Методические рекомендации по работе с эссе
Методические рекомендации по работе с эссе
Совершенствование учебного процесса в современной школе может быть достигнуто путём придания ему творческой направленности, создания технологий творческой направленности, создания технологий творческого развития личности учащегося. Система и процесс обучения должны создавать оптимальные условия для саморазвития личности, формирования у школьников творческой, поисково – познавательской деятельности, основанной на умении аналитически подходить к изучению природы и общественной жизни, определять принципиально – новые подходы к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни.
Таким образом, одним из новых методов в совершенствовании процесса обучения на уроках биологии является работа с эссе. Эссе является альтернативой реферату. Если сказать откровенно, то на практике учитель часто встречается с фактами, где школьники широко используют сайты интернета, реже страницы энциклопедий и других научных источников для выполнения реферативных работ. При этом не всегда ученик глубоко владеет представленной в работе информацией, а тем более не применяет методы анализа, синтеза и оценки темы, представленной в работе. Следовательно, такой вид деятельности, основанный в основном на умении поиска соответствующей научной информации, не даёт возможности значительно повысить качество знаний ученика, развить учебные навыки. Учитель в данной ситуации затрудняется в объективной оценке умений и навыков школьника.
Как написать эссе? Что для этого необходимо знать и уметь?
Подготовительный этап.
Для того, чтобы владеть навыками выполнения эссе, необходимо учеников на первом этапе, начиная с 5 -6 класса, обучать умению работать с научной и познавательной литературой. На данном этапе необходимо развивать учебные навыки работы с источником, такие как, знание текста, его понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Умения и навыки при выполнении эссе.
Умения и навыки | Описание |
Знание. |
Знание фактического материала, представленного в информационном источнике. Знание фактов, событий, действий, явлений, состава, строение систем различного уровня и т. д. |
Понимание |
Объяснение фактов, событий, действий, закономерностей, представленных в информационном источнике. Роль науки в изучаемой проблеме, её ограничения в решении многих глобальных вопросов. Изложение текста или его части. Определение основной проблемы (идеи) темы, определение её актуальности. |
Анализ |
Соотносить события, факты, действия; выразить собственное отношение и дать личную оценку этическим, моральным, нравственным, культурным и социальным аспектам проблемы (темы). |
Толкование | Давать определения, объяснять значения слов, терминов, выражений, формулировок и т. д. |
Синтез |
Обобщить изученную информацию, предложить собственные пути решения проблемы на уровне семьи, школы, микроучастка, города, страны, мира и. т. д. . Возможно личностное выражение в виде стихотворения, постера, коллажа, плаката и т. д. |
Оценка (самооценка) |
Оценка собственной деятельности при выполнении работы, выявление сильных и слабых сторон эссе. |
Организация |
Собрать информацию в соответствии с темой. Умение работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, каталогами, сайтами интернета, научно-популярной литературой и т. д. |
Презентация |
Выражение информации в письменном виде, в соответствующем формате с использованием компьютерных технологий. |
Структурирование |
Представление работы в соответствии со структурой и требованиями, предъявляемыми по оформлению работы; последовательно, аккуратно, логично, грамотно |
Работу рекомендуется проводить в классе, на уроках, а затем можно совершенствовать на факультативных занятиях, кружках и заседаниях научных клубов.
На начальном этапе учитель представляет школьникам научную или познавательную информацию в соответствии с темой программы. Учитель представляет работу с информацией в виде пирамиды с той целью, чтобы у
учащихся сложилось целостное представление о последовательности этапов работы. Пирамида наглядно позволяет проанализировать уровень мышления и учебных навыков, их значимость и содержательность в совершенствовании работы с научной или познавательной информацией. Смысл пирамиды заключается в том, что мы идём от «узкого» к более «широкому» пониманию информации и развитию уровневого мышления.
На конкретном примере предлагаю рассмотреть методику работы над развитием уровней навыков мышления. Учитель предлагает тему: «Война и голуби». Она может быть рассмотрена при изучении темы: Значение птиц в природе и деятельности человека. Научная информация предлагается учителем каждому ученику в готовом виде, самостоятельным поиском которой он не занимается.
Война и голуби.
