентации). Каждый собеседник ведет диалог своей формы и на своем уровне. Значит, целесообразней говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению его пожелания и обратное движение: от динамики мысли – к динамике проведения – и конкретной деятельности личности.
В учебном диалоге совершается продуктивная познавательная деятельность, производящая личностью для себя полезный продукт – знание, имеющее для нее практическую ценность. В учебном диалоге как компоненте личностно-ориентированного обучения, учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов; эти проблемы обсуждаются на уроке в споре с другими объектами.
В диалоге ученик имеет возможность поддержать высокий уровень положительной мотивации, потому что ученикам предоставляется возможность перебивать объяснение, высказывания, задавать любые вопросы, формулировать свой смысл текста.
Учебный диалог – сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций. Структура учебного диалога по внешней форме представляет собой вопросно-ответный комплекс, в котором фиксируется логико-языковое выражение ученических смыслов о внешнем мире.
Основой учебного диалога является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых и предполагает усвоение содержания и способов деятельности в условиях диалога как дидактико-коммуникативной среды.
Поэтому, проектируя учебный диалог, учитель должен продумать реализацию условий творческой учебно-исследовательской деятельности ученика, каковыми являются:
– устранение внутренних препятствий творческими проявлениями;
– фиксирование работы подсознания;
– развитие живости воображения, восприимчивости, насыщенности восприятия мира собеседников;
– помощь в обретении учащимися понимания смысла и общей направленности творческой деятельности, в которой развиваются их личностные возможности.
Анализируя труды многих исследователей, приходим к выводу, что в учебном диалогическом взаимодействии важно для учителя не только «владеть словом», но и его доброжелательность, креативность, внимательное отношение к каждому, готовность соглашаться с верными доводами, отказ от привычки во что бы то ни стало утверждать свою правоту. Тогда диалогические отношения становятся естественными и привычными для субъектов взаимодействия. Это способствует развитию творческой активности школьников.
Учебный диалог характеризуется использованием разного рода клише и разговорных формул. Развитие творческой активности и спонтанный характер речи может проявиться в паузах нерешительности, перебиваниях, перестройке фраз, изменении структуры диалогического единства, в широком использовании рекуррентных готовых фраз и разговорных формул.
Психологи отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей.
В среднем школьном возрасте процесс приобщения к творчеству протекает в учебной деятельности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую адекватную учебную и внеучебную деятельность, при которой учение превращается в «квазиисследовательскую деятельность», которой, по моему мнению, можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:
– внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
– стремится помогать ребенку понять самого себя;
– всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои творческие идеи.
Средний школьный возраст – благоприятный и значимый период для развития творческого потенциала личности. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Таким образом, в вопросе формирования творческой личности и развития ее активности этапу средней школы отводится важное место. В вопросе развития творческой активности учащихся на уроках английского языка особую роль играют различные коммуникативные задачи(ситуации), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения, когда ежедневно ученикам на уроках предлагается высказать свое мнение, вступить в коммуникацию, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. Ориентация учителя на поддержку автономности учащихся приводит к актуализации последних внутренних мотиваций, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе и самоуважении.
Творчество рассматривается как совокупность сущностного, процессуального, личностного компонентов, обусловливающих появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.
Для данного исследования важным является взгляд на развитие творческой активности как интегративное качество личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Р. С. Немов и др. ). Данный подход позволил выявить основные составляющие творческой личности подростка:
– уверенность в своих силах;
– доминирование эмоций радости;
– отсутствие боязни показаться странным и необычным;
– отсутствие конформности;
– любовь к фантазированию, способность быть самим собой, слышать свое «Я»;
– достаточная речевая активность.
В настоящем исследовании коммуникативный метод обучения выступает как инструментарий развития творческой активности подростков, который можно применять на отдельном занятии и как элемент урока. Одним из принципиальных положений организации диалога является отсутствие отметки по бальной системе, деятельность оценивается на основе суждений о правильности грамматического и стилистического строения речи. В целом, применение коммуникативного метода предполагает гуманное отношение к детям, которое выражается в заинтересованности их судьбой, оптимистической вере в ребенка, сотрудничестве, отсутствии прямого принуждения, терпимости, демократизации отношений, уравнивании учителя и учащихся в правах, праве на собственную точку зрения и праве на ошибку.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Применение коммуникативного метода в системе уроков открывает перед подростком возможности раскрепощения интеллектуальных ресурсов, расширения поля сознания, укрепления веры в свои силы, развития творческой активности, этические и нравственные основы поведения. И самое важное – он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.
Для доказательства эффективности использования коммуникативного метода обучения и учебного диалога в частности при развитии творческой активности подростков, мы предлагаем активизировать построение учебного процесса, разнообразить виды работы на уроках, стимулировать учащихся к развитию творческой активности посредством организации работы с произведениями искусства, ролевыми играми, работы с цитатами, высказываниями и поговорками, применения заданий по составлению диалогов с заранее отмеченными речевыми клише, проведения «творческих уроков». Исследовательской площадкой в данном случае является учебный процесс в 8 классе.
