«Загадочная» (поэтическая) экскурсия для учащихся 5-6 классов.
«Загадочная» (поэтическая) экскурсия для учащихся 5-6 классов.
Цель экскурсии:
ознакомление с дикорастущими (лекарственными и ядовитыми) растениями на территории Измайловского лесопарка города Москвы.
Задачи:
– Познавательные (во время экскурсии учащиеся знакомятся с дикорастущими лекарственными и ядовитыми растениями;
– Воспитательные (учащиеся знакомятся с законами и правилами поведения в лесу, учатся видеть прекрасное и беречь живое;
– Оздоровительные (за время экскурсии учащиеся проходят от 2 до 4 км пешком).
Объём познавательного материала и физической нагрузки отбирается учителем в зависимости от возраста учащихся, погодных условий и времени года.
Предполагается предварительная работа до выхода учащихся в лесопарк, работа по должностям во время экскурсии и различные формы закрепления материала после её завершения.
До экскурсии учащиеся работают с картой Измайловского лесопарка, выясняют, где находятся заболоченные участки, луга, поляны, речки и другие водоёмы.
Знакомятся с понятиями «лекарственные» растения, «дикорастущие» растения,
«ядовитые» растения.
Во время экскурсии учащиеся с помощью учителя делают фотогербарии и зарисовки растений, а по её завершению – по определителям уточняют или определяют названия растений и их экологические особенности.
После экскурсии проводится итоговая беседа, делается фотосборник лекарственных растений, определяется область их применения, учащиеся дорабатывают рисунки, делают аппликации на тему: «Моё любимое растение», располагают рядом стихи или загадки об этом растении.
Экскурсия предполагает три-четыре остановки: на лугу, у заболоченного участка, на поляне, у речки или другого водоёма.
На первой остановке, на лугу, учитель с помощью загадок, определяет вместе с учениками те растения, которые обычно им хорошо знакомы. Затем, используя загадки в стихотворной форме, рассказывает о тех луговых растениях, которые с древних времён используют в народной медицине.
Учитель обращает внимание учеников на то, что эти растения можно использовать и сегодня, оказавшись в лесу во время прогулки с родителями и друзьями, во время сбора ягод и грибов и т.д.
Рассказ о луговых лекарственных растениях сопровождается показом растений, их фотографированием и зарисовкой в экскурсионной тетради.
Загадки про знакомые растения:
Золотистые корзинки
Точно солнышки горят,
Парашютики – пушинки
Скоро в небо улетят.
В танце жизни бесконечной
Их закружит ветер встречный (Одуванчик)
v
На лугу нивяночки-
Как девушки - славяночки,
С белыми косынками
И жёлтыми корзинками (Нивяник-ромашка большая)
v
Лапчатка – травка малая,
Корнями именитая.
В народе называется
«могущником» она. (Лапчатка прямостоячая – калган)
v
Ключи небесные упали
На землю вешнею порой.
И, по преданью, тотчас стали
Лесной целебною травой (Первоцвет весенний)
v
На тенистой лесной поляне
В изумруде душистой травы
запылали цветки герани
Нежным отблеском синевы (Герань луговая)
v
Кисть душистая венчает
Тонкий, стройный стебелёк,
Пара листьев довершает
Полный грации цветок (Майник двулистный)
Рассказ учителя построен на поэтических мини-описаниях луговых лекарственных растений. Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили растения, можно из предложенного выбрать только те, которые характеризуют время года, в которое проводится экскурсия.
Материнская травка – ромашка,
Ты всем людям близка, как рубашка,
Целый мир обошла и с добром
К человеку являешься в дом (Ромашка аптечная)
v
Неказист, привязчив он – это всякий знает,
Но не каждому свои тайны раскрывает.
Как он щедр и как богат,
Не лопух, а сущий клад (Репейник)
v
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк (Одуванчик)
На второй остановке, у болотистого участка, учитель знакомит учащихся с растениями этой местности, рассказывает об их лекарственных свойствах и их использовании. Рассказ целесообразно построить на описании тех растений, которые произрастают в данной местности.
В царстве «водяного», на болоте топком,
Выросла былинка с корешком коротким.
С виду неказиста, войлоком покрыта,
А какая сила в её стебле скрыта (Сушеница болотная)
v
Вот он, пришедший к нам с Востока,
«Трость» ароматная – аир.
