Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

О таланте музыканта к импровизации

О таланте музыканта к импровизации ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus – неожиданный, внезапный) – встречающийся в ряде искусств (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Музыкальная И. известна с древнейших времён. Устный характер народного творчества – передача песен и инструментальных наигрышей на слух, по памяти – способствовал использованию народными музыкантами (певцами и инструменталистами) элементов И. В своей практике И. они опирались на выработанные в народе формы музыкального мышления, на устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов и т. п. Для народных музыкантов характерно стремление объединить чёткую фиксацию однажды найденного музыкального образа с его свободным варьированием, добиваясь постоянного обновления и обогащения музыки. В музыкальных культурах восточных народов импровизационное варьирование определённой мелодической модели составляет основную форму музицирования. Через странствующих народных музыкантов И. проникла в городскую музыкальную культуру. В европейской профессиональной музыке И. получает распространение в средние века – первоначально в вокальной культовой музыке. Поскольку формы её записи были приблизительными, неполными (невмы, крюки), исполнитель вынужден был в той или иной мере прибегать к импровизации ( юбиляции и др. ). Со временем методы И. становились всё более определёнными, регламентированными. Высокого художественного уровня искусство И. достигает в светских музыкальных жанрах в эпоху Возрождения; многообразное преломление оно получает в музыкальной практике 16-18 вв. , как в композиторском, так и в исполнительском искусстве. С развитием инструментальной сольной музыки, особенно для клавишных инструментов, выросли масштабы И. – до создания в виде И. целых музыкальных пьес. Музыкант, нередко объединявший в одном лице композитора и исполнителя, для овладения искусством И. должен был пройти специальную подготовку. Мерилом профессиональной квалификации музыканта, например органиста, долгое время служило его мастерство в творении свободной И. (часто на заданную тему) полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др. ). Первым прославленным мастером И. был органист и композитор 15 в. Ф. Ландино. С конца 16 в. , с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система владения генерал-басом, к-рая предусматривала исполнение аккомпанемента к мелодии по цифрованному басовому голосу. Хотя исполнитель и должен был придерживаться определённых правил голосоведения, подобная расшифровка генерал-баса включала в себя и элементы И. Владение генерал-басом в 17-18 вв. считалось обязательным для музыканта-исполнителя. В 16-18 вв. были распространены приёмы исполнительской И. – колорирование (разукрашивание) исполнителями инструментальных пьес (для лютни, клавира, скрипки и др. ), вокальных партий. Особенно широкое применение они нашли в колоратурных партиях итальянских опер 18 – нач. 19 вв. Правила этого рода И. , одним из художественных проявлений которой является искусство орнаментики, изложены во многочисленных старинных музыкально-теоретических трактатах, вокальных и инструментальных школах. Однако злоупотребление такими приёмами, превращавшими подобную И. во внешне-виртуозное украшательное искусство, привело к её вырождению. Углубление музыкального содержания, усложнение его форм в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведения, устраняющей произвол исполнителей. С конца 18 в. исполнительская И. в различных её проявлениях (на основе генерал-баса, колорирования и др. ) начинает уступать место точной передаче исполнителем нотной записи, кладёт начало кристаллизации искусства интерпретации. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. получают распространение такие формы И. , как свободное фантазирование, а также И. на заданную тему, к-рая утвердилась в качестве специального (обычно заключительного) номера в концертных программах виртуозов– инструменталистов. Выдающимися импровизаторами были крупнейшие композиторы этого времени (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен). Всеобщее увлечение И. особенно характерно для эпохи романтизма. Свободное фантазирование составляло неотъемлемую часть исполнительского мастерства художника-романтика, необходимость его обосновывалась романтической музыкальной эстетикой. Позднее значение И. уменьшается. Исполнение И. продолжает удерживаться у оперных певцов (в арии); черты её (в виде нюансов интерпретации в процессе самого исполнения) проявляются при исполнении произведений наизусть (форма концертных выступлений солистов, ставшая обычной со 2-й пол. 19 в. ), чтении нот с листа. Свободная И. инструменталистов сохраняется в каденциях инструментальных концертов (в течение непродолжительного времени; уже Бетховен в своём 5-м фп. концерте сам выписывает каденцию), у органистов (С. Франк, А. Брукнер, М. Дюпре и др. ). И. хоральной обработки и фуги и поныне остаётся пробным камнем профессионального мастерства органиста. В современной музыкальной практике И. не играет существенной роли, сохраняя значение лишь в творческом акте композитора, в качестве подготовительного этапа формирования музыкальных образов и как элемент исполнительской интерпретации. Исключение составляет джазовая музыка, которой органически присущи элементы коллективной И. В 20 в. с возникновением кино И. находила применение в музыкальной иллюстрации «немых» кинокартин (сопровождение фильма игрой на фп. ). Некоторые музыканты– педагоги и композиторы используют И. как средство музыкального воспитания детей и юношества (Э. Жак-Далькроз, Ф. Йёде, К. Орф). С 1950-х гг. произвольная И. находит применение в авангардистском искусстве , в произведениях К. Штокхау-зена, П. Булеза и др. , запись которых даёт исполнителю лишь немногие ориентиры для свободного претворения авторского замысла или же предоставляет ему по собственному усмотрению, в процессе исполнения, варьировать форму сочинений. Некоторые музыкальные жанры носят названия, указывающие на их частичную связь с И. (напр. , «Фантазия», «Прелюдия», «Импровизация»).

