Осознанный выбор
Осознанный выбор
Современная жизнь диктует свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более динамичным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.
В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности в развитии.
В настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г. М. Дульнев, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский).
Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но, не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно и реализоватьприобретенные в школе навыки трудовой подготовки.
Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с ограниченными возможностями не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Специальные коррекционные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей, разработке и использовании специфической системы профориентирования и профподготовки.
Исходные теоретические положения
Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья основывается, прежде всего, на идеях дифференцированного и личностно– ориентированного обучения. Основой разработки Проекта «Осознанный выбор» явились:
– теория формирования и развития познавательного интереса (Г. И. Щукина, Г. Ю. Ксензова),
– профильной и профессиональной ориентации (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова
– публикации, освещающие общие проблемы учащихся с интеллектуальной недостаточностью (Петровой В. Г. , Белявского Б. В. , Попова Ю. И. , Бгажноковой И. М. , Васенкова Г. В. , Мирского С. Л).
Особое значение имеют исследования Дульнева Г. М. по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка: формирование как познавательных, так и эмоционально-волевых качеств личности. Деятельность учащихся в процессе профессиональной ориентации нацелена на приобретение первоначального опыта в различных сферах познавательной и социально– профессиональной практики. Этому способствует сама программа трудового обучения в коррекционном образовательном учреждении.
Анализ педагогического опыта решения вышеназванных проблем показывает, что, несмотря на неоднократные попытки формальными средствами реализовать на базе общеобразовательных дисциплин межпредметные связи или моделировать практическую профориентационную деятельность в рамках специального(коррекционного)образовательного учреждения, достичь реального успеха в мотивации и подготовке выпускников коррекционной школы к осознанному выбору профессии подобным образом не удается.
Причина проста: узкие рамки игры, как правило, не в состоянии восполнить потребность детей прочувствовать жизненные ситуации так, чтобы вынести из «игры во взрослую жизнь» чувственный опыт.
Поэтому именно системный подход к профориентационной работе в школе, тесная связь с близлежащими начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, производственными предприятиями даёт реальную возможность осознанного выбора профессии для выпускников коррекционной школы.
Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение профессии, трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.
Профориентация в Леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих воспитанию у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, формированию профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.
Реализация вышеназванных направлений невозможна без создания активной среды для практической деятельности детей и подростков, такой среды, которая с высокой степенью приближения моделировала бы элементы нашего социума.
Ценность проекта:
Реализация данного проекта позволяет сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического развития в развитие жизни общества, содействия их самореализации и востребованности.
Цель проекта:
Создание условий, обеспечивающих профильное самоопределение выпускника коррекционной общеобразовательной школы VIII вида на базе образовательной деятельности, позволяющей реализовывать постепенно количественное и качественное увеличение насыщенности выбора содержания и формообразования.
Задачи проекта:
1. Создание и реализация модели профессиональной подготовки учащихся на базе образовательной деятельности, позволяющая реализовывать постепенно количественное и качественное увеличение насыщенности выбора содержания и формообразования.
2. Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
3. Выработка системного подхода, задающего проектно – технологический способ организации образовательных пространств для реализации профориентационных воспитательных программ различных уровней.
4. Использование личностно– деятельностного подхода, утверждающего взаимообусловленность деятельности и развития.
5. Создание единого образовательного пространства профессиональной ориентации на базе школы
Ожидаемые результаты:
Реализация данного Проекта способствует:
– профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях рынка труда в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными;
– повышению у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности;
– формированию мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание учащимися социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
– ознакомлениювоспитанников с современными видами трудовой деятельности,социально-экономическими и психофизиологическими особенностями
различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями,предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-
квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
На основе идей открытого и непрерывного образовательного пространства, с учётом целей и задач профессиональной ориентации учащихся основной школы, определено понятие «образовательное пространство профессиональной ориентации», которое понимается как совокупность возможностей для осуществления учащимися деятельности в целях получения ими образовательного опыта с учетом их психофизических возможностей.
Образовательное пространство профессиональной ориентации представляет собой территориальное и ресурсное ограничение с заданными в нём отношениями и связями (между субъектами образовательной деятельности), направленными на реализацию потенциала профессиональной ориентации учащихся. В данном аспекте реализуется потенциал объединений «школа– НПУ ».
Профориентационное образовательное пространство возникает за счет интеграции общего, дополнительного, коррекционного направлений деятельности нашего образовательного учреждения.
Образовательное пространство профессиональной ориентации учащихся:
а) направлено на создание условий для приобретения опыта выбора воспитанниками содержания образования, образовательных ресурсов и способов учебной деятельности;
б) обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;
в) организуется педагогами в образовательной деятельности с целью профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;
г) выбирается школьниками с помощью педагогов, на основании возможностей как психических, так и физических;
д) обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.
Проект включает систематическое проведение открытых, общешкольных, совместных с родителями, психологом, социальным педагогом, представителями близлежащих организаций мероприятий по профессиональной ориентации.
Разработанная модель
состоит из четырех основных модулей реализации процесса профессиональной ориентации учащихся специальной (коррекционной) школы.
Модуль организационно – диагностический
Цель: создание условий для профориентационной работы.
Задачи:
1. Подготовка организационного, нормативного, методического и кадрового обеспечения профессиональной ориентации учащихся в системе школы;
2. Изучение профессиональных склонностей, интересов и способностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья в целях профориентации;
3. Оказание помощи в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов диагностики.
