Детские страхи и арт-терапия
Детские страхи и арт-терапия
Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего – войны, смерти или приведений, – это очень серьезная и очень сложная тема, как бы легкомысленно порой, мы, взрослые, к этому ни относились.
К сожалению, широко распространено мнение, что детские страхи уйдут, если им не потворствовать и не обращать на них внимания. Эта точка зрения ошибочна. Страхи являются глубочайшими детскими переживаниями и очень часто оставляют своеобразные «метки», проявляющиеся в более старшем возрасте. Иногда эти проявления могут носить даже невротический характер. В то же время, страх является нормальной физиологической реакцией на окружающую действительность, он присущ каждому из нас, будучи одной из фундаментальных эмоций живого организма. Чувство страха периодически охватывает любого человека, независимо от его пола, jвозраста или социального положения. Страх вообще являетсяпервой эмоцией в человеческой жизни, считается, что, рождаясь, младенец испытывает даже не просто страх, а ужас. Да что там человек! Чувство страха присуще всякому живому организму – его испытывают животные и даже растения. Страх – это нормальная защитная реакция. Вполне естественно, что страхи сопровождают нас всю жизнь. При этом, чем старше становится человек, тем больше и реальнее становятся его страхи. Это обусловлено, во-первых, развитием фантазии, а во-вторых, увеличением знаний об окружающем мире. И это нормально, так как подобные страхи, превращаясь в инстинкт самосохранения, помогают нам выживать. При этом страхи еще и стимулируют жизненные силы человека для борьбы с возникшими трудностями. Но грань между охраняющим человека страхом и страхом болезненным, мучительным, мешающим жить, нередко оказывается стертой. И жизнь человека, пронизанная всеобъемлющим страхом, превращается в кошмар. Результатом могут стать невротические расстройства, а также всевозможные тики, навязчивые движения, энурез, заикание, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими. Все эти малоприятные проявления часто являются последствиями страхов. И чаще всего страхов детских. Но одно дело, если ребенку пришлось столкнуться с чем-то действительно страшным. Это особый разговор. А совсем другое, если подобное является следствием необоснованных детских опасений, например, боязни чудовищ, живущих в темноте или в платяном шкафу. Не надо считать этот страхи (несмотря на их кажущуюся беспочвенность и необоснованность) глупыми! Поставьте себя на место ребенка. Это мы, взрослые люди, знаем, что в шкафу чудовища не живут. А ребенок так же уверенно, как и мы, знает, что они водятся именно там. Эти чудовища ужасающи: у них глаза горят, как автомобильные фары, зубы, острые, как кинжалы, и длинные-длинные когтистые лапы. . . Хотя, некоторым детям чудовищем, проглатывающим маленьких детей, может казаться и сам огромный платяной шкаф. Частности здесь не важны. Суть состоит в том, что разве не стали бы заикаться и страдать энурезом вы сами, если каждую ночь из шкафа в спальне вылезал крокодил размером с гиппопотама и тянул к вам свои страшные лапы. А никто, включая родных и близких, вам бы не верил, считая, что вы просто дурите. Вот и по мнению малыша, мама с папой о факте проживания чудовища в детской комнате просто не знают и потому оставляют его одного – на растерзание чудовищу. Будет ошибкой в такой ситуации пытаться просто опровергать слова малыша, уверяя его, что это глупости. Ребенок же ТОЧНО ЗНАЕТ, что чудовище в шкафу есть. Естественно, что единственное, чего родители добиваются подобными методами, это возникновение у ребенка чувства непонятости его проблем самыми родными людьми. Ребенок замыкается в себе и страх его многократно возрастает. Взрослым нужно обязательно помочь ребенку избавиться от навязчивого страха. Это вполне по силам арт-терапии. Она просто поможет ребенку приглядеться к реальности и понять, что темнота и шкаф вовсе не такие уж и пугающие. И никакие чудовища там не живут. А если и живут, то такие маленькие и трусливые, что сами всего боятся.
6. 1. Каждому возрасту свои страхи
Все без исключения страхи в жизни человека условно можно разделить на две большие группы: страхи «врожденные» (или «возрастные») и страхи «приобретенные» («невротические», «внушенные»).