Одна из форм работы на уроке – организация и проведение диалогового общения относительно предложенных ситуаций. В процессе использования данной формы работы происходит развитие умений диалогической речи, творческой активности. По просьбе учителя ученики должны прочитать предложенный диалог, расширить его и разыграть по ролям в соответствии с предложенными ситуациями общения:
– два школьника торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, разбегаются;
– мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит девочке цветы и они вместе уходят;
– кукольный театр;
– мальчик разговаривает со своей собакой;
– разговор двух деловых людей по телефону.
Дополнительным заданием в данном случае может быть расширение диалога на 5 – 6 реплик.
Еще одним приемом работы, активизирующим творческую и речевую деятельность учащихся является ролевая игра. Ученики заранее получают карточки с заданиями – ролями, обговаривают предложенный текст и элементы костюма. Также можно использовать усложненный вариант этой игры – одну и ту же роль играют два человека: 1 – оптимист, 2 – пессимист.
Другим способом привлечения элементов коммуникативного обучения является работа со стихотворениями, поговорками, т. е. чтение, перевод, осознание смысла и использование вопросов к ним с целью направления учащихся на выражение своего отношения к прочитанному, описание своих действий, чувств, мыслей, обсуждение содержания прочитанного в диалогах.
Учащимся было предложено прокомментировать свое согласие или несогласие относительно пословиц:
– Friends are the thieves of time.
– No man is useless while he has a friend.
– A friend to everyone is a friend to nobody.
Во время организации и проведения этого вида деятельности по выражению своего мнения многие учащиеся приводили факты, аргументы, примеры из жизни, перефразировали известные поговорки в соответствии с заданной темой. Дети были достаточно активны и заинтересованы в ходе обсуждения. Следовательно, происходило интенсивное развитие творческой активности посредством включения заданий коммуникативного и проблемного характера.
Еще одна необычная форма урока – «снимаем фильм». Ребята разделены на несколько «киностудий», у каждой из них свой режиссер. Каждая «киностудия» вносит в предложенный отрывок диалога что-то свое.
Необходимо отметить, что подобные задания должны использоваться достаточно продолжительное время для получения необходимого результата. После проделанной работы можно отметить повышение уровня творческой активности учащихся, их заинтересованности в общении, повышение уровня мотивационной направленности и осуществлении коммуникации в монологической и диалогической формах.
Учебный диалог является одной из основных форм речевой активности, способствующей развитию творческой активности учащихся, потому что:
– диалог развивает коммуникативные умения учащихся;
– диалог способствует ориентации учащихся в ситуации общения;
– диалог формирует у учащихся умение выслушать собеседника и высказать свое мнение;
– диалог создает условия для реализации творческих способностей учащихся.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме позволил определить понятие «творческая активность» как интенсивная умственная и практическая деятельность учащихся в процессе обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Как средство развития творческой активности детей мы выдвинули использование учебного диалога в процессе обучения.
Теоретическое осмысление проблемы позволило нам определить пути и условия развития творческой активности учащихся, экспериментальная проверка которых легла в основу работы:
1. Развитие творческой активности учащихся средних классов и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если учитель применяет в работе следующие рекомендации:
– подбирать диалоги – образцы, позволяющие ученикам соотносить содержание сообщения с их собственным опытом, стимулирующие их интерес и любознательность;
– осуществлять грамотный подбор диалогов – образцов, которые могут обеспечить восполнение определенных пробелов информационного плана;
– с целью развития творческой активности учащихся опираться на уже сформированные умения и навыки творческой деятельности;
– осуществлять дифференцированный подход к развитию творческой активности детей;
– учитывать возрастные особенности при реализации коммуникативного обучения.
2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности средних школьников являются:
– возможность овладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной деятельности через использование коммуникативного метода в учебном процессе;
– создание обогащенной информационной и развивающей среды;
– тесное взаимодействие творческой личности учителя и ученика;
– использование в учебном процессе творческих заданий;
– моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся.
Обобщая теоретические положения, выдвинутые многими исследователями по рассматриваемой проблеме, анализируя свой опыт работы и работу учителей средних классов, результаты практической деятельности, мы пришли к следующему выводу: внедрение элементов коммуникативного обучения и использование учебного диалога в частности служит активизации учебного процесса, способствует превращению учащихся в равноправных участников общения, стимулирует развитие познавательных процессов, творческой активности учащихся, соответствует уровню развития подростков, их интересам, возможностям, социальному опыту, повышает мотивационную направленность в изучении иностранного языка.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М. : Наука, 1980.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб. : Союз, 1997
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М. : Педагогика, 1971
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии. – 1989. – №6. – с. 29-33
- Новые педагогические и информационные технологи в системе образования: уч. пос. /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова /под ред. Е. С. Полат. – М. : «Академия», 2001.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. – М. : Изд. иностр. и нац. словарей, 1988.
- Петровский А. В. Введение в психологию. – М. : Академия, 1995
- Пономарев Я. А. Психология творчества. – М. : Наука, 1976
М. В. Михайленко, МКОУ "Журавлевская СОШ", с. Журавлево, Каргапольский район, Курганская область