Модуль организационно-диагностический включает:
– создание нормативно-правовой базы;
– обеспечение методическими материалами по профориентации;
– оформление стенда по профориентации;
– организацию работы кружков, секций, факультативов, ОПТ, ОППТ;
– изучение характерных особенностей личности учащихся: интересов, потребностей, склонностей, способности, профессиональной направленности, профессиональных намерений, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья
(-Дифференциально-диагностический опросник (ДДО, Е. А. Климов);
– Карта интересов (А. Е. Голомшток);
– Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л. А. Головей);
– Изучение мотивации достижения (А. Мехрабиан);
– Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е. П. Ильина) и др. )
Модуль информационно – коммуникационных технологий
Цель: обеспечение информацией о мире профессий, учебных заведениях, современном рынке труда.
Задачи:
1. Создание информационной системы по профориентации;
2. Ознакомление учащихся и выпускников с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
3. Формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание учащимися социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Иформатизация – комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.
Основные направления деятельности с использованием ИКТ в профориентационной работе:
– Психолого-педагогическая диагностика личности школьника – подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить: темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, личностные ориентации, зону ближайшего развития, коммуникативную включенность, уровень готовности к обучению, сформированностьобщеучебных умений и навыков.
– Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
– Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение материала с учетом их личностных ориентаций.
Разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами.
– Оказание помощи учащимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и т. д.
– Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.
– Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности.
Модуль образовательный
Цель: Обеспечение комплексного подхода в обучении и воспитании для профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков.
2. Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
3. Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к
планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.
4. Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности.
Модуль предпрофильной подготовки
Цель: создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.
Задачи:
1. Формирование готовности выпускников школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;
2. Формирование учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
3. Расширение возможностей социализации учащихся;
4. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся школы, содействующей их самоопределению по завершению школьного образования.
Имеет следующую структуру:
1. Информирование обучающихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда.
2. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая обучающемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности.
3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает консультирование, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений, оказание психологической поддержки, способствующей снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Характерная особенность данного проекта – систематичность и преемственность в профориентации с 4 по 9 класс.
С этой целью разработаны и реализуются «Программы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» для каждого периода обучения, основной чертой которых является взаимосвязь и преемственность. (см. Приложения)
программы факультативов(см. Приложения)
"Ищу работу",
"Элементы физики и химии в быту и на производстве",
«Гильоширование» (программа по социальной практике учащихся с ограниченными возможностями здоровья),
«Экономический практикум»
Большое внимание уделяется осуществлению тесного сотрудничества школы, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных заведений.
С этой целью разработан и действует скоординированный план работы.
(см. Приложение)
Организационные формы:
каникулярные программы,
курсы по выбору,
факультативы,
практикумы
экскурсии,
психологические тренинги и т. д.
Профориентационная работа охватывает 3 периода:
1 период – 4-7 класс – побуждение учащихся к выработке
индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта;
2 период – 8 класс – знакомство ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, в случае выбора того или иного профиля;
3 период – 9 класс – оценка и «примеривание» своих сил индивидуальных возможностей к конкретному профилю.
Проект реализован для учащихся 4-9 классов.
Срок реализации – 6 лет
За время реализации проекта в течение шести лет достигнуты следующие результаты:
– подготовлено организационное, нормативное, методическое и кадровое обеспечение профессиональной ориентации учащихся в системе школы;
– составлен банк данных, полученных в результате изучения профессиональных склонностей, интересов и воспитанников;
– разработаны рекомендации учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов диагностики.
– создана информационная база дидактических материалов по реализации профориентированного обучения и воспитания воспитанников;
– cоздана особая профориентационная среда – сообщество детей и педагогов, в котором дети могут проявлять и развивать свои способности
– реализована непрерывная система профориентационной подготовки учащихся, значительно повышающая эффективность обеспечивающих профильное самоопределение выпускника коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
– разработана модель дальнейшего развития проекта.
Проект претворяется в жизнь с 2006 года. В связи с эффективностью его реализации планируется дальнейшая его разработка, заключающаяся в создании учебно-производственного комбината на базе данного учебного заведения.
Список литературы
1. Баранаускене И. , Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект. // Дефектология – 2007 – № 4.
2. Бгажнокова И. М. Школа для детей с нарушением интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология – 2004 – № 3.
3. Белявский Б. В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению // Дефектология – 1991 – № 5.
4. Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся // Дефектология – 1998 – № 4.
5. Васенков Г. В. Педагогические аспекты профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. Теория и практика – 2008 – № 1(25).
6. Копылова Т. Г. , Лапшина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида. // Дефектология – 2006 – № 5.
7. Коротков К. С. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся коррекционных групп в профессиональном училище. // Дефектология – 2006 – № 6.
8. Линьков В. В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и социального образования. // Дефектология – 1999 – № 1.
9. Малер А. Р. , Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М. , 1988.
10. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М. , 19901.
11. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М. , 1980.
12. Патракеев В. Н. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 1996 – № 3.
13. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. – М. , 1968.
14. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Сборник № 2. Трудовое и профессиональное обучение. – М. , 1989.
15. Прокопьева З. И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. – М. , 1980.
16. Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Дефектология – 2006. – № 4.
17. Щербакова А. М. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы. – М. , 2001.