«Врожденные» страхи – это страхи, которые свойственны тому или иному детскому возрасту. Этим фактом обусловлено их второе название – «возрастные» страхи.
«Врожденные» страхи вполне естественны и объясняются тем, что в детстве фантазия, воображение и образное мышление развиваются очень быстро, бурными темпами и при этом намного опережают получение реальных знаний о мире. К тому же большая часть полученной извне информации сознанием ребенка не воспринимается, зато остается на бессознательном уровне.
Диапазон детских страхов ограничен только фантазией малышей, а она – безгранична. Наиболее интенсивно возрастные страхи проявляются у эмоциональных детей.
Каждый страх индивидуален, и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов.
Детские страхи по возрастам распределяются следующим образом:
♦ у ребенка 2—3 лет особенно ярко проявляются (то есть, являются основополагающими) боязнь животных, темноты и так называемые ночные страхи;
в 4 года – обостряется боязнь насекомых, воды, высоты и страшных сказочных героев. Кстати, в период 3-4-летнего возраста общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек, наоборот, возрастает
в 5-6 лет – начинается боязнь несчастий, катастроф, стихийных бедствий
в 7-8 лет – страх умереть или потерять кого– либо из родных. При этом в младшем школьном возрасте появляются и социально опосредованные страхи, что обусловлено всевозрастающим осознанием ребенком роли социальной составляющей. Основным из подобных страхов является страх быть не тем, кого уважают, любят и ценят
Но кроме естественных «врожденных» страхов, детские страхи бывают также и приобретенные.
Нередко они вызываются психическими потрясениями или психологической травмой, например, сильным испугом, обусловленным неким вполне конкретным событием, реально произошедшим с ребенком. Но бывает (и не так уж и редко), что источником приобретенных страхов чаще всего становимся мы, взрослые, – мамы и папы, бабушки и дедушки, а также воспитатели и учителя, неосознанно передавая наши собственные страхи детям, которые обладают почти экстрасенсорной способностью чутко улавливать любую тревожность или напряжение. Кроме повышенной тревожности, поводом для возникновения приобретенных страхов чаще всего становятся: большое количество запретов и избыточное предохранение малыша от опасностей (излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности), воспитание, построенное на запугивании (угрозах реализуемых и нереализуемых) и конфликтные ситуации в семье, а также тревожность родителей (особенно мамы). Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах также негативно отражаются на его психике.
Дополнительными источниками страхов являются СМИ (особенно телевидение) и литература. Здесь показателен пример самых распространенных детских страхов – страха темноты и страха страшных сказочных персонажей (чудовищ), особенно привидений. Страх этих страшных сказочных персонажей получил особенно широкое распространение именно в последнее время. И иногда он принимает очень тяжелые формы.
Объяснение широкому распространению данной формы страха простое – в современных мультиках часто показывают таких колоритных злодеев, что и взрослому человеку при виде их может стать не по себе, что же тогда говорить о неокрепшей, а потому и особенно ранимой детской психике. А ведь кроме пугающих мультфильмов современное телевидение делает доступными для детей любого возраста еще и фильмы ужасов, триллеры, боевики. . . Многие нынешние теледеятели воспринимают это как свободу. Но свобода все же должна иметь хоть какие-то разумные рамки. Вспомнить хотя бы о том, что, основываясь на богатом многолетнем опыте, прославленный кукольник Сергей Образцов советовал родителям не приводить на спектакль «Красная ша- почка» даже пятилетних детей, не говоря уже о более младших, так как образ кукольного волка для них может быть слишком страшен.
Дети из конфликтных семей более подвержены страхам, чем их сверстники.
Страхи можно разделить на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи возникают из-за определенных ситуаций. Воображаемые и хронические страхи обусловливаются личностными особенностями каждого ребенка. Ещё современная психология выделяет:
навязчивые страхи
бредовые страхи
сверхценные страхи
Навязчивые страхи. Это такие страхи, как никто– фобия (боязнь темноты), гипсофобия (страх высоты), гидрофобия (боязнь водных пространств), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств) и т. д. Бредовые страхи. Сюда можно отнести такие странные страхи, как например, боязнь горшка или боязнь завязать шнурки.