На одной из площадей Парижа на высоком постаменте стоит необычный памятник. Парижане уже привыкли к нему и спокойно проходят мимо. А несколько десятилетий назад, когда этот памятник открывали, площадь была запружена до отказа, у памятника застыли в почётном карауле солдаты, играл военный оркестр. Так торжественно открывают памятники лишь национальным героям. И хотя на этот раз памятник открывали голубям, церемония была не менее торжественная. Голуби действительно заслужили самые высокие награды. Многие из них так отличились во время первой мировой войны, что были награждены боевыми орденами Франции! Достаточно вспомнить голубя под номером 183, который во время Верденского сражения, несмотря на ураганный огонь, трижды доставляли важнейшие донесения. Достаточно вспомнить другого голубя, раненного в голову, потерявшего глаз, но продолжавшего выполнять задание. Третий голубь, истекая кровью, всё-таки принёс очень важное сообщение. Четвертый был ранен шрапнелью, однако пролетел несколько километров и сумел доставить письмо. Пятый _______________
Впрочем, были и пятые, и десятые, и, наверное, сотые.
Всем голубям – и живущим, и погибшим – был поставлен в Париже памятник.
У парижан имелись и другие основания увековечить голубя. Во время франко-прусской войны Париж был осаждён, и ни один посланец не мог пробраться через кольцо блокады. Но вот 23 сентября 1870 года над Парижем поднялся аэростат «Нептун» и, уносимый ветром, проплыл на Большую землю. Осаждающие не могли тогда понять смысла этого полёта, не догадывались, что между осаждённым Парижем и Большой землёй с того дня был установлен воздушный мост. И установлен он был благодаря голубям. В корзинах аэростатов, кроме писем на Большую землю, находились и голуби. Выпущенные затем на свободу, они, несмотря на огонь противника, устремились домой, унося привязанные шёлковыми ниточками к хвостам специальные капсулы с письмами.
За время осады французы выслали 64 воздушных шара с голубями, из которых лишь 7 не попали на место назначения. А голуби, доставленные этими шарами, возвращались в Париж с письмами и депешами. И несмотря на то, что голубей подкарауливали снайперы, что немцы стали применять против почтовых голубей специально натренированных соколов и ястребов.
Однако памятник голубям в Париже – не единственный. Бронзовый памятник голубю, а точнее, голубке есть и в Англии.
Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку атаковали фашистские самолёты и повредили её. Лодка была вынуждена опуститься на дно. Правда, перед погружением подводники успели сообщить свои координаты, но течение снесло лодку на несколько сотен километров в сторону. Занимавшаяся её поисками эскадра вернулась ни с чем. Гибель лодки казалась неминуемой.
Но на борту лодки имелись два голубя. Они были последней, хоть и слабой, надеждой моряков. К лапка голубей прикрепили записки с указанием новых координат, поместили птиц в специальную капсулу и через торпедный аппарат выбросили капсулу наружу. И помощь пришла. Люди могли только догадываться, что пережили птицы, когда разыгрался жесточайший шторм. Голубь погиб, но голубка сумела долететь до базы. За этот подвиг она была удостоена высшей военной награды Великобритании и ей поставили памятник.
Впрочем, этот памятник – знак благодарности и уважения и тем 200 тысячам крылатых связистов, которые «служили» в английской армии во время второй мировой войны, и тем голубям, которых посылали с донесением разведчики, и тем, которые осуществляли связь с партизанами и отрядами Сопротивления.
И не только им. Памятники во Франции и Англии – это, пожалуй, памятники всем голубям, которые вот уже несколько столетий верно и добросовестно помогают человеку.
Учитель начинает подготовку к уроку с составления вопросов и заданий в соответствии с уровнем мышления и содержанием научно – познавательной информации.