Он своим стеблем и корнями
Давно прославлен на весь мир! (Аир болотный)
v
Пахучий кустарник на кочке растёт,
Болото собой украшая.
Неярко, но пышно весною цветёт
Багульник – аптека живая (Багульник болотный)
v
На краю трясины зыбкой
«Семафор» со стеблем гибким.
Он, как будто, говорит
«Дальше пеший путь закрыт» (Вахта трёхлистная)
v
Тонкий стебель украшает
Бело-розовый цветок.
Полон нежности и грусти
Его каждый лепесток (Белозор болотный)
v
Судьбой в болото занесён.
Герань – цветок лесной.
Меж тем и здесь блистает он
Всё той же красотой (Герань болотная)
v
На болотном лугу, близ воды
Поселилась трава-огнецвет.
У неё необычны цветы,
Их окраска - природы секрет (Сабельник болотный)
Третья остановка на лесной опушке. Учащимся можно организовать привал, во время которого дети не только могут перекусить, отдохнуть, но и обменяться впечатлениями, послушать голоса птиц и шелест листвы деревьев, найти листья необычной окраски, понаблюдать за муравьями и определить по их поведению, какой будет погода в ближайшие несколько часов. После этого учитель продолжает знакомить учащихся с растениями.
В это время лучше всего учащиеся усваивают материал о ядовитых растениях. Необходимо обратить внимание учеников на то, что эти растения могут быть опасны для здоровья человека. Но в очень малых дозах (микродозах) – полезными для него. Эти дозы может определять и назначать только врач!
Для того, чтобы учащиеся запомнили эти растения, учитель может взять с собой на экскурсию изображения вороньего глаза и волчьего лыка и раздать ученикам для поиска в природе, сравнивания найденные растения с их изображением на открытке или в справочнике.
v
Слезу горючую над лесом
На землю ворон уронил.
Листочек трепетной осины
Теплом своим её прикрыл.
И с той поры в который раз
Цветёт в лесу вороний глаз (Вороний глаз)
v
Куст плодами украшен,
Очень манит их вид.
Берегись! Он – опасен.
Сочный плод – ядовит (Волчье лыко)
Далее учитель продолжает знакомить учеников с лекарственными растениями.
Ты, калинушка-калина-
Старый русский талисман,
В невесёлую годину,
Видно ты народу дан.
Обращается к тебе
Он в болезни и в разлуке,
И в веселье, и в труде (Калина обыкновенная)
v
Во всех нарядах хороша,
Стоит она, красуется.
Недаром русская душа
Берёзою любуется (Берёза белая)
v
Полночная фея по лесу прошла,
Под кустиком сонным фиалку нашла,
Она подарила цветку аромат,
«Ночница», с тех пор про цветок говорят (Любка двулистная)
v
Зелёные розетки разбросаны в лесу,
Они здесь собирают жемчужную росу.
В росе, легенда говорит,
Источник бодрости сокрыт (Манжетка обыкновенная)
v
В прекрасном мире лесных идиллий
Нашла приют одна из лилий.
Какая прелесть и аромат,
Хотя и скромен её наряд (Ландыш майский)
v
Лесные феи – орхидеи,
В тени прохладный их приют.
Пусть люди ваши колыбели
Себе на пользу берегут (Ятрышник пятнистый)
v
Живою гирляндой ползёт по земле,
Он свечи расставил в лесной мураве,
И пламени нет, и они не горят,
Целебною пылью в бору лишь пылят (Плаун булавовидный)
Живою дугою к земле наклонилась,
Как будто ей хочет сказать:
«Трава я лесная, причём не простая,
На корне моём есть печать» (Купена лекарственная)
v
Шум в лесу повсюду слышится,
И плывёт среди кустов,
Ветерком едва колышется
Море красных «огоньков».
Сорвёшь этот огонёк
И положишь в кузовок (Земляника лесная)
На обратном пути (или это будет четвёртая остановка) можно продолжить знакомить учащихся с породами деревьев, кустарников и кустарничков, задавая им загадки. Лучше было бы, чтобы дети сами задавали друг другу загадки о растениях, которые они знают с детства.
v
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает (Дерево)
v
В золотой клубочек спрятался дубочек (Желудь)
v
Стоят в поле сестрицы,
Платья – белены,
Шапочки – зелены (Берёзы)
v
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год (Ель)
v
Круглый, зрелый, загорелый,
Попался