Сверхценные страхи. По-другому их можно назвать идеей фикс – у человека происходит «зацикливание» на чем-то. Обычно зарождаются они в ответ на какую-то жизненную проблему, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. Сюда можно отнести страх потеряться на прогулке или (у более старших детей) опоздать в школу или отвечать у доски. Детские сверхценные страхи являются самыми распространенными страхами, составляя почти 90% из практики психологов.
6. 2. Как избавиться от страхов?
Если ребенка беспокоят ночные страхи, кошмары и тревожные сны, стоит воспользоваться следующими рекомендациями.
Перед сном ребенку нужно создать хорошее, умиротворенное настроение
При ночных кошмарах нужно увеличить продолжительность сна ребенка на час
Не забывайте о необходимости дневного сна
Вместе с ребенком выберите из его игрушек (или в магазине купите вместе с ним новую), которая будет «оберегать» его от плохих снов
Если ребенку снятся кошмары, то ему нужно оставлять на ночь включенный свет
Если ребенку приснился кошмар, то нужно его ласково успокоить, а затем обсудить с ним его сон
Ребенок всегда должен знать, что может рассчитывать на поддержку и полное понимание близких людей. Теплое и мягкое реагирование являются лучшим лекарством против детских страхов
Постарайтесь переключить внимание ребенка на те занятия, которые будут для него интересными: игры, чтение сказок, лепка из пластилина и прочее
Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка или читать ему морализаторские нравоучения
Прекрасным способом избавить малыша от страхо] являются арт-терапевтические методики. Детские пси хологи знают немало способов работы со страхами
Сказкотерапия
Помощь детям оказывается специальными сказками, избавляющими от страхов. На помощь родителям приходит фантазия. Можно сочинить сказку о живущих в темноте существах – страшилках. Страшилки страшненькие (с виду), но на самом деле совсем безобидные. И даже очень пугливые. Поэтому еще неизвестно, кто кого больше пугает – страшилки детей или дети страшилок.
Или расскажите о мальчике, который пугался темноты, ему казалось, что он слышит какие-то подозрительные движения, скрипы и шорохи, а потом какой-либо герой объясняет ему, что это всего лишь «звуки дома», ведь дом живет и дышит.
Разумеется, сказка должна хорошо заканчиваться и быть сдобренной изрядной порцией юмора.
Сказкотерапевтическое рисование
Рисование — это занятие, которое позволяет детям ощутить чувство созидания, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды. Оно позволяет детям быть собой.
Рисование является не только отражением окружающей действительности детским сознанием. Рисование в какой-то мере является моделированием окружающей ребенка действительности.
Для излечения от страхов детям предлагается зарисовать предмет своих страхов карандашом на бумаге. Если, скажем, ему во снах по ночам является какая-то чудовищная птица, то пусть нарисует её, если привидение – пусть изобразит привидение. . . После того, как страх будет нарисован, его нужно вырезать (или вырвать из листа) и уничтожить.
Эффективность сказкотерапевтического рисования заключается в следующем. Страхи – невидимы. Человек испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. Детские страхи обычно беспредметны, и этой беспредметностью особенно пугающие: ребенок боится, сам толком не понимая чего же он боится. Страх же который ребенок сумел нарисовать, приобретает реальную форму, визуализируясь, материализуясь, сразу же теряет свою таинственность, неизвестность и неизведанность. Вместе с ними в небытие уходит и «ужасность» страха: его эмоциональная значимость для психики ребенка снижается и постепенно становится абсолютно незначительной. Происходит конкретизация страхов.
Мало того, что страх рисуется на бумаге, так затем он еще и вырезается из нее. И ребенок может делать с ним все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. Кстати, вместе с процессом рисования можно предложить ребенку придумать какую- нибудь историю с участием предмета его страхов. Естественно, со счастливым концом, то есть такую, из которой бы ребенок сумел выйти победителем. Если же добавить в историю толику юмора, то образ, который ранее вызывал у ребенка страх, из страшного превратится в смешной и даже нелепый. Невозможно бояться того, что вызывает смех!