Уровни мышления | Примеры вопросов/ заданий. |
Знание Понимание |
Что значит слово «памятник»? Опиши место действий. Кто главный герой/герои? Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте, что тебя больше всего заинтересовало? В чём заключается основная идея (проблема) темы? Перефразируй название текста. Изложи отрывок из текста Почему голубям ставят памятники? |
Применение Анализ Синтез Оценка |
Почему поставлены памятники именно в Париже и Англии. С чем это связано? Что явилось основанием? Где в учебной деятельности вы можете применить изученную информацию (межпредметная, надпредметная интеграция). Напиши свой рассказ на основе изложенных в тексте исторических событиях (это может быть, например, записи из бортового дневника моряков подводной лодки и т. д. ). В чём содержится основная идея (проблема), представленная в научной информации. Проанализируйте, в какие военные действия, описанные в тексте, голуби испытывали, на ваш взгляд, наибольший стресс. Придумайте песню, стихотворение, коллаж, плакат на тему прочитанного (по выбору). Организуй группу, клуб для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Вырази собственное личностное, эмоциональное отношение по вопросу использования голубей в военных действиях человеком с позиции этики и морали. Предложи, по возможности, собственные пути решения проблемы по вопросу осуществления связи между людьми в военных условиях между Парижем и Большой землёй. |
Текст раздаётся каждому ученику, чтение осуществляется в классе. Затем учитель проводит обсуждение в виде дискуссии, следуя вопросам уровневого мышления. Целесообразным является деление класса на группы (6 групп). Каждая группа получает свои вопросы/задания. Затем, через 5-10 минут, начинается дискуссия. Учитель ведёт дискуссию, применяя навыки эффективного общения. Установленные правила помогают детям и учителю осуществлять свои права и справляться со своими обязанностями. Вот некоторые полезные правила для учеников:
Умение слушать друг друга
Говорить должен кто-то один
Говорить по существу
Необходимо делиться мыслями
Недопустимо умаление достоинства
Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.
Необходимыми качествами опытного учителя являются:
Умение выделять ключевые идеи
Умение дать ученикам почувствовать, что вы понимаете то, о чём они говорят
Умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно
Умение разъяснять, задавать вопросы
Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа, например, «Вы не могли бы рассказать об этом поподробнее? Каково ваше мнение? Не хотите ли ещё что – нибудь добавить?»
Все навыки межличностного общения, в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы развить свою мысль и подробно изложить её. Эти навыки общения помогают вести дискуссионную работу в группах. Устная (групповая) работа в классе стимулирует мыслительную деятельность; позволяет ученикам учиться друг у друга умению высказывать собственные умозаключения. Кроме того, необходимо отметить, что данный вид деятельности оставляет больше эмоционального впечатления у школьников по изученной теме и даёт им возможность легче выразить собственные суждения по изучаемой проблеме (теме).
Работа в классе завершена и домашним заданием является написание эссе по алгоритму.
1. Вступление. Основная идея ( проблема) темы.
2. Основная часть. Раскрыть содержание, суть темы в соответствии с источником научной информации.
3. Моё отношение к проблеме. Учащиеся выражают своё личностное, эмоциональное отношение к проблеме.
4. Пути решения проблемы. Предложить собственные пути решения изучаемой проблемы.
5. Самооценка. Отразить сильные и слабые стороны своей работы.
Учащиеся должны иметь алгоритм работы по выполнению эссе и листы самооценивания (см. главу «Формы оценивания эссе»). Лист самооценивания позволит не только определить уровень своей работы, но и даёт возможность достигнуть высокого результата.
Развивающий этап.
Основной целью развивающего этапа является совершенствование учебных навыков написания эссе. Ученики должны понимать взаимодействие современного мира, что позволит научно понимать и оценивать ограничение науки в глобальных вопросах, что значит не все научные разработки, технологии, методы могут быть использованы, так как они могут в той или иной степени повлиять на состояние окружающей среды. Учащиеся должны чётко понимать проблему, предлагать пути её решения; должны уметь обсуждать пути применения науки, включая вопросы этики, морали, нравственности, культуры, социальные проблемы.
Мораль (от лат. – moralis – нравственный), нравственность – 1)нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей, особая форма общества, сознания и способность духовного воздействия на регулирования действий человека в обществе; 2) поучение, наставление, нравоучение. Особая форма общества, сознания и вид общественных отношений – моральные отношения. Мораль регулирует поведение и сознание человечества во всех сферах общественной жизни. Мораль откладывается во многовековом опыте развития личности.
Этика (от греч. Ethika – обычай, нрав, характер) – 1) учение о морали, нравственности, о её нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии (термин Аристотеля); 2) совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. Этика – выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует её природу, внутреннюю структуру.
Культура (от лат. kultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизни представленный в продуктах материального и духовного труда. Одно из сторон человеческой культуры является бережное отношение к природе.
Социальные проблемы – проблемы, возникающие в обществе на основе какого – либо противоречия. Проблема – проблема, трудность, задача, объективно возникающий вопрос в ходе познания, решение которых вызывает интерес. Путь человеческого познания можно представить в виде перехода от одной проблемы и её решения к другой. Существуют различные социальные проблемы, их возникновение зависит от политической структуры, развития экономики, религии страны, экологии и других факторов.
