Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории
Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории
В прошлом учебном году я была участницей эксперимента, темой которого была «Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории». Сегодня я хотела бы поделиться результатами этого эксперимента.
Хочется указать на актуальность исследования.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется повышением качества образования. Советом Европы определены ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники школ.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность.
Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений.
Компетентность в сфере информации предполагает умение сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения на ее основе решений.
Необходимость развития данных умений обуславливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информационных технология в школьном образовании.
Под технологией я понимаю совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.
Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.
В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетенция и компетентность.
Компетентность– обладание человеком совокупностью знаний, умений и навыков, способов деятельности, опыта творчества деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.
Компетенция – готовность использовать усвоение знания, умение и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Основными источниками информации являются:
1. Наглядные (карты, макеты, схемы)
2. письменные (учебники, печатные тексты, исторические документы0
3. Новые информационные носители (CD-диски, Интернет)
4. Устные (речь учителя, речь одноклассников)
5. информационные ( сообщения TV, радио)
Из всего перечисленного видно, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии.
Информационные технологии в современной образовательной среде могут выступать в качестве предмета обучения, средства обучения и инструмента автоматизации учебной деятельности.
В данном выступлении я рассматриваю информационные технологии как средство обучения.
Использование информационных технологий экономит время и позволяет более качественно формировать основные компетентности учащихся.
Рассмотрим на примере. На изучение темы «Общественное движение при Александре I» отводится 2 часа в 8 классе. Поэтому рекомендуется использовать модульно-блочную систему обучения и на 1-м уроке представить учащимся всю тему через мультимедийную презентацию.
На первом уроке мы рассматриваем причины возникновения тайных обществ после войны 1812 года, задачи их деятельности, программы Северного и южного обществ декабристов. Используя документы, учащиеся составляют сравнительную таблицу «Конституции» Н. Муравьева и «Русской правды» П. Пестеля, а средства мультимедиа позволяют быстро проверить точность е заполнения.
На втором уроке при работе в группах повторяют изученный материал. Таким образом осуществляется не механическое заучивание, но формируются технологическая и коммуникативная компетентности. Формирование коммуникативной компетентности означает создание условий для получения информации в рамках диалога, умение представлять информацию и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
Затем более глубоко рассматриваем вопрос о причинах поражения выступления декабристов 14 декабря 1825 года. Для лучшего понимания эпохи нужно заслушать сообщения учащихся о судебном процессе над декабристами, о дальнейшей судьбе «дворянских революционеров». Семь-десять минут в коне урока рекомендуется оставить на тестирование по теме. Тесты составлены в интерактивной программе, позволяют школьникам провести самопроверку.
В десятом классе старшей школы эта интересная и важная тема не выделяется как самостоятельная. Использование информационных технологий дает возможность за 15 минут представить тему, а затем обсудить проблемный вопрос: «Можно ли считать выступление декабристов восстанием (так его рассматривали советские историки) или же это была акция гражданского неповиновения?».
В этом случае больше внимания следует уделить изучению вопроса «Последствия выступления декабристов».
Таким образом, информационные технологии являются незаменимым средством обучения при изучении курса истории как в основной школе, так и в старшей. Конечно, для подготовки такого урока времени требуется больше, без помощи учащихся не обойтись. Многие из них с удовольствием участвуют вместе с учителем в такой работе, к тому же учитель формирует еще одну компетентность– готовность к социальному взаимодействию. Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп, продуктивно взаимодействовать, решать общие задачи особенно важно на современном этапе развития системы образования общества.
Т. К. Бирюкова, Лямбирская СОШ №1, Республика Мордовия