Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла
Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла
Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. Оно воплощено в разнообразных концепциях, имеющих как теоретическое обоснование, так и практическое воплощение в деятельности лучших умов педагогической мысли. Но, несмотря на это многообразие, одно остается неизменным. Это моральная основа – стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, совесть, стыд, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих кажущихся элементарными нравственных норм общество не сможет существовать и развиваться.
Выработке нравственных норм учащихся во многом способствуют уроки гуманитарного цикла, например, русский язык. В учебнике 6 кл. М. Т. Баранова и др. содержится ряд упражнений под общим названием «Отечество мое Россия», способствующий привитию учащимся чувства патриотизма. В упражнении 163 приводится информация о самом важном качестве человека, о его характере, а также ряд советов как его «закалять». На воспитание привязанности к Родине оказывает влияние и изобразительный ряд учебника.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Рассматривая вопрос нравственного воспитания в контексте уроков литературы (5-6 кл. ), можно сделать вывод, что тексты, подобранные автором учебника – Коровиной В. Я. – способствуют формированию нравственности. Примером могут служить следующие тексты:
- Фольклор;
- «Повесть временных лет». Подвиги во имя мира на родной земле;
- А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание;
- М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837 г. );
- И. С. Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие;
- Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов;
- Поэты 19 и 20 веков о Родине и родной природе;
- И. А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами;
- В. Г. Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Осуждение равнодушия окружающих людей к беднякам. Взаимопонимание – основа отношений в семье;
- П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя;
- К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание;
- С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом;
- А. П. Платонов «Никита». Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира;
- В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций;
- «Ради жизни на земле…» стихотворные произведения о войне и др.
Таким образом, нравственное воспитание учащихся среднего звена (5-6 кл. ) строится на текстах, которые логически можно разделить на четыре типа:
- Любовь и воспевание родной земли, ее героического прошлого и природы;
- Борьба добра и зла;
- Становление характера человека и его отношения внутри общества;
- Законы нравственности, отраженные в фольклоре (пословицы, сказки).
Подобным образом построен курс изучения литературы для 6 класса.
На воспитание нравственности учащихся направлено изучение произведений факультативного курса «Вокруг тебя – Мир…». Большая часть текстов нацеливает читателя на гуманизм, толерантность и милосердие.
Посредством опоры на подобные художественные произведения, тексты для языкового анализа, совместной выработке социальных норм, социально значимых качеств личности создается образ сообщества, в котором превыше всего ценятся свобода и любовь, терпимость и взаимопонимание.
Ничкова Т. А. , МКУОШИ "Панаевская ШИС(П)ОО", Ямало-Ненецкий АО