Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методика преподавания ОРКСЭ через изучение национальных праздников

Методика преподавания ОРКСЭ через изучение национальных праздников

Одной из легких и хорошо воспринимаемых форм подачи материала в рамках преподавания ОРКСЭ является изучение той или иной культуры и религии через праздники. Праздники – это своеобразные рубежи жизни, на них ориентируются, к ним готовятся. Взрослые и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, дружественного. Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и творчества в различных видах деятельности. Это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники ─ часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним. Обращение к Православию необходимо. Праздники должны приобщать детей к родной культуре, к народному творчеству, традициям, важнейшей частью которых являются именно православные праздники. Методические приёмы, которые применяются для подготовки и проведения православного праздника в общеобразовательной начальной школе, многообразны. Они характеризуются не только деятельностью взрослого, приобщающего ребёнка к православной культуре, но и деятельностью обучающего ─ его знаниями и умениями. Необходимо учитывать и активность ребёнка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, с другой ─ способы учения, которыми овладевает ребёнок. Для подготовки православного праздника педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребёнок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов и т. д. Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребёнок сам находит необходимый приём исполнения. Рассмотрев структурные элементы проведения праздника, которые предлагает Лобачева С. И. , мы разработали свою методику подготовки и проведения православного праздника, которая состоит из 2-х блоков:I. Подготовка к проведению праздникаII. Непосредственное проведение праздника Теперь рассмотрим их подробнее:I. Подготовка к проведению православного праздника. 1. Подготовка учителяУчитель должен обладать знаниями по истории религий, истории христианства, истории отечества, общей теории религий, основам христианского искусства, истории Русской Православной Церкви, основам православной культуры. Учителю следует учитывать возрастные, психологические индивидуальные, умственные особенности детей. Педагог должен обладать тактом, быть активным, инициативным, находчивым, уметь выйти из затруднительного положения, уметь держаться свободно и естественно, обладать хорошей дикцией. Самое главное – любить детей и свое дело. 2. Проведение занятий по основам православной культурыПроведение данных занятий включает в себя следующие аспекты:– Знакомство с историей Праздника. Нами были разработаны занятия потемам: «Пасха Христова», «Рождество Христово», «Благовещение», «Рождество Богородицы, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Троица», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», «Житие святителя Пантелимона», «День ангела», «Дни Творения», «Вводное занятие» и другие. – Знакомство с традицией празднования. Например, на Пасху красить яйца, печь куличи; на Благовещение – выпускать на волю птиц, печь печенья, пряники в виде птиц; на Троицу – украшать дом веточками березы; на Рождество – ставить дома елку и т. д. – Словарная работа. Мы предлагаем использовать различные приемы проведения словарной работы: – до знакомства с новой темой на доске выписать слова, обозначающие географические названия или незнакомые детям исторические реалии;– во время свободного рассказа учителя объяснить те слова и выражения, которые легко понять из констекста либо легко подобрать синонимы;– после рассказа учителя выяснить любые неопределенности в понимании слов и выражений, которые могут возникнуть у детей;– особо обратить внимание на усвоение слов из Священного Писания (Евангелия), из Богослужения и устройства Православного храма, а также основных фактов и имен из духовной истории тверской земли;– для перевода новых слов в активный запас будем использовать прием записи ключевых слов и выражений, по которым дети могут составлять устные пересказы;– работа с рубриками учебника «Пиши правильно» и «Запомни»;– чтение и обсуждение фрагментов историко-литературной статьи хрестоматии, содержащей описание значения историзмов или архаизмов;– обогащать пассивный лексический запас, чтобы в языковом опыте детей расширялась та «речевая область», из которой они понимают духовные предметы речи. Можно отметить, что при проведении данных занятий дети с большим интересом и удовольствием изучали предложенный материал. Несмотря на то, что мы работали в условиях общеобразовательной школы, многие дети имели информацию о православных праздниках, понимали их значение. В семьях учащиеся в большинстве случаев соблюдались традиции празднования православных торжеств. 3. Изготовление подарковМы считаем, что при подготовке к православным праздникам подарки лучше изготавливать своими руками. Подарки можно готовить:– на уроках труда (на «День Ангела» – открытки с изображением Ангелов; на пасху – изготовление из крупы и пластилина пасхальных крашенок; елочных игрушек на Рождество и т. д. );– на уроках изобразительного искусства (рисование Рождественской елки, пасхального кулича, голубков и т. д. ). Непосредственно на самом празднике дети дарят друг другу, учителю, родителям подарки. На уроках труда и изобразительного искусства можно оформить класс, сцену, школу; сделать приглашения, афиши, тематический стенд; сделать костюмы (желательно изготавливать их вместе с родителями, так как это творческий процесс, который очень сближает всех участников праздника). 