Современные достижения и научный прогресс в области биологии, физики, химии, космонавтики налагают на человечество определённую нравственную ответственность за исполнение всего достигнутого на благо, а не во вред всему живому на планете Земля. В настоящее время уже стало фактом то, что резко ухудшилось экологическое состояние природной среды практически во всех крупных регионах. Это связано также со снижением моральной ответственности людей за сохранение окружающего мира для жизни в нём грядущих поколений.
Раскрывая эссе, ученик должен задавать себе вопрос: какова его позиция в аспекте отношения человека к природе. Наиболее злободневны вопросы для современной эпохи проблемы морали и ответственности личности за состояние окружающей среды. Нередко принимающие самые ответственные для человечества решения люди нередко отличаются безнравственностью, тогда как у людей нравственных, сознающих свою неотделимость от природы, нередко нет прав, чтобы противостоять экологически опасным решениям. «Экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей» – так формулировал одну из задач современности академик Б. С. Соколов.
Великий французский просветитель Жан Жак Руссо утверждал, что процесс знаний сопровождается всеобщим падением нравственности, и что в прошлом человек был чище и благороднее. Можно привести несколько примеров, где в условиях прогресса общества возникает кризис нравственности. Ещё полвека назад Чесапикский залив считался сущим раем для морских коньков. Теперь их там почти не найдёшь. По оценке Элисон Скаррат, директора Национального аквариума из Балтимора, за эти полвека в бухте погибло девяносто процентов водорослей, и вызвано это загрязнением воды. А ведь водоросли были естественной средой обитания морских коньков. Другая причина убыли – массовый отлов морских коньков у берегов Таиланда, Малайзии, Австралии и Филиппин. По словам Аманды Винсент, каждый год добывают не менее 26 миллионов этих рыб Малая их часть попадает потом в аквариумы, а большинство гибнет. Например, из этих милых рыбешек, высушивая их, изготавливают сувениры – броши, брелоки, пряжи для ремня. Однако большая часть пойманных морских коньков – по оценке Всемирного Фонда дикой природы, около двадцати миллионов – попадает к фармацевтам Китая, Тайваня, Кореи, Индонезии и Сингапура. В настоящее время в Красную книгу внесены тридцать видов этих рыб, то есть почти все виды, известные науке.
Ещё один пример. По прогнозам учёных, к началу 22 века большинство коралловых рифов может погибнуть. Кораллы гибнут прежде всего потому, что воды в Мировом океане вследствие парникового эффекта становятся всё теплее. Кораллы очень чутко реагируют на любые изменения температуры. Кораллы очень чутко реагируют на любые изменения температуры. В тропических морях вода обычно прогревается до 26-28 градусов. Если на несколько дней она поднимается всего на один градус, то кораллам становится не по себе: они испытывают настоящий стресс. В таком состоянии они активно отторгают одноклеточные водоросли, с которыми живут в симбиозе. Рифы обесцвечиваются, их пёстрая окраска меркнет. Пышный подводный лес превращается в унылый, беловатый каркас, составленный из известковых скелетов. Но даже если температура Океана возрастёт не так сильно, мириадам полипов вовсе не станет легче. Чем больше в воздухе углекислого газа, тем больше в воде угольной кислоты. Она разъедает известковую основу рифов и мешает кораллам поглощать кальций, содержащийся в морской воде, а ведь без этого материала они не построят свою колонию.
Статистика неумолимо указывает на преступную безнравственность человека по отношению к природе. Так за всю историю цивилизации прекратили существование около 200 видов птиц, причём 40 из них за последние 200 лет. По данным Международной ассоциации по охране природы, только за последние полвека на планете исчезло 76 видов животных и несколько сот видов растений. На грани исчезновения находятся 132 вида млекопитающих и 26 видов птиц. По данным американца Р. Мэя, каждый час на Земле исчезает один вид живых организмов, следовательно животный мир планеты сокращается примерно на 10 тыс. видов в год.
