Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории

Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории

В прошлом учебном году я была участницей эксперимента, темой которого была «Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории». Сегодня я хотела бы поделиться результатами этого эксперимента.

Хочется указать на актуальность исследования.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется повышением качества образования. Советом Европы определены ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники школ.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность.

Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений.

Компетентность в сфере информации предполагает умение сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения на ее основе решений.

Необходимость развития данных умений обуславливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информационных технология в школьном образовании.

Под технологией я понимаю совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.

В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетенция и компетентность.

Компетентность– обладание человеком совокупностью знаний, умений и навыков, способов деятельности, опыта творчества деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.

Компетенция – готовность использовать усвоение знания, умение и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Основными источниками информации являются:

1. Наглядные (карты, макеты, схемы)

2. письменные (учебники, печатные тексты, исторические документы0

3. Новые информационные носители (CD-диски, Интернет)

4. Устные (речь учителя, речь одноклассников)

5. информационные ( сообщения TV, радио)

Из всего перечисленного видно, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии.

Информационные технологии в современной образовательной среде могут выступать в качестве предмета обучения, средства обучения и инструмента автоматизации учебной деятельности.

В данном выступлении я рассматриваю информационные технологии как средство обучения.

Использование информационных технологий экономит время и позволяет более качественно формировать основные компетентности учащихся.

Рассмотрим на примере. На изучение темы «Общественное движение при Александре I» отводится 2 часа в 8 классе. Поэтому рекомендуется использовать модульно-блочную систему обучения и на 1-м уроке представить учащимся всю тему через мультимедийную презентацию.

На первом уроке мы рассматриваем причины возникновения тайных обществ после войны 1812 года, задачи их деятельности, программы Северного и южного обществ декабристов. Используя документы, учащиеся составляют сравнительную таблицу «Конституции» Н. Муравьева и «Русской правды» П. Пестеля, а средства мультимедиа позволяют быстро проверить точность е заполнения.

На втором уроке при работе в группах повторяют изученный материал. Таким образом осуществляется не механическое заучивание, но формируются технологическая и коммуникативная компетентности. Формирование коммуникативной компетентности означает создание условий для получения информации в рамках диалога, умение представлять информацию и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Затем более глубоко рассматриваем вопрос о причинах поражения выступления декабристов 14 декабря 1825 года. Для лучшего понимания эпохи нужно заслушать сообщения учащихся о судебном процессе над декабристами, о дальнейшей судьбе «дворянских революционеров». Семь-десять минут в коне урока рекомендуется оставить на тестирование по теме. Тесты составлены в интерактивной программе, позволяют школьникам провести самопроверку.

В десятом классе старшей школы эта интересная и важная тема не выделяется как самостоятельная. Использование информационных технологий дает возможность за 15 минут представить тему, а затем обсудить проблемный вопрос: «Можно ли считать выступление декабристов восстанием (так его рассматривали советские историки) или же это была акция гражданского неповиновения?».

В этом случае больше внимания следует уделить изучению вопроса «Последствия выступления декабристов».

Таким образом, информационные технологии являются незаменимым средством обучения при изучении курса истории как в основной школе, так и в старшей. Конечно, для подготовки такого урока времени требуется больше, без помощи учащихся не обойтись. Многие из них с удовольствием участвуют вместе с учителем в такой работе, к тому же учитель формирует еще одну компетентность– готовность к социальному взаимодействию. Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп, продуктивно взаимодействовать, решать общие задачи особенно важно на современном этапе развития системы образования общества.

Т. К. Бирюкова, Лямбирская СОШ №1, Республика Мордовия