4. Знакомство с темой и сценарием праздникаНа данном этапе учитель распределяет роли. Это очень важное дело – выбрать ребенку такую роль, чтобы он смог себя реализовать творчески, раскрыться. В связи с этим учителю необходимо:– использовать в сценарии адаптированный текст для облегчения восприятия детьми материала;– знать и учитывать интеллектуальные способности детей;– знать и учитывать психологические особенности детей. Следует отметить, что для успешного проведения праздника очень важным является правильно подобранная роль. Это позволить ребенку самореализоваться, почувствовать радость «общего успеха», свою значимость в общем деле. Заучивание текста стихотворений, слов персонажей осуществляется на уроках чтения, на уроках внеклассного чтения, на уроках письма, а также классных часах. Музыкальное содержание праздника разрабатывается на уроках музыки. Если позволяют возможности, можно проводить заучивание текстов и песен можно проводить во внеурочное время. II. Проведение православного праздника. Организационный моментДо официального начала праздника необходима организационная пауза, для того чтобы раздеться, привести себя в порядок, собраться с мыслями, повторить текст, выполнить поручения и т. д. Время организационного момента необходимо, так как это время адаптации детей на празднике. Детям нужно преодолеть волнение, настроиться психологически. В структуру организационного момента входит:1) осмотр выставочного материала;2) проверка присутствия всех участников;3) проверка костюмов, устранение недостатков. Учителю необходимо учитывать следующие принципы проведения праздника: 1) коллективность (всеобщее участие детей, педагогов, а по возможности и родителей);2) самореализация каждого ребенка;3) разумная цикличность праздников (учет структуры ученого года, продолжительности четверти, каникул, возможности подготовки и т. д. ). Структурные элементы праздника: 1. ЗачинМетодические приемы зачина:1) Вербальный. Яркое вступительное слово ведущего. Эпиграф в прозе или стихах о празднике, о его идее. Устная композиция, театральное начало, дискуссионное начало. Обращение к необычной информации (стихи, письмо, документ). Представление необычного, интересного гостя, участника (ов). 2) Ритуальный. Элемент торжественной линейки, собрания, церемония хлеба-соли, вручение писем, зажигание огня (свечи, гирлянды). 3) Музыкальный. Торжественная музыка, тематическая сценка, общая песня, звон колоколов, звуки природы и т. д. 4) Технические и иные эффекты (запуск шаров, птиц, салюты и т. д. ) 2. Основная часть (кульминация)Реализуется через:1) слово;2) деятельность;3) демонстрацию. Словесные праздничные формы:1) рассказ;2) сообщение о событии;3) спектакль;4) театрализация;5) диалог, монолог;6) напутствие;7) литературный монтаж. Основная часть реализуется через действие, деятельность: общественную, творческую, художественную, познавательную, конкурсную. В основной части реализуется сюжет сценария, то, чему праздник посвящен. 3. Включение зрителей в активное действие с помощью:1) конкурсов для зрителей;2) беседы-диалога;3) общей песни;4) исполнения ритуалов (например, выпускать птиц, запускать шары и т. д. ). Сценарий праздника нуждается в том, чтобы зрители были активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Публика должна быть технологично включена в контекст праздника как зритель, слушатель и участник. Учителю необходимо включить в сценарий «точки опоры» для тех, кто не является главным героем. 4. Финал праздникаКонцовка должна быть четкой, яркой, образной, эмоциональной. Концовкой может быть общая песня, вручение подарков, салют, праздничное чаепитие, ритуальные действия и т. д. Рекомендации по подготовке и проведению православного праздника:1. Проведение занятийЕсли учитель использует для занятий текст из Священного Писания, православной литературы, ему следует адаптировать данный текст для восприятия младшего школьника. Особое внимание следует уделять системе вопросов на понимание, закрепление, важно проводить аналогию с жизненным опытом детей (например, рассказ детей о традициях празднования того или иного праздника, о том, как они с родителями (бабушками, дедушками) были на службе в храме, рассказ о впечатлениях ребенка и т. д. ). 2. Отбор материла для сценария. При подборе материала для проведения праздника (музыкального, библейского или литературного), учителю следует помнить, что:– во-первых, содержание должно быть понятно и доступно. Не стоит перегружать программу большим количеством выступлений, это снижает интерес и праздничный подъем;– во-вторых, возможно разучивать песни, пляски, стихотворения, тексты, которые понятны детям. 3. Длительность праздника. Праздник следует проводить в утренние часы, если во второй половине дня, то не позднее 16. 00. К вечеру дети утомляются, внимание их рассеивается, работоспособность снижается. 4. Подготовка костюмов. Они обязательно должны быть удобными, по росту, по размеру, и, конечно, красивые. Желательно их делать всем вместе – и детям, и родителям, и учителям. Это сближает, сплачивает всех участников праздника. Чем лучше костюм, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок. 5. Анализ проведения праздника. После праздника желательно провести беседу-диалог с детьми, родителями и выяснить, что произвело наибольшее впечатление, были ли какие-нибудь недостатки. В ходе педсовета необходимо разобрать все положительные и отрицательные моменты праздника, выслушать новые предложения, пожелания и т. д. Проведение подобного мероприятия позволит в будущем избежать ошибок при подготовке и проведении праздника, повысить эффективность педагогической работы. Школа должна наполняться праздниками. Всё это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей младшего школьного возраста, максимально использовать эту ситуацию для обучения и духовного развития. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; а самое главное – способствуют его нравственному воспитанию. Список литературы 1. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителя общеобразовательных школ. М. , 2003. 2. Суворина Е. А. Педагогика праздника. Тверь, 2003. Шемягина С. А. ,учитель истории и ОРКСЭ,МОУ СОШ № 112,г. Казань

Метки: Работа с дошкольниками