Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психологическая готовность к школе. (для родителей первоклассников и не только)

Психологическая готовность к школе. (для родителей первоклассников и не только)

Уважаемые родители! Жизнь ваших детей резко изменилась: они начинают учиться в школе. Практически всех детей готовят к школе: учат считать, читать и писать. Но как бы ребенок ни был подготовлен к школьному обучению, он не поднимается на новый возрастной этап автоматически, переступая порог школы. Встает вопрос о его психологической готовности к школе. Предлагаемая Вашему вниманию статья поможет разобраться в возможных или имеющихся проблемах с обучением в школе.

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют следующие аспекты психологической готовности: мотивационная, интеллектуальная, коммуникабельная, личностная и эмоционально-волевая. Все эти аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Что же предусматривают эти виды психологической готовности к школе?

Мотивационная готовность характеризуется наличием соответствующих мотивов обучения, стремлением к приобретению знаний, получением статуса современного школьника, т. е. появлением новых прав и обязанностей. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление желания учиться влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Первоначально Вашего ребенка могут привлекать чисто внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные рюкзаки, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Появляется учебная мотивация.

Личностная готовность предусматривает формирование самооценки, представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем), оценивание своих прав и обязанностей, ответственность за свои действия и поступки, приятие критики. Подготовьте ребенка к тому, что его может ожидать в школе. Например, различные соревновательные моменты, оценивание его действий и умений педагогами и другими детьми. У ребенка должна быть сформирована адекватная оценка критики. Задайтесь вопросом, умеет ли Ваш ребенок отделять себя (свою личность) от своих поступков. Для этого проанализируйте, как Вы и ближайшее, значимое для Вашего ребенка окружение делаете замечания (критикуете). Не рекомендуется после «неблаговидного» поступка Вашего чада употреблять слова и выражения «Ты сделал Ты – плохой (дурачок, бездарь ). Желательно говорить «Ты сделал плохо, потому что ». Ключевым моментом здесь является не оценка личности ребенка, а оценивание его поступка. Воспитывайте Вашего ребенка так, чтобы он думал о себе и об окружающем мире: «Я – хороший. Мир – хороший ».

Эмоционально-волевая готовность характеризуется формированием волевых качеств (самостоятельности, дисциплинированности, инициативности), умением сдерживать свои эмоции. Если у ребенка есть учебная мотивация, он будет стремиться к выполнению школьных правил и требований, будет контролировать свои действия в классе. Произвольное поведение – это не только своевременное включение в работу, стремление не отвлекаться на выкрики соседа, сдерживание желания немедленно сообщить учителю ответ на заданный вопрос, раскладывание книг, тетрадей и ручек на парте, чтобы не перебирать их во время урока, с грохотом роняя рюкзак на пол, и т. д. Произвольность поведения ребенка проявляется в выполнении им учебных заданий – следовании правилам, заданным учителем, и образцам в учебнике и тетради.

Коммуникативная готовность предполагает умение ребенка устанавливать контакты с детьми, работать в группе. Очень важно, чтобы Ваш ребенок умел выражать словами свои мысли, чувства. Желательно постоянно стимулировать ребенка на ежедневное общение с Вами, ведь именно Вы являетесь его самым лучшим в мире другом, не так ли? Особенно важно побуждать к высказыванию своих переживаний тех мальчиков, которые склонны свои детские проблемы решать с помощью кулаков. Необходимо побуждать детей вербализировать свои желания или просьбы, когда рядом нет Вас: в школе – учителям или в интернате – воспитателям. Задайтесь вопросом, умеет ли Ваш ребенок выстраивать контакты со сверстниками или на всех «смотрит букой»? Если Ваш ребенок постоянно посещал дошкольное учреждение, то скорее всего умение контактировать с другими детьми у него развито в достаточной мере.

Готовность в сфере познавательных процессов (интеллектуальная готовность) предполагает определенный уровень развития памяти, внимания, мышления, а именно: умение концентрировать внимание, умение запоминать то, что нужно для понимания нового материала, умение сравнивать, умение выделять существенное, обобщать, умение творчески решать задачи, умение воспринимать информацию на слух, и др. Данные психические процессы (память, внимание, речь, воображение, мышление) успешно тренируются специально подобранными упражнениями и заданиями, причем на протяжении всей жизни.

Говоря о готовности к школе нельзя не затронуть такие два аспекта, как готовность в сфере развития кругозора, которая связана с элементарными знаниями и представлениями, а также о готовности в сфере культурных норм, которая связана с умениями и навыками самообслуживания и с представлениями об этических нормах поведения в обществе.

Уточним еще раз: при оценивании готовности к школе ребенка необходимо учитывать все вышеуказанные аспекты. Ребенок может быть интеллектуально развит и в этом плане готов к школьному обучению, но отсутствие учебных мотивов, нужного отношения к учителю и сверстникам, адекватной самооценки, произвольности поведения не даст ему возможности успешно учиться в 1-м классе.

М. М. Сагайдачная, ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана", Санкт-Петербург