Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Преодоление школьной неуспешности на развивающих уроках МХК

Преодоление школьной неуспешности на развивающих уроках МХК

Как известно, проблема школьной неуспешности обостряется с переходом в среднюю школу. Период обучения в средней школе приходится на период активного психологического развития, когда у детей меняется отношение к окружающим людям и к учёбе. На первый план выходит общение с теми людьми, с которыми у ребёнка находятся общие интересы. Появляются свои приоритеты в предметных областях. Познавательная мотивация становится более избирательной: познавать хочется те вещи, которые вызывают эмоциональный отклик, могут послужить материалом для творческой самореализации.

К сожалению, этот момент часто выпадает из поля зрения большинства учителей. ( Но это не их вина, а их беда, т. к. по многим основным предметам учителя вынуждены постоянно «натаскивать» учеников на определённые формулы, ответы, знания, для того, чтобы не выглядеть «бледно» при тестировании и городских контрольных, ГИА и ЕГЭ. И учителя поставлены в такие жёсткие рамки, что у них не остаётся времени, чтобы заинтересовать детей необычным фактом, историческим анекдотом и т. д. Большинство учителей нацелено на оценки и результат, а не на заинтересованность детей их предметом. . )

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспешности или неудач в учёбе. Под нею понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам. Ученик имеет слабые навыки чтения, письма (медленно всё проделывает), слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспешеность ведёт к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности.

Причины неуспешности (три группы причин школьных неудач)

1. Социально – экономические: материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье.

2. Причины биопсихологического характера: наследственные особенности, способности, черты характера.

Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности,

увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.

3. Педагогические причины, т. к. обучение, профессиональные действия учителя являются решающим

фактором в развитии школьника.

(Наша учительская беда и беда учеников: жёсткая система обучения; содержание образования одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности ребёнка; стереотипный выбор методов, форм обучения; недооценка эмоций в обучении, иногда отсутствие эффективного контроля за результатами, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку. )

Средства преодоления неуспешности

Мы – учителя вряд ли можем повлиять на первые два фактора, две причины ( социально – экономическую и биопсихологическую), но в наших силах изменить педагогическую причину неуспешности.

Это и: 1. педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе

применение активных методов и форм обучения, новых

педагогических технологий, проблемного обучения

2. педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения,

своевременное выявление пробелов

3. педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе: дополнительные занятия,

факультативы

4. воспитательное воздействие – поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим

воспитанием, то с неуспевающими должна вестись планируемая

воспитательная работа, которая будет направлена на развитие

интереса к обучению у учащихся

Наше учебное заведение всерьёз озабочено этой проблемой современной школы и пытается разрешить её. А я это делаю в рамках своего предмета музыки и МХК.

Для профилактики неуспешности важна тесная связь основного обучения с дополнительным образованием, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении является успешным в области искусства. И данный факт профессиональный учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику группы риска задания, связанные с рисованием, художественным трудом, выразительным чтением и т. д. Таких детей необходимо включать в коллективные творческие дела, давать посильную роль, задание, повышая тем самым как их самооценку, так и их авторитет в классном коллективе. Не оставлять без внимания, поощрять ученика за незначительные успехи как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен быть внимателен к проявлению интереса к любому делу у неуспевающих , чтобы формировать мотивацию к обучению. Мы с моими ребятами выбрали для себя такой девиз: « Если хочешь чего-то добиться, пробуй себя во всём!»

Работая над этой темой, я поняла, что основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития (эмоциональной нестабильности, учебной неуспешности) являются понимание и сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, выравнивание культурно – образовательных возможностей детей. Доверие к ребёнку, личный пример педагога помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка. В силу особенностей учебной деятельности неуспешных учеников нужны ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости. Я стараюсь найти подтверждение уникальности неуспешного ребёнка, показать эту сторону его характера другим детям, чтобы и другие ученики позитивно воспринимали его, а не только я – учитель.

Конечно, работа с неуспешными детьми представляет большие трудности, требует много времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы.

Работаю в этой школе три года. Искренне считаю, что у уроков искусства особый статус.

Всего при одном! часе в неделю надо попробовать научить рисовать, петь, знать танцевальные «па» и т. д.

Но главная проблема не в том, чтобы дать детям практические умения. Речь идёт о детском желании заниматься этими видами искусства. Желании придти и узнать что – то новое, пережить с героями произведений неизведанные чувства, задуматься о вещах, которые ранее не волновали и не задевали.

И главную задачу учителя, преподающего искусство, я вижу в выражении «не навреди», «не отврати»

от этого прекрасного; не позволь пройти мимо, задержи рядом с этим чудом – искусством А оно, коснувшись струн души, сотворит другое чудо – разбуженное, нежное, ранимое, чувствительное сердце.

И МХК мне видится более развивающим уроком, обогащающим, вызывающим интерес, чем обучающим. Мне важнее увлечь детей темой, постараться «растормошить» их, заставить думать, обсуждать эту тему, нежели снабдить их сухими фактами по истории культуры. Часто использую интересные рассказы, очерки, нераскрытые тайны, детективные истории, любовные истории( именно этот аспект особенно волнует 8,9 классы ), смешные комментарии тех или иных событий.