Отношение ко всем живым существам, а не только к человеку – область нравственности. Долг человека – защитить всё живое. Эта мысль была высказана в начале 20 века замечательным философом – гуманистом и врачом Альбертом Швейцером. В начале 20 века к человечеству стала постепенно возвращаться мудрость древних, подкреплённая современными научными знаниями. Чем больше человек узнаёт о животных, тем вернее разрушается представление о барьере, отделяющем человечество от других биологических видов. Одновременно с этим тает миф об исключительности человека, его уникальной ценности и безоговорочных правах на все блага.
«Этика есть безграничная ответственность
за всё, что живёт»
А. Швейцер.
Каковы же основные функции этики как научной дисциплины?
Во – первых, она даёт ценностно – ориентированное (мировозренческое) направление. Через восприятие этических норм общества в процессе воспитания происходит становление личности. Формируются идеалы, убеждения, намечается цель жизни. Этические нормы того или иного общества являются отражением его идеологии. Поэтому вполне закономерно, что они различаются в разных странах: в зависимости от государственного строя, роли, места и значение религии, стиля сложившихся общественных взаимоотношений. Идеологическая политика является как бы стержнем, на который нанизаны все социальные и нравственные постулаты и догмы. Так, например, в Западной Европе и США распространены идеи универсальной экологической этики. Её последователи (а в их числе были были такие выдающиеся деятели культуры, как Л. Н. Толстой, Махатма Ганди, Г Торо, А. Швейцер и др. ) не проводят в ценностном отношении разграничения между человеком и живыми существами. Нормы универсальной этики ( в частности не есть мясо, не убивать живое существо) во многом остаются лишь благодушными пожеланиями и не могут стать основным регулятором отношений людей к природе. Тем не менее универсальная этика высокогуманистична и отражает прогрессивную социально – психологическую тенденцию, свидетельствующую о формировании новых ценностных установок в отношении к природной среде.
Во-вторых, признание этических норм общества позволяет каждому члену общества стать подлинно культурным человеком. Это предполагает, что необходимо научиться вести себя таким образом, чтобы не провоцировать конфликтные ситуации, а, наоборот, располагать людей к себе, чтобы поддерживать определённый порядок в деятельности людей и их межличностных отношениях.
В-третьих, этика выполняет также познавательную функцию. Именно посредством познания, обогащения традиций и соблюдения древнейших устоев общества обогащается культура, происходит личностное становление подрастающего поколения.
Поэтому часто поднимаются вопросы, связанные с профессиональной этикой учёного, врача, педагога и многих других специалистов, деятельность которых может быть направлена как на «добро», так и на «зло» природе и человеку. Только высокие нравственные качества этих людей, их честность и порядочность могут уберечь людей от болезней, преступлений, а природу от гибели.
В современную эпоху, во взаимодействии общества и природы возникли противоречия, преодоление которых зависит не только от новых технологических решений, но и требует изменения ценностных ориентаций, преодоление сугубо утилитарного (потребительского) отношения к природе Сохранение среды обитания в целостности, забота о растительном и животном мире и в первую очередь о здоровье человека предполагают выработку такого отношения к природе, которое исходит из общечеловеческих интересов, включая интересы грядущих поколений. Современный мир поставлен перед объективной необходимостью выработки нового экологического мышления и принятия эффективных, основанных на равноправии международных процедур и механизмов, которые обеспечивали бы рациональное использование ресурсов планеты как общечеловеческого достояния.
Таким образом, на развивающем этапе выполнения эссе студент должен уметь:
доказывать глобальность масштабов, экологических проблем, социальных, проблем, связанных со здоровьем человека, основываясь на взаимосвязи природных и общественных процессов происходящих на планете;
объяснять причины возрастания масштаба влияния человека на окружающую среду по мере развития человечества и подтвердить это примерами;
определять и формулировать экологические, социальные проблемы своей местности, сопоставлять глобальные и местные проблемы окружающей среды, указывать на их особенности;
обосновывать необходимость решения экологических и социальных проблем, предлагать собственные пути решения.
На развивающем этапе при выполнении работы необходимо развивать умение у школьников работать с цитатами и правильно их оформлять в работе. Цитаты в тексте должны быть взяты в кавычки и указана сноска к автору источника. Сноска должна иметь ту же цифру в тексте, под которой автор представлен в списке использованной литературы на последней странице эссе. Цитаты могут быть обоснованием, заключением, выражением рассматриваемой проблемы, а в основной части работы ученик показывает умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обосновывать, предлагать пути решения проблемы и т. д. , используя весь свой научный язык, терминологию, лексику.