Куклотерапия
Куклотерапия для избавления от страхов, как правило, подразумевает работу с теневыми куклами, так как теневая кукла является материальным воплощением страха. К кукле, вырезанной из картона, прикрепляется нить управления. Таким образом, страх берется ребенком под контроль. В этом и заключается психокоррекционный смысл теневых кукол.
В данном случае, используется тот же принцип, что и при сказкотерапевтическом рисовании. Страхи невидимы, а, становясь видимыми, они дают оружие против себя.
Игротерапия
Игротерапия хороша тем, что позволяет ребенку прожить в воображаемой реальности всё то, что волнует и пугает его в реальности. Играя, ребенок переступает через свой страх. Игротерапия использует несложные игры, так как даже самые простые из них могут оказать прекрасное терапевтическое воздействие на ребенка.
Не нужно с ребенком играть лишь в то, что считаете нужным и полезным вы сами. Не забывайте, что для восприятия ребенка игра – это, в первую очередь, веселье, а не лечение, терапия. Поэтому, играя, обязательно прислушивайтесь к желаниям ребенка и учитывайте его инициативу.
Арт-терапевтические методики на некоторое время JjjL«оживляют» страхи. Чего бояться не нужно, так как это является одним из условий их устранения.
Визуализировать страхи можно не только при помощи карандаша и бумаги, но и создавая их из пластилина или глины.
6. 3. Подвижные игры на избавление от страхов
Один из самых распространенных детских страхов – это страх темноты. Мы приведем несколько игр, направленных на то, чтобы справиться с ним.
Игра «Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет)
Перед сном мама ложится к ребенку в постель. Свет не выключается.
Накрывшись одеялом, женщина ласково говорит малышу слова, похожие на чудесную, баюкающую сказку. О том, что они вдвоем маленькие зверушки, которые лежат в своей теплой, уютной и безопасной норке. И пусть на улице темно, пусть на улице идет дождь, снег, бушует ветер, но в норке тепло и хорошо. Здесь никто не страшен. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!
Под этот своеобразный заговор ребенок постепенно расслабился и спокойно засыпал.
Это вечерний вариант игры.
Утром же мама (или папа) может исполнить роль злого волка, который пытается забраться к ребенку под одеяло (то есть, «к зверушке в норку»). Зверушка его прогоняет. Периодически роль злого волка можно давать и самому ребенку.
Этот вариант исключительно утренний. Вечером его использовать нельзя, так как психика ребенка может перевозбудиться, что плохо скажется на его ночном сне.
Игра «Бобры» (для детей 3-6 лет)
По замыслу данной игры, «бобер» должен не дать «охотнику» себя поймать. Для этого он должен надежно от «охотника» спрятаться.
Роль «охотника» исполняет кто-то из родителей, в роли «бобра» должен быть малыш.
Убежище «бобра» делается следующим образом: стол, в одной из комнат, накрывается скатертью, свисающей до пола. Пространство под столом и есть «нора бобра». Свисающая до пола скатерть создает под столом темноту.
«Бобер» убегает от «охотника» и время от времени прячется в «своей норе». А «охотник» ходит по квартире и ищет его. Но найти он его не должен!
Когда «охотник» приходит в ту комнату, где находится «нора», ребенок, спрятавшись в нее, должен сидеть там очень тихо, до тех пор, пока не услышит, что «охотник» уходит. Лишь тогда ему можно вылезать.
Естественно, что поначалу «охотник» не должен задерживаться подолгу в комнате. Но постепенно, когда ребенок привыкнет, время это можно увеличивать – «охотник» в безрезультатных поисках «бобра» может ходить по комнате, обшаривать углы, заглядывать в шкафы. . .
Игра "Привидения"
Игра дает выход накопившейся энергии и эмоциям.
Дети будут играть роль маленьких, симпатичных привидений, которые хотят напугать друг друга. Для этого им нужно тихо произносить звук «У», после чего громко хлопнуть в ладоши.
Эти действия должны чередоваться.
Игра «На разведку»(для детей 5-8 лет)
Папа (он в этой игре – «командир») дает ребенку («разведчику») задание: сходить «ночью на разведку, чтобы узнать важные военные сведения», например, сосчитать количество единиц оружия врага.