А если у ученика слабые успехи в точных науках, нет развитой речи – не беда! Мы оценим его по другим делам:

1 – сделай своими руками (кроссворд, рисунки, план экскурсий)

2 – будь активен на уроке ( три точных ответа на поставленные вопросы – оценка «пять»;

это гораздо проще, чем воспроизвести кусок прочитанного текста, да ещё и в связной форме)

3 – будь активен в итоговой игре на последнем уроке четверти (получаешь оценку

«пять», а может и не одну)

Стараюсь не « забивать» учеников плохими оценками и они очень благодарны мне. Иногда слышу сказанное со вздохом: «Но хоть по МХК в четверти «4»( или «5» ). Спасибо Вам!». А я обычно говорю:

«Мне – не за что. Это твой труд, твои усилия, ты заработал эту оценку. Ведь это не подарок!!! Это вознаграждённый труд!» И есть дети, которые прыгают и поют от радости в этот момент. И в их глазах появляется уверенность в себе, оказывается, они не «пропащие», просто с другими предметами

«не срослось» _______________

Недавно, двое «юных гениев», у которых всё трудно учится, запоминается, соображается, получили по непростой теме «4». В классе им начали аплодировать, пожимать руки; все радостно «гудели», но я не прерывала их. Пусть я потеряю 3-4 минуты времени урока – не жалко! Вы бы видели их сияющие лица!

Чем не преодоление неуспешности в обучении? Поддержка одноклассников очень важна.

На моих уроках нет глобальных к/р, у нас приняты небольшие «сигнальные» с/р по пройденной теме :

-объём материала для выучивания не страшит детей даже с плохой памятью

-стараюсь спрашивать исключительно по теме и вопросам, которые обсудили накануне

-в 8-х классах первую половину года повторяю вопросы даже перед с/р: кто учил –

вспоминает, кто не учил – исключает появление «2», даже те, кто проболел эту тему,

внимательно нас слушают, т. к. они могут попробовать написать эту с/р, но вопросы им

позволено выбирать из любого варианта.

-вопросов много, но делю я их на 3 варианта, и в каком порядке они попадутся, и в

каком варианте – угадать, узнать невозможно

-пишем мы с/р быстро, т. к. каждому варианту достаётся не более 6-7 вопросов, а

происходит повтор всей темы

-вопросы мы не переписываем, ставим номер вопроса и сразу отвечаем (экономия

времени)

-учу писать кратко, умело выражать свои мысли

-списать трудно, слишком далеко сидят друг от друга одинаковые варианты

И вот постепенно неуспешный ученик, «не хватающий звёзд с неба» по другим предметам, не боится пробовать себя, свои силы в МХК. Не сразу, но превращается в успешного, начинает верить в себя, уважать себя, чувствовать уважение окружающих.

Многие дети у нас, к сожалению, «убогие» в сфере искусства и культуры: почти не читают книги, не делают домашние задания. И все мои с/р рассчитаны на среднего и слабого неуспешного ученика. Что же мы делаем с сильными? Просто даём им возможность попробовать написать одновременно 2 или 3 варианта. Вы будете смеяться, но всё больше, и больше детей научаются проделывать такой «фокус»! И самое главное!!! Середнячки начинают тянуться за сильными учениками и пробовать писать тоже по 2 варианта!

«Удивительные вещи, просто чудеса

Происходят постоянно у нас на МХК!»

Стараюсь много времени уделять обсуждению нравственных проблем. Вряд ли у математиков и физиков есть возможность поднимать на уроке такие вопросы. А МХК – это бездонный колодец, откуда можно черпать непрерывно примеры духовности, нравственности: весь долгий путь, который прошло человечество. Только внимай, наблюдай, обдумывай и делай выводы!

На уроках использую много иллюстративного материала. Это красочное зрелище возбуждает любопытство и интерес. Время от времени смотрим учебные и художественные фильмы.

Детям хочется как можно больше смотреть к/ф, но это всё же пассивное участие в процессе. Стараюсь этим не злоупотреблять, использую чаще при повторении. И ещё одна особенность просмотра к/ф:

ребятам интереснее смотреть, если они знают, о чём идёт речь. Они постоянно сравнивают свои познания с « киношными».

И конечно, в процессе преподавания очень важна личность педагога. Я преподаю предмет МХК более 15 лет, а увлекаюсь искусством более 30 лет. Всё это время я покупаю книги,

журналы, альбомы по искусству, видеофильмы, СD, DVD, аудиозаписи и т. д. Когда увлечён сам, это неравнодушие передаётся и детям.

Я стараюсь быть честной и искренней с учениками. Они знают, что я ни на ком не вымещаю злобу или плохое настроение, неудачи. Они доверяют мне. Я это очень ценю и стараюсь соответствовать.

Н. В. Обухова, ГБОУ Школа №1970, Москва