Школа для родителей
Школа для родителей
Основной целью школы является поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого– педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско – родительских отношений.
Основные задачи:
1. Оздоровление внутрисемейных отношений;
2. Оптимизация детско-родительских отношений, обучение взрослых и детей способам конструктивного взаимодействия;
3. Усиление ценностно-нравственных установок в семье;
4. Повышение у родителей ответственности за воспитание детей;
5. Обучение родителей основам законодательства, здорового образа жизни, навыкам воспитания детей.
Основные направления работы с семьей:
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребенку.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
4. Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
5. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
6. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
7. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
Этапы взаимодействия с семьей.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связанна с другой. Например, в семье. Где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1. Беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в Школу).
2. Посещение на дому, знакомство с ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с педагогом-психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей.
2-й этап. Изучение семьи.
1. Социально-педагогическая и социально-психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственников несовершеннолетних. Материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2. Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
– посещение на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультаций, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
– использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т. д. );
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и социально-психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия, путей их реализации.
1. Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
2. Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
Методическая работа.
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы по вопросам работы с неблагополучной семьей.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьей.
3. Подготовка памяток, рекомендаций в работе с неблагополучной семьей.
Е. А. Цыплянская, МБУ СОССЗН "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", г. Старый Оскол, Белгородская область