«Ночь» создается путем предварительного затемнения одной из комнат, также в ней раскладывается «оружие» врага. В «ходе разведывательной операции» ребенок должен его сосчитать и, вернувшись обратно, доложить обо всем «командиру».
Игра "Найти в плохом хорошее"
(для детей 6-8 лет)
Игра предназначена для развития более оптимистичного взгляда на жизнь у детей, склонных к унынию и пессимизму.
Взрослый (он выступает в роли ведущего) предлагает детям какую-то неприятную ситуацию. Например, опоздали в кино. Что может быть в этом хорошего, подумайте? За каждый ответ начисляется очко, и у кого наберется больше очков, тот и победил.
Естественно, что, задавая игровые ситуации, нужно избегать трагических коллизий, таких, как болезнь или смерть.
Игра «Пятнашки»
(для детей от3лет)
Эта игра предназначена для снижения у детей страхов перед неожиданным воздействием, криком, болью (в том числе и от уколов) или физической угрозой
Принцип игры схож с правилами классических «Пятнашек», но имеются и существенные отличия.
В начале игры оговариваются границы игровой площадки. Это может быть, например, одна из комнат в квартире – играть можно только в ней, никуда не выходя (постепенно от игры к игре игровую площадку можно расширять). Здесь хаотично расставляются стулья (или переставляется мебель), таким образом, чтобы между ними остались небольшие проходы. В этом искусственном беспорядке и будет вестись игра.
Затем нужно оговорить с ребенком (или детьми) условия игры:
«пятнать» игроков можно лишь по спине
«пятнать» нужно не простым легким касанием, а весьма чувствительным хлопком (имитация физического наказания)
нельзя «пятнать» через стулья
если игрок заденет стулья или выбежит за пределы игровой площадки, то он становится водящим
В роли «пятнающего» лучше всего начинать игру взрослому. Играя, он должен угрожать детям словами: «Я тебе покажу!!!», «Только попадись мне в руки!!!» А убегающий ему отвечает: «Не догонишь!», «Всё равно убегу!» При этом водящий должен незаметно подыгрывать ребенку, якобы не в состоянии его догнать. Время от времени ребенка нужно хвалить: «Какой же ты ловкий, я уже совсем устал, но никак не могу тебя догнать».
Затем игроки меняются местами – водящий становится убегающим. Так происходит несколько раз. Так как в игре звучат и угрозы (естественно, воспринимающиеся на фоне игрового веселья, как шуточные), и возражения на них, то происходит обеспечение двустороннего характера взаимоотношений – ребенок перестает бояться физического воздействия.
Чем дольше вы играете в эту игру, тем больше можно вводить в неё дополнительных правил, например, натянуть между стульями веревочку, с условием, что через неё всем игрокам нужно перепрыгивать, или нарисовать мелом кружки, договорившись ходить лишь по ним. Такие дополнительные условия не только делают игру интереснее, но и помогают детям научиться лучше контролировать свое поведение в новой, незнакомой для них обстановке.
Продолжительность «Пятнашек» не должна быть долгой: лучше, чтобы она не превышала 10 минут.
Игра "Жмурки"
Игра направлена на устранение страха внезапного воздействия, а также страха темноты и замкнутого пространства.
Обстановка должна быть такой же, как и в предыдущей игре: на игровой площадке должны стоять расставленные в беспорядке стулья, а свет должен быть приглушен.
Основное правило игры: одному из игроков завязываются глаза (он будет «жмуркой»), а все остальные расходятся по игровой площадке и встают там, где посчитают нужным. Задача водящего обнаружить их, а задача остальных игроков – стоять тихо– тихо на одном месте, ничем себя не выдавая. Уходить с выбранного места никуда нельзя, зато можно наклоняться в любую сторону и даже ложиться, если водящий оказался поблизости и пытается игрока нащупать. Естественно, что для этого игроку понадобится все его выдержка и терпение. Да и водящему не легче, ведь из-за плотно завязанных глаз у него создается иллюзия нахождения в темном, замкнутом пространстве. Потихоньку ребенок привыкает к темноте и перестает её бояться.
Если в роли «жмурки» выступает взрослый, то он может шутливо угрожать ребятам: «Только попадитесь мне! Ух! Что я с вами тогда сделаю!!!»
