Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Из опыта работы школьных экспедиций по формированию экологических знаний, природоохранных умений учащихся

Из опыта работы школьных экспедиций по формированию экологических знаний, природоохранных умений учащихся Любовь к природе – чувство не абстрактное. Она складывается из тысячи конкретных связей, обстоятельств, причин. Она имеет свою историю в каждом сердце, подвержена развитию, критике, переоценкам. И если она сознательна, то трудно оспорить значение этого компонента: знать. Изучать природу своего края, чувствовать себя ее частицей – это не лозунги, это одна из составляющих образовательной модели нашей школы – школы с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля.

В нашей школе не четыре учебных четверти, а пять. Пятую четверть можно назвать как угодно: «полевой экологический практикум», «полевая лаборатория», «полевые исследования». Педагоги и ребята надевают рюкзаки, вооружаются необходимым снаряжением и оборудованием и превращаются в настоящих натуралистов-исследователей. К этому превращению мы готовимся основательно в течение всего учебного года: пишем программы предстоящих экспедиций, осваиваем методики сбора и хранения информации о природе, овладеваем спецификой научных исследований по биологии, экологии, географии.

Работа по формированию у школьников компетентностей в сфере научно-исследовательской деятельности охватывает все ступени образования.

Самостоятельно организовывать и осуществлять свои первые шаги по изучению природных объектов наши дети учатся еще в начальной школе. В течение учебного года работают кружок «Юный эколог» и клуб «Авангард».

В среднем и старшем звеньях система экологического образования учащихся представлена следующими структурными компонентами:

1) Спецкурсы «Основы экспедиционно-исследовательской работы», «Основы экологии»;

2) Научно-исследовательские экспедиции в особо охраняемые природные территории мирового, федерального, регионального и местного значения:

– Национальный природный – культовый парк «Алханай» (Агинского Бурятского округ);

– Ландшафтный памятник природы «Саханай»;

– Охраняемые ландшафты: Пещера «Хээтэй»

– Озеро Байкал.

– Озеро Ножей

3) Школьные природоохранные отряды;

4) Детское объединения «Юный Турист», «Юный эколог»:

– Спелео походы (пещера Хээтэй);

– Пешие походы (Вершина горы Алханай, Храм ворота, Каменный забор, Девять желобов, Зурхэн шулун – ландшафтный памятник природы);

Одним из основных аспектов формирования системы экологических знаний и природоохранных умений у школьников является изучение биоценозов Забайкалья и России в условиях экспедиции.

Экспедиция, как эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у школьников чувства ответственности за природу родного края, как среда формирования качеств личности, приводящих к успеху в любой сфере деятельности, позволяет:

– осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту биологического вида, то есть развивать у учащихся биоэкологическое мышление;

– развивать новую экологическую этику, согласно которой человек выступает как часть природного целого и должен при любых обстоятельствах соизмерять свою деятельность с законами и ограничениями целого;

– составить представление о специфике работы натуралиста-исследователя, способствовать профессиональному самоопределению школьников в следующих сферах: экология, биология, география, экологический туризм, охрана окружающей среды, рекламно-издательская деятельность;

– вырабатывать у школьников внимательность, терпение, наблюдательность, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться и фантазировать;

– активизировать гуманитарные способности школьников (в музыке, литературном творчестве, фотографировании природных объектов);

– реализовать принципы самоуправления и самообслуживания;

– развивать чувство взаимопомощи и коллективизма, навыки корпоративной и личностной культуры, цивилизованную манеру общения, толерантность к чужому мнению;

– решить проблемы гиподинамии у городских школьников, укрепить их здоровье и физическую закалку; пропагандировать туризм как вид спорта.

Таким образом, для обеспечения гетерогенности экологической деятельности в экспедиции, для включения личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы, выделяются следующие направления: научно-исследовательское, эколого-просветительское, эколого-краеведческое, оздоровительно-рекреационное, эстетическое, этическое и др.

Наконец, в экспедиции, в условиях жизни относительно изолированного коллектива на заповедной территории или в непосредственной близости от нее, практически все виды деятельности школьников (учеба, игра, труд и общение) получают экологическую направленность.

Партнерами школы в организации и осуществлении экспедиций выступают: Национальный парк «Алханай», Забайкальский государственный педагогический университет. А также Софья Михайловна Синица, Николай Александрович Формозов (ведущий научный сотрудник к. б. н. кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ) Бурятским Государственным Университетом Д-р биол. наук, профессором Ц. З. Доржиевым.

Основные направления полевых исследований:

– ботанические: инвентаризация растительных сообществ, изучение биоразнообразия флоры, сбор и гербаризация типичных растений, картирование;

– гидрологические исследования водных объектов изучаемых территорий;

– зоологические: изучение биоразнообразия наземной и водной фауны, сбор коллекций, маршрутные учеты животных и следов их жизнедеятельности;

– изучение антропогенной нагрузки в районе исследования: учет групп, встреченных на маршруте, с указанием даты и места встречи и, по возможности, числа и состава участников;

– геоботанические исследования;

– фото– и видеосъемка.

Постэкспедиционный период включает совместную работу учителей и учащихся школы с преподавателями ведущих вузов города по камеральной обработке собранных материалов и созданию интеллектуальной продукции:

– фотоатласы-определители растений, животных;

– видеофильмы и фотоотчеты;

– учебные и научно-исследовательские работы;

– выступления в средствах массовой информации (районная газета «Ленинец»,

школьная газета «Меридиан»; Агинское радио и телевидение);

Презентация данной продукции осуществляется на семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня, где учащиеся нашей школы становятся лауреатами и дипломантами:

– Школьные, районные, окружные и Всероссийские научно-практические конференции;

– «Старт в науку», Дульдурга, 2003-2009 г

– «Открытия» Ярославль 2004 г

– «Шаг в будущее»2005,2007,2009г,2012,2013. п Агинское, гЧита, г. Москва

– «Юность, Наука, Культура»2005,2007 г. Москва

– Предметные олимпиады по биологии, экологии, географии, лесоведению

– Конкурсы и фестивали:

– «Юность науки», г. Обнинск;

– VII Евразийский фестиваль. «Шаг в будущее. Байкал-2006»

– Международный научный форум в Лондоне 2006

– Тьюторская школа «Сохраним и сбережем Алханай» с Алханай 2008, 2009, 2013 г.

Таким образом, школьная экспедиция – это модель реальной деятельности, которая формирует у детей устойчивый интерес к изучению природы родного края, позволяет им заниматься исследованиями в течение всего учебного года.

Возможность непосредственного общения с природой, а особенно – с прекрасным и очень ранимым миром заповедных территорий, пробуждает в душах детей интерес к миру живого, интерес приводит к знанию, на основе которого рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и, в конечном счете, любовь.