Система работы школы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в новой стандартизированной форме
Система работы школы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в новой стандартизированной форме Итоговая аттестация проводится в нашей школе в форме ЕГЭ в 11-классах с 2006 года, в форме ГИА – в 9 классах с 2010 года. Работа по подготовке к итоговой аттестации планируется и проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Перед педагогическим коллективом в начале каждого учебного года ставятся следующие задачи: – создать условия для обеспечения гарантий прав обучающихся на получение качественного образования;
– создать условия для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации в новой стандартизированной форме обучающимися 9 классов, в форме единого государственного экзамена обучающимися 11 классов. В готовности выпускников к сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ выделяются следующие составляющие: информационная готовность (информированность всех участников образовательного процесса о нормативно-правовой базе проведения ИА в новой форме, о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т. д. ); предметная готовность (готовность по определенному предмету);
психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Только комплексный подход к подготовке учащихся к итоговой аттестации в новой форме способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, классных руководителей, родителей, психолога. Перед началом учебного года заместителем директора по УВР составляется план подготовки учащихся к итоговой аттестации на учебный год, который включает ознакомление участников образовательного процесса с нормативно-правовой базой проведения ИА, организационно-методическую работу, работу с учащимися, родителями, педагогическим коллективом.
Первое направление – работа с педагогами
На оперативных, производственных совещаниях знакомлю учителей с содержанием нормативно-правовых документов, регламентирующих ИА – все документы в электронном виде и в бумажном варианте доступны педагогам: 1-я папка – федеральная нормативно-правовая база, 2-я папка– региональная , 3-я папка – приказы, распоряжения управления образования. На ежегодных педагогических советах «ИТОГИ ЕГЭ, ГИА-9» обобщается положительный опыт, ставятся задачи на следующий учебный год. На методических советах рассматривается вопрос об организационно-методической работе по подготовке выпускников к ИА, составляется расписание тренировочных, диагностических работ, пробных школьных ГИА-9 и ЕГЭ на весь год. В планы работы ШМО в течение учебного года педагоги включают следующие вопросы: – подготовка тестовых материалов, проведение, анализ результатов пробных школьных экзаменов; – изучение методических рекомендаций для педагогов по подготовке учащихся к ЕГЭ по предметам (авторы рекомендаций – председатели, эксперты предметных комиссий – ГЭК Свердловской области). Педагоги нашей школы активно повышают квалификацию на курсах ИРО, УрГУ как учителя-предметники, как эксперты предметных экзаменационных комиссий (городских, областных), как сотрудники ППЭ. Все педагоги, работающие с выпускниками, прошли курсовую подготовку, притом многие неоднократно.
Второе направление – работа с учащимися
В течение учебного года организуется информационная работа на классных часах: в октябре-ноябре для учащихся 9, 11-х классов традиционно проводятся классные часы, на которых выпускники знакомятся с нормативно – правовыми документами, регламентирующими проведение итоговой аттестации в учебном году( до каждого – под подпись), с банком КИМов в электронном виде по всем предметам, выдаются памятки с указанием сайтов:
– ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГЭ
– сайт информационной поддержки ЕГЭ Свердловской области
– Федеральный институт педагогических измерений
– ФЦТ
– Статград
В связи с тем, что у выпускников отсутствуют навыки заполнения бланков, заместитель директора по УВР, имея опыт работы руководителя ППЭ, особое внимание уделяет работе выпускников с бланками. Инструктаж учащихся 9-х, 11-х классов о правилах заполнения бланков проводится перед началом диагностических работ, школьных пробных ЕГЭ, по итогам заполнения бланков проводится работа на ошибками.
Каждому выпускнику выдается памятка участника ЕГЭ, ГИА – 9.
В течение года функционирует информационный стенд, который постоянно обновляется: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернета по вопросам ЕГЭ, расписание экзаменов
Кроме того, выпускникам предоставлен свободный доступ к ресурсам Интернет в библиотеке школы.
Особое внимание в процессе деятельности школы при подготовке учащихся к ГИА-9, ЕГЭ уделяется мониторингу качества обученности по всем предметам, которые обучающиеся выбирают на итоговую аттестацию.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По моему мнению, он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ГИА, ЕГЭ, баллов за тренировочные, диагностические работы, контроль результатов пробных школьных ГИА, ЕГЭ.
С целью отслеживания результатов деятельности проводим в предвыпускных и выпускных классах тренировочные, диагностические работы, школьные пробные ЕГЭ, ГИА-9 по расписанию, составленному методическим советом и утвержденному директором школы.
При обработке результатов каждой работы, как правило, составляется таблица, в которой учитель отражает результаты выпускника, впоследствии проводится статистический анализ выполнения заданий каждого типа учащимися класса.
Это дает возможность отследить индивидуальные особенности каждого ученика и составить для него личную траекторию подготовки к экзамену, разработать индивидуальные задания, необходимые учащемуся. Кроме того, учителя на основании анализа проверенных работ аргументированно проводят беседы с родителями учеников.
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает также посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическую помощь им, индивидуальные консультации для учителей-предметников и учащихся, широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения, психологическую поддержку учащихся.
Следующее направление нашей работы – работа с родителями выпускников – включает информирование родителей о процедуре ГИА, ЕГЭ, об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информирование о ресурсах Интернет, индивидуальное консультирование родителей (обязательно родителей детей с ограниченными возможностями здоровья).
В школе традиционно проводится конференция родителей и педагогов, работающих в 10,11классах, до сведения родителей доводится информация об организации и проведении ЕГЭ, педагоги обстоятельно рассказывают о своих требованиях, о планах подготовки учащихся к экзаменам на 2 учебных года.
В течение учебного года заместитель директора по УВР и классные руководители информируют родителей о нормативно – правовых документах, регламентирующих проведение итоговой аттестации, знакомят с итогами тренировочных, диагностических работ, с результатами пробных школьных ГИА, ЕГЭ.
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, тем более ЕГЭ.
Психологическая подготовка учащихся зависит от возможностей школы . В нашей школе нет психолога, поэтому психологическая подготовка проводится в основном классными руководителями 9, 11 классов. Мы активно сотрудничаем с психологами ЦМППС, специалисты центра готовят наших выпускников к ИА: отрабатывают стратегию и тактику поведения выпускников в период подготовки к экзамену, обучают навыкам саморегуляции, самоконтролю, повышению уверенности в себе, в своих силах. Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, анкетирование, мини-лекции, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий ориентируется на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, как вести себя на экзамене, как снять нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
Работа с учащимися проводится как в классе, так и индивидуально.
Наш опыт работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
– системности – подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, готовящая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически;
– гибкости – отслеживаются изменения в нормативно-правовой базе, накапливается научно-методический материал по вопросам ЕГЭ, осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.