Когда-то, несколько столетий назад, любой концерт, любое публичное выступление артиста-музыканта начиналось незатейливой прелюдией, то есть предварительным музицированием. Пока собиралась публика, пока знакомые раскланивались друг с другом, двигали стулья и поправляли съехавшие набок напудренные парики, музыкант-исполнитель задумчиво (обратите внимание, задумчиво, а не бездумно) перебирал клавиши настраивая себя и публику на нужный лад. Играл он, не глядя в ноты, чаще всего сочиняя на ходу…

Музыку издавна сравнивают с архитектурой. Архитектуру называют застывшей музыкой, а про музыку говорят, что она – звучащая архитектура. И правда, музыкальные произведения иногда напоминают затейливые звуковые постройки.

Но что бы вы сказали, если бы услышали этакий сумасбродный королевский приказ: «Велю к завтрему построить дворец хрустальный о семи башнях, десяти мостах и фонтанах без счёту»?

Наверное, вы бы сказали: «Дворец за ночь возвести?! Да ещё хрустальный! Это, извините, только в сказках бывает, где «по щучьему велению» дела делаются».

А вот музыканта-импровизатора, если ему предложат возвести даже самое хитроумное музыкальное здание, никакие сроки не смущают.

Ему не нужно заранее обдумывать форму будущего произведения. Он не сочиняет десятки мелодий для того, чтобы выбрать лишь одну из них, самую удачную. Он ничего не записывает, как композитор, и ничего не разучивает, как музыкант-исполнитель. Он не ждёт, пока музыканты-исполнители разучат партии, что бы наконец предъявить публике его долгожданное сочинение. Он сам, когда ему захочется, приступает к возведению музыкального здания, не прибегая ни к чьей помощи и не ожидая никакого «по щучьему велению». Потому что этот музыкант одновременно и композитор, и исполнитель, и … ноты, по которым играет.

Он – импровизатор, то есть композитор, исполнитель-изобретатель, для которого музыка в полном смысле слова и есть «звучащее время». Ибо И. – это восхитительная, завораживающая и очень

Сложная музыкальная «игра»,

где на «игровом поле» встречаются в увлекательном единоборстве Музыка и Время.

Вот музыкант-импровизатор садится к роялю, или берёт гитару и начинает строить абсолютно новое музыкальное сооружение. Поразительно, но ведь он исполняет произведение, которое … ещё не сочинено.

Не только присутствующие видят и слышат любую такую И. в первый раз. Сочинитель-импровизатор оказывается в положении первооткрывателя. Он ведь тоже ни разу не слышал того, что играет. Потому что создаёт музыку, что называется, на ходу, сочиняет во время исполнения. Или, может быть, исполняет во время сочинения.

Как бы там ни было, И. – это

Мгновенное сочинение

музыки в момент исполнения. И. – это то, что всегда в первый раз. И, увы, всегда в последний!

Нет, не пугайтесь ни с самим импровизатором, ни с его произведением ничего страшного не происходит. Просто исполненная во второй раз И. перестаёт быть И. Ведь И. – это сиюминутное «изобретение» музыканта. Произведение «на один раз». Оно действительно равно музыкальному времени, отведённому ему самим импровизатором. Ни больше ни меньше!

