Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Понимание – начало согласия.

Спиноза

Цель: познакомить родителей с основными правилами построения конструктивного общения с подростками через активное слушание и выражения собственных чувств через «Я высказывания».

Подготовительный этап: учащиеся пишут открытое письмо родителям, в котором благодарят своих родителей за что-то и указывают, чем они не довольны во взаимоотношениях с ними, что бы изменили.

Форма занятия: мини-тренинг с теоретической частью.

Разогрев.

I. Упражнение «Представимся». Родители произносят имя ребенка и качество характера, начинающееся с этой же буквы (н-р, Люба – любимая).

II. Упражнение «Путешествие в детство». Вспомните эмоционально-окрашенное впечатление из детства и ваши ощущения при этом (рецепт счастья).

III. Игра «Слабое звено» направлено на определение того, насколько родители хорошо знают чем увлекается, чем живет их ребенок. Родителям задаются вопросы, составленные самими детьми.

1. Кто лучший в мире игрок по баскетболу?

2. Популярные фильмы подростков?

3. Какие вам нравятся популярные музыкальные группы?

4. Кто супер звезда футбола?

5. Мой кумир (кинозвезда):

6. Какой молодежной субкультуре вы симпатизируете?

7. Ваше любимое времяпрепровождение_____

8. Любимые высказывания моих родителей:

 когда не довольны чем-то

 когда я их радую

 когда у родителей хорошее настроение.

IV. Упражнение «Коридор». Родители рассчитываются на первый-второй, разбиваются на группы и становятся коридором. Каждому из них выдается реплика-указание, которую они должны произнести пока кто-то по очереди идет сквозь этот живой коридор. (потянись, стой, иди гулять, присядь, застегнись, расчешись, пой, танцуй, считай, прыгай, беги, умойся, спи, пиши, пропылесось, выпей молоко, расскажи стих, плыви, прыгай на скакалке, скажи свое имя, дай дневник )

Рефлексия: – Какие чувства испытывали, когда проходили, давали указания?

– Какие желания возникали в ходе выполнения данного упражнения?

– Какую ситуацию напомнило данное упражнение?

Основная часть.

Ну, что, поговорим?

О чем?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо, и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим? – Поговорим. Вдруг будет интересно.

Поговорим?! В любой семье рано или поздно возникают такие ситуации, выход из которых родителям трудно найти. Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? Как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются задеты чувства родителей?

Поддаваясь эмоциям – гневу, раздражению или обиде, мы можем повышать голос, требовать незамедлительного послушания, грозить наказанием, позволяем себе негативные высказывания в адрес подростка. Делаем мы это с благим намерением – изменить в лучшую сторону нежелательное поведение – и безрезультатно. Подросток реагирует агрессивно, не реагирует вообще, замыкается и взаимные обиды и непонимание не исчезают, а растут. Однако, видя неэффективность данного подхода, многие родители продолжают действовать прежним образом, не видя другого выхода.

(привести высказывания родителей из вопроса № 8 анкеты «когда не довольны чем-то)

Скажите, в чем ошибка подобных высказываний:

«Ты – высказывания»

(выписать на доску)

«Я – высказывания»

  1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате! »

«Почему играешь в компьютер, а в комнате не прибрался? Повторится, неделю не будешь играть!» (недовольство, раздражение + угроза)

  1. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
  2. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз __________(будешь ночевать под дверью!, »

(все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и личность подростка, директивный тон и преувеличения делают эти высказывания очень эмоциональными и не способствуют решению проблем. Преобладают высказывания «ты», «у тебя», «тебе».

  1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше»
  2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».
  3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».

Родительские ошибки реагирования на поведение подростка:

Приказы, угрозы: «Ты опять не убралась в комнате / доме. Ты получишь! Наказана на неделю!»

Морали, нравоучения: «Опять двадцать пять! Должна уже сама все понимать!» ведут к «психологической глухоте», когда подросток просто перестает вас слышать;

Критика, выговоры: «У всех дети как дети, а у меня И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?! Все у тебя через ! Думать надо головой, а не !»

Выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения: «Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»

(Примечание: возможно родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки __________А на самом деле – выплескивают свои негативные эмоции. И конечно такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешения проблемы. Скорее раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт. Как этого избежать? – некритическая оценка происходящего со стороны родителей, безоговорочная, безусловная любовь, которая не зависит ни от каких условий.

(раздать памятки родителям и обсудить)

  • описание чувств и эмоций, испытываемых родителем в данной проблемной ситуации; «Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке . . . ;Я понимаю тебя, это действительно обидно, я тоже расстроилась бы »
  • безоценочное краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщения и сравнений, н-р: «Я не пойду больше в эту школу! – родитель: Ты не хочешь больше ходить в школу); описание волнующей ситуации или проступка подростка. Описание должно касаться только нежелательного поведения, но не личности в целом;
  • формулировка желательного результата.