Когда «жмурка» все же найдет кого-либо из участников, он должен наощупь определить, кто же из ребят стоит перед ним и назвать его имя. Далее поочередно роль «жмурки» должны примерить на себе все остальные игроки. Победителем игры становится тот из ребят, кто сможет найти и узнать участников игры больше остальных.
По аналогии с «Пятнашками», «Жмурки» можно усложнить, например, натянув веревочку между стульями, дав в руки «жмурке» какой-либо предмет или набросив на него покрывало (или надев обруч), от которых по ходу игры он должен суметь освободиться.
Если водящий никак не может обнаружить никого из ребят, то предпринимается следующее: все играющие делают несколько шагов в сторону «жмурки» и громко произносят какой-либо звук, например,«У»или «А», после чего быстро возвращаются на свое прежнее место. Если же и это не помоглои поиск затянулся окончательно, то «жмурку» стоит заменить. Для этого все участники игры должны начинать громко считать до 10. При счете 10 водящий может снять с глаз повязку – он больше не «жмурка».
Из-за довольно больших нагрузок на сердечно-сосу– дистую систему после подвижных игр нельзя садиться, лучше спокойно походить.
Игра "Прятки"
Данная игра направлена на преодоление страха темноты, одиночества и замкнутых пространств.
Как и в обычных прятках, суть игры состоит в том, что кто-то будет прятаться, а кто-то искать. Но существуют и отличия. Во-первых, заранее обязательно оговариваются места, где никому нельзя прятаться. Таким табуированным местом может стать, например, шкаф. Во-вторых, помещение непременно затемняется: свет приглушается, и гореть остается лишь небольшой ночник или торшер – квартира погружается в сумрак.
Водящий, при поиске остальных участников, обязательно произносит шутливые угрозы, направленные на спрятавшихся: «Вот только я вас найду!!!», «Я с вами разберусь!!!» Естественно, что спрятавшиеся ребята, сидя по одному в темных, потайных местах, должны проявлять выдержку и, даже слыша угрозы водящего, постараться ничем – ни звуком, ни движением – себя не выдать. Если же участник себя все же выдаст, то ему дается время перепрятаться, пока водящий будет медленно считать до 5.
Если водит взрослый, то естественно, что первое время он должен поддаваться ребятам, делая вид, что никак не может никого найти, он должен проходить мимо потайных местечек со словами: «Ничего не понимаю! Куда же все подевались?!»
Найденные участники из игры не выходят. Они продолжают принимать в ней активное участие. Каждый найденный участник образует с водящим «цепочку» (взяв его за руку или за пояс). «Цепочка» будет становиться все длиннее и длиннее, по мере того, как водящий будет отыскивать ребят. «Звенья цепочки» в ходе игры могут помогать водящему находить оставшихся игроков, помня, однако о том, что «цепочка» не должна разрываться, и все найденные ходят вместе с ведущим, а не разбредаются кто куда по игровой площадке.
Заключение
Жизнь штука непростая. Особенно жизнь ребенка. Еще Корней Иванович Чуковский писал в своих трудах о том, что нет на земле большего труженика, чем ребенок, ведь малышу за первые годы своей жизни нужно многому научиться, многое осознать, многое понять и очень многое успеть. А что может быть естественнее для детской жизни, чем игры и сказки? Это взрослому человеку они кажутся ненужной чепухой, а для ребенка игры и сказки – реальные составляющие жизни, которые делают её радостной, раскрашивая каждый новый день новыми красками. Они делают жизнь ребенка полноценной.
Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и ряда других авторитетных международных организаций, таких как ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП.
Взрослым — родителям и педагогам – не нужно считать время, которое тратит ребенок на игры, сказки и другие детские забавы, потерянным. Малыш в обмен получит очень многое, ведь сказки и игры мягко оказывают на него обучающее и воспитательное воздействие, как на поведенческом, так и на ценностном, моральном уровне.
Казалось бы несерьезные, детские забавы учат ребенка множеству важных вещей, в том числе нравственным основам и необходимым социальным навыкам.
Н. В. Бондаренко, СОШ №425, г. Москва