И. возникает сразу в виде стройных и согласных звуков как бы сама собой. Иногда бывает трудно поверить, что музыкант не затрачивает ни секунды времени на обдумывание столь совершенного и блестящего сочинения. Кажется, что кто-то свыше вкладывает в сердце и чуткие пальцы музыканта ноты и звуки этих чудесных творений. Не потому ли, слушая гениальные И. Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта и других музыкальных чародеев, их потрясённые современники говорили: « Это дар Божий!»

В исполнении великих музыкантов старинное прелюдирование стало увлекательной и глубокомысленной музыкальной игрой.

Умением импровизировать начали оценивать художественный талант композитора и музыканта-исполнителя. Впрочем, несколько столетий назад уважаемый музыкант обязан был совмещать оба эти таланта и предъявлять их требовательному слушателю именно в виде умения импровизировать. В старину даже устраивались

Соревнование импровизаторов.

Как то раз служивший при королевском дворе прославленный французский музыкант Луи Маршан впал в не милость у своего повелителя. Не долго думая, он решил отправиться на поиски удачи в Германию.

Оказавшись в Дрездене, именитый музыкант тут же был представлен ко двору, где играл на органе и на разных клавишных инструментах в присутствии самого короля.

Игра француза так понравилась его величеству, что у него возникла мысль предложить заезжей знаменитости место придворного музыканта.

Но Маршан считал, что он должен быть не просто придворным, а первым придворным музыкантом. Французский маэстро был высочайшего мнения о своём искусстве и не скрывал этого от окружающих.

Однако немецким музыкантам показалось, что надменность и самомнение Маршана превышают его талант. Они не стали спорить и обижать приезжего маэстро, а решили на свой лад преподать ему урок скромности. Было задумано устроить встречу, а проще говоря, состязание между горделивым Маршаном и скромным маэстро из города Веймара Иоганном Себастьяном Бахом.

Маршан снисходительно принял вызов. С согласия короля Бах был вызван в Дрезден. Вежливым письмом он уведомил Маршана о том, что готов решить любую музыкальную задачу, которую тот сочтёт достойной его скромного таланта. Разумеется, если французский маэстро тут же предложит своё решение той же задачи.

И вот в роскошном доме министра, графа Флемминга, где ожидалась встреча двух музыкальных соперников, собрались знатоки искусства И. В назначенное время явился Бах. Вокруг клавичембало , звуки которого вот -вот превратятся в турнирное оружие двух рыцарей музыки, заняли места беспристрастные судьи.

Но Маршан заставлял себя ждать.

Когда нетерпение присутствующих достигло предела, за французским музыкантом отправили посыльного. Однако вернувшийся посыльный сообщил, что господин Маршан ещё утром отбыл из Дрездена в неизвестном направлении.

Как выяснилось, накануне Маршан узнал, что Бах собирается немного помузицировать на церковном органе. Никем не узнанный, честолюбивый француз посетил церковь и там услышал органные импровизации своего соперника.

Маршан был хорошим музыкантом и сразу понял, чем закончится предстоящий музыкальный поединок. Поэтому, он решил его даже не начинать. С утренней почтовой каретой французский маэстро отправился домой в Париж. Он увозил в памяти потрясающее звучание церковного органа, за клавиатурой которого сидел величайший импровизатор, ещё не очень известный Иоганн Себастьян Бах.

Искусством И. владели почти все выдающиеся композиторы, ибо И. требует прежде все наличия сочинительного таланта. Однако в наши дни, когда композиторами прошлого и настоящего написано необъятное количество прекрасных произведений, искусство И. уходит в прошлое. Ну и в наши дни

Джазовые музыканты

Продолжают строить свои выступления на блистательных инструментальных и вокальных И.

Вот джазовый музыкант, словно зажигая огонёк, скромно преподносит слушателю какую-нибудь известную мелодическую тему. А потом… Что происходит! Музыкальный огонёк разгорается в фейерверк, в сверкающий и искрящийся огненный водопад. Это джазовый исполнитель с своими И. раздул небольшое пламя музыкальной темы в настоящий праздник огня.

Только выдающиеся композиторы и исполнители по-настоящему владеют искусством И. Оно считается одним из высших проявлений музыкальной одарённости. Это искусство требует от музыканта использования всех тех природных талантов, о которых мы уже говорили.

Так природные музыкальные способности позволяют человеку свободно ориентироваться в мире звуков и превращать их в прекрасную, возвышенную речь, трогающую сердца и души людей.