Как лучше строить отношения с подростком? – Понять, принять, признать, услышать!

Понять – увидеть мотивы, которые им движут

Принять – безусловное положительное отношение к подростку. «Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».

Признать уникальности подростка – признать его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

Услышать – это умение активно слушать во всех ситуациях, когда подросток расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – т. е. когда у него возникают эмоциональные проблемы. Французский мыслитель Ларошфуко сказал «Терпеливо слушать – одно из величайших совершенств, которое только возможно в общении». Активное слушание создает отношения теплоты, облегчает решение проблем, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Как это сделать?

Основные правила активного слушания:

1. невербальные средства (кивок головой, поддакивание: «да-да», «возможно», «конечно» и другое;

2. Повернуться лицом к подростку, глаза на одном уровне;

3. Избегая вопросов, использовать утвердительную форму высказываний или уточняющие вопросы «Я правильно тебя понял?;

4. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание;

5. Обозначать / отражать чувства, испытываемые подростком «Мне кажется, ты расстроен, обижен и др. »

Результаты применения активного слушания:

1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.

2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

3. Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.

4. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Активное слушание – это не способ добиться чего-то от подростка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать подростку, что мы его понимаем, в том числе его чувства и переживания. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания.

Формула «Я – высказывания»:

«Когда ты/Вы . (необвинительное описание ситуации, поведения другого человека), я чувствую /мне становится неловко, мне было очень стыдно, я волнуюсь/ __________, потому что (почему поведение составляет проблему или как действует на вас), и я бы хотел (проговаривание своего требования, что бы вы желали)».

Несмотря на кажущуюся простоту подобных высказываний использовать их не так легко, т. к. мы не привычны говорить о своих чувствах, трудно удержаться от оценивания, от проявления родительской власти, да и результат использования «Я-высказываний» вряд ли будет мгновенным. И тем не менее этот способ эффективен уже тем, что основан он на доверии и уважении, не содержащий обвинения ни в чей адрес, дает подростку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение и как найти решение проблемы.

А умеем ли мы это делать? Давайте попробуем рассмотреть эти же высказывания с позиции «Я-высказывания» (вернуться к таблице)

Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека – гласит восточная мудрость.

Воспитать Человека с большой буквы – огромный труд. Мы говорили о том, что можно сделать своими силами, если терпеливо строить добрые отношения с детьми.

Поговорили о том, что хорошо и хорошо не очень.

Что-то узнали вы, а что-то нам известно,

Поговорили мы нам было интересно!

/Теперь, когда вы узнали основные правила построения конструктивного общения с вашими детьми – это понять, принять, признать через активное слушание и эффективный способ выражения собственных чувств через «Я высказывания», вы иначе отнесетесь к высказываниям ваших детей к тому, что их не устраивает во взаимоотношениях с вами и за что они вам благодарны. /

Зачитать письма детей родителям. Провести рефлексию.

В заключение показать мультимедийную презентацию «Говорят дети» / Настроение.

Рефлексия: Что было полезного, интересного для вас в сегодняшней нашей встрече?

Что будете (не будете) использовать во взаимоотношениях со своими детьми?

Литература.

1. Фалькович Т. А. , Толстоухова Н. С. , Высоцкая Н. В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М. : ВАКО, 2006.

2. Пономаренко Л. П. , Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2. Психология общения: 11 кл.

3. Комышева С. , Тупицына Е. Родители и дети: противостояние или сотрудничество. //ШП № 16/2008, с. 40-41.

Памятка для родителей

«Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Понимание – начало согласия.

Спиноза

Понять – увидеть мотивы, которые им движут

Принять – безусловное положительное отношение к подростку. «Я отношусь к тебе хорошо независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».

Признать уникальности подростка – признать его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

Услышать – это умение активно слушать во всех ситуациях, когда подросток расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – т. е. когда у него возникают эмоциональные проблемы.

Основные правила активного слушания:

1. Повернуться лицом к подростку, глаза на одном уровне;

2. Избегая вопросов, использовать утвердительную форму высказываний;

3. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание;

4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Результаты применения активного слушания:

5. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.

6. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

7. Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.

8. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Активное слушание – это не способ добиться чего-то от подростка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать подростку, что мы его понимаем, в том числе его чувства и переживания. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания.

Формула «Я – высказывания»:

«Когда ты/Вы . (необвинительное описание конкретной ситуации, поведения другого человека), я чувствую /мне становится неловко, мне было очень стыдно, я волнуюсь/ __________, потому что (почему поведение составляет проблему или как действует на вас), и я бы хотел (проговаривание своего требования, что бы вы желали)».

потянись

стой

иди гулять

присядь

застегнись

расчешись

пой

танцуй

считай

прыгай

беги

умойся

спи

пиши

пропылесось

выпей молоко

расскажи стих

плыви

прыгай на скакалке

скажи свое имя

дай дневник

Л. С. Жутикова, МБОУ гимназия г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская обл.