Для того, чтобы развить умение у учащихся работать с цитатами, научить их правильно и уместно использовать в тексте, целесообразно предложить работу на уроке по составлению таблицы (письменно) в тетради или в виде дискуссии (устно). Вид деятельности планирует учитель в зависимости от ресурсов учебного времени. Но опыт подсказывает, что начинать работу с цитатами необходимо через оформление таблицы в рабочей тетради. Когда школьники показывают хороший уровень работы с цитатами и умение их использовать их в соответствии с темой, то можно переходить к устной форме работы, то есть, например, в виде дискуссии или обсуждения. Это позволяет сэкономить время обсуждения проблемы для того, чтобы освободить больше времени для написания эссе.
Однако, для того, чтобы студент мог выдержать структуру эссе и раскрыть проблему в полном объёме, для этого необходимо представить инструкцию. Инструкция разрабатывается учителем в соответствии с темой. Она даёт возможность проанализировать выполнение всех этапов работы и достичь высокого уровня.
В целях общего представления о работе школьников на развивающем этапе, я предлагаю рассмотреть конкретный пример. Тема: Туберкулёз, 8 класс. Студента заранее сообщается о том, что при завершении изучения главы «Дыхательная система» им будет предложено написать эссе на тему «Туберкулёз». Ученики должны будут собрать различный материал и ознакомиться с ним. Это могут быть вырезки или ксерокопии из журналов, газет, тексты научно-популярных книг, энциклопедий, страницы интернета и т. д. . Учитель также принимает в поиске информации активное участие и может учащимся в дополнение предложить собственный материал. Это особенно важно в тех случаях, когда ученики затрудняются в поиске информации, статистический материал местного значение и т. д.
Непосредственно на уроке, при изучении данной темы учитель предлагает школьникам инструкцию. Они знакомятся с ней в течение 2-3 минут.
Эссе. Инструкция. Туберкулёз.
Во времена Коха туберкулёз был причиной смерти каждого седьмого человека. Сегодня на земном шаре каждые 4 секунды кто – то заболевает, каждые 10 секунд кто-то умирает от туберкулёза. Чтобы представить опасность заболевания, достаточно сказать, что от туберкулёза людей умирает больше, чем от 37 основных инфекционных заболеваний, вместе взятых, включая холеру, чуму и дизентерию. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире регистрируется ежегодно 8 -10 млн. новых случаев туберкулёза и более 3-хмиллионов людей погибают от него. «Мы на пороге глобальной эпидемии туберкулёза»_ говорит д-р Гру Харлем Брундтланд, генеральный директор ВОЗ.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в Казахстане в последние годы характеризуется резким подъёмом заболеваемости населения и смертности от него. За последние 8 лет количество больных туберкулёзом в республике увеличилось в 2. 5 раза.
Основным источником туберкулёзной инфекции являются больные туберкулёзом люди, животные и птицы, причём наибольшую опасность представляют больные с массовым бактериовыделением. Болеют туберкулёзом помимо людей, домашний скот, в основном крупный рогатый, и домашние птицы. Из животных для человека в основном опасны коровы и козы. Туберкулёз является капельной инфекцией. Заражение может происходить при контакте с больным, который рассеивает туберкулёзные палочки при кашле, чиханье, разговоре, поцелуях. Реже заражение происходит через молоко, молочные продукты, мясо, яйца больных птиц. По наследству туберкулёз не передаётся.
Открытие возбудителя туберкулёза принадлежит немецкому бактериологу Роберту Коху, который на заседании Физиологического общества в Берлине 24. 03. 1882 г. представил доклад
«Этиология туберкулёза».
Туберкулёз – исключительно дорогостоящее заболевание, и успешная борьба с ним возможна лишь в условиях достаточного финансирования и совместной работы всех заинтересованных служб и ведомств, активной пропаганды профилактики и лечения туберкулёза.
Специалисты утверждают: туберкулёз самый чувствительный индикатор благополучия народа. Туберкулёзом может заболеть каждый, независимо от возраста, пола и социального положения, но значительно реже болеют те, у кого организм способен противостоять этой инфекции.
Задание.
1. «Если опасность болезни определить количеством жертв, то туберкулёз оставит далеко позади от себя такие самые страшные инфекционные заболевания человечества, как чума, холера» (Роберт Кох).
Прокомментируйте актуальность изучения туберкулёза в наши дни. Используйте статистику.
Прокомментируйте рост туберкулёза в Казахстане.
Какова роль науки в изучении туберкулёза?
2. Специалисты утверждают, что туберкулёз самый чувствительный индикатор благополучия народа.
Прокомментируйте взаимосвязь между социально-экономическим развитием Казахстана и ростом туберкулёза в стране.
Ознакомьтесь с путями решения проблемы по ограничению распространения туберкулёза в стране и прокомментируйте их.
Предложите собственные пути решения проблемы.
Хорошо продуманное эссе должно включать как минимум:
– Хорошее понимание роли науки и интеграции её в общество.
– Хорошее понимание влияния культуры на внедрение научных достижений в практику.
– Чёткое понимание проблемы и пути её решения.
– Понимание вопросов этики и морали в изучаемой проблеме.
Ваше эссе должно быть обработано своими словами. Вы можете использовать рисунки, диаграммы, которые могут быть написаны и нарисованы своими руками. Ваше эссе должно включать библиографию.
Затем учитель с учениками, следуя инструкции и алгоритму написания эссе, начинает шаг за шагом определять проблему и раскрывать тему. Ученики используют собственную разнообразную информацию, показывают личностное понимание проблемы. Обсуждение в классе сопровождается одновременным оформлением цитат в рабочих тетрадях в виде табличного материала. Школьники активно делятся собственной информацией, умозаключениями, предлагают пути решения проблемы. Учитель активно помогает ученикам в осознании и оформлении информации, ненавязчиво корректирует ответы учащихся.
Предлагаю рассмотреть пример таблицы работы с цитатами из информационных источников (материал представлен в сокращении).
Таблица. Туберкулёз – глобальная проблема.
Вопросы | Содержание цитат. |
Я понимаю актуальность проблемы. |
« Сегодня на земном шаре каждые 4 секунды кто-то заболевает, каждые 10 секунд кто-то умирает от туберкулёза. За последние 8 лет количество больных туберкулёзом в республике увеличилось в 2,5 раза, только в прошлом году было зарегистрировано более 700 случаев активного туберкулёза__» (Республиканский журнал «Здоровье» № 35, 2004 год, стр 12. ) |
С чем было связано распространение туберкулёза на территории Казахстана? Я понимаю роль науки в решении проблемы. Я понимаю, что туберкулёз – это социальная проблема. Я понимаю роль этики и морали в решении проблемы. Я предлагаю пути решения проблемы. |
« В 18 веке туберкулёз в казахстанских степях встречался довольно редко. Способствовал этому кочевой образ жизни, когда поселения людей были немногочисленны и располагались далеко друг от друга. Рост заболевания в начале 20 столетия был вызван массовым переселением российских крестьян, среди которых болезнь была весьма распространена__. ». « Открытие возбудителя туберкулёза принадлежит бактериологу Р. Коху. Основным источником туберкулёзной инфекции являются больные туберкулёзом люди, животные и птицы. Заражение возможно при контакте с больным, который рассеивает туберкулёзные палочки при кашле, чиханье, разговоре, поцелуях . . ». « Специалисты утверждают: туберкулёз самый чувствительный индикатор благополучия народа. В нашей стране он продолжает опускаться до отметки «очень опасно». «Туберкулёз правит бал» там, где низок уровень социально-экономических условий людей, низкая санитарно-гигиеническая культура, слабая материально-техническая база противотуберкулёзных учреждений, недостаточное финансирование. По данным ВОЗ, в нашей республике 85% населения живут в условиях, которые определяются как ниже среднего уровня, 1\2 из них – за чертой бедности. То есть они потенциальные туберкулёзники и число их растёт из года в год ». «Гигиена окружающей среды. Внушение окружающим, что сплёвывание – неприемлемая и отвратительная привычка, способствующая распространению инфекционных заболеваний ». В учебных заведения проводить профилактические беседы с учащимися, дебаты; организовывать акции борьбы с туберкулёзом в стране; устраивать конкурсы плакатов, рисунков на данную тему. |
Активное обсуждение проблемы в классе, как показывает практика, не оставляет равнодушными к поставленной проблеме. Школьники чувствуют свою сопричастность к проблемам общества. Работа в классе позволяет каждому ученику осознать проблему и полностью готовит его к написанию работы.
М. В. Михайлова, Международная школа Фонда образования Н. Назарбаева. , г. Алматы, Казахстан