К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА
Аннотация. В статье рассмотрен критерий для оценки организации условий дорожного движения. Представлен обзор показателей уровня обслуживания и уровня удобства движения для основных элементов улично-дорожной сети.
Ключевые слова: психология водителя, безопасность дорожного движения, психофизиологическое состояние, уровень обслуживания, уровень загрузки, транспортный поток.
Состояние и тенденции развития автотранспортной отрасли характеризуются постоянным увеличением числа транспортных средств, основная часть которых приходится на легковой транспорт.
В составе транспортных потоков доля легковых автомобилей достигает 80%, в связи с чем прогнозирование интенсивности движения автомобильного транспорта является важнейшей составляющей расчетов перспективных нагрузок на улично-дорожную сеть (УДС) города.
Движение автомобилей по дороге представляет собой неустановившийся процесс, поэтому может быть охарактеризовано с позиции теории вероятности. Чем более насыщен транспортный поток, тем меньше в нем различие в скорости отдельных автомобилей. Теории, основанные на вероятностных моделях, более сложны, но они точнее учитывают реальные условия движения на дороге.
В классической теории транспортной науки различают теории потоков применительно к автомобильному движению, основанные на двух основных видах моделей:
– динамических, согласно которым автомобили движутся друг за другом без обгона по одной полосе проезжей части;
– вероятностных, анализирующих движение потоков автомобилей с учетом возможности обгона с заездом на полосу встречного движения или на соседнюю полосу попутного движения при многополосной проезжей части [1, 7].
Важной характеристикой потока движения является плотность транспортного потока – количество автомобилей Q, авт./км, приходящееся на единицу длины дороги.
Существует понятие коэффициента загрузки z, под которым понимают отношение интенсивности движения N к практической пропускной способности конкретного участка дороги P.
С изменением интенсивности движения на дороге меняется качественное состояние транспортного потока. Состояние транспортного потока является одной из характеристик уровня обслуживания.
Критерий «уровень обслуживания» (level of service или LOS), взятый из теории массового обслуживания, используется для оценки условий движения транспортных средств. Основными факторами, характеризующими уровень обслуживания, являются уровень загрузки дороги движением и скорость движения.
Уровень обслуживания – это квалитативная характеристика, которая отражает совокупные факторы – скорость движения, безопасность движения, свободу маневрирования, время движения и экономичность [3].
В США уровень обслуживания является основным критерием оценки качества организации дорожного движения. Данный критерий был предложен для перегонов дороги улиц. В уровне обслуживания за основу принят коэффициент загрузки движением.
.
В. В. Сильянов данный коэффициент использует для оценки условий движения и называет уровнем удобства движения [5].
Согласно мнению цитируемого автора, уровень удобства движения – это качественная характеристика, которая отражает такие факторы, как условия труда водителей, экономичность перевозок, комфортабельность поездки, а также определенный уровень аварийности.
Таблица 1 – Характеристики уровня обслуживания движения
Уровень обслуживания движения |
Коэффициент загрузки z |
Характеристика потока движения |
Состояние потока |
Эмоциональная загрузка водителя |
Удобство работы водителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
A |
< 0,2 |
Автомобили движутся в свободных условиях, |
Свободное движение одиночных автомобилей с большой скоростью |
Низкая |
Удобно |
B |
0,2–0,45 |
Автомобили движутся группами, совершается много обгонов |
Движение автомобилей малыми группами (2–5 шт.). Обгон возможен |
Нормальная |
Малоудобно |
C |
0,45–0,7 |
В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгон запрещен |
Движение автомобилей большими группами (5–14 шт.). Обгон |
Высокая |
Неудобно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
D |
0,7–0,9 |
Сплошной поток автомобилей, движущихся с малой скоростью |
Колонное движение автомобилей с малой скоростью. Обгон невозможен |
Очень |
Очень неудобно |
E |
0,9–1,0 |
Поток движется с остановками, возникают заторы |
Плотное |
Очень высокая |
Очень неудобно |
F |
˃1,0 |
Полная остановка движения, заторы |
Сверхплотное |
Крайне высокая |
Крайне неудобно |
Таблица 2 – Характеристики уровня удобства движения
Уровень удобства |
Коэффициент загрузки движением |
Характеристика движения потока автомобилей |
Состояние потока |
Эмоциональная напряженность водителя |
Удобство работы водителя |
А |
< 0,2 |
Автомобили движутся в свободных условиях, |
Свободное |
Низкая |
Удобно |
Б |
0,2–0,45 |
Движение автомобилей происходит группами, совершается много обгонов |
Частично связанное |
Нормальная |
Малоудобно |
В |
0,45–0,7 |
В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгон затруднен |
Связанное |
Высокая |
Неудобно |
Г-а |
0,7–1 |
Сплошной поток автомобилей, движущихся с малой скоростью |
Плотное насыщенное |
Низкая |
Очень неудобно |
Г-б |
≤ 1 |
Поток движется с остановками, возникают заторы |
Плотное насыщенное |
Очень низкая |
То же |
Согласно мнению ученых, психофизиологическими свойствами человека являются восприятие (ощущение), внимание, память, эмоции, мышление и личностные качества. Ощущения бывают кожные, слуховые, зрительные, вибрационные, двигательные и т. д. [2, 4, 6].
Показателем функционирования системы управления транспортными потоками является такой параметр психофизиологических качеств, как время реакции.
Время реакции является важным показателем надежности. Каждый водитель должен знать время своих реакций и стараться снизить его.
При изучении особенностей восприятия водителями дорожной обстановки видно, что в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения имеются большие резервы. Немаловажным является повышение представительности водителя в нормах и методах проектирования дорог не только на устойчивость автомобиля против заноса, а также на психофизиологические возможности водителя.
С помощью совокупности нечетких функций возможно описать состояние данной системы с позиции оценки показателей управления транспортным потоком в крупном городе.
ЛИТЕРАТУРА
- Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие. – СПб. : СПбГАСУ, 2011. – 173 с.
- Мишурин В. М. Надежность водителя и безопасность движения / В. М. Мишурин, А. Н. Романов. – М. : Транспорт, 1990.
- ОДМ 218.2.020-2012 Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог.
- Романов А. Н. Автотранспортная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Романов. – М. : ИЦ «Академия», 2002.
- Сильянов В. В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. – М. : «Транспорт», 1977. – 303 с.
- Столяренко Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – СПб. : Питер, 2010. – 592 с.: ил.
- Транспортная инфраструктура: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. И. Солодкого. – М. : Юрайт, 2016. – 290 с.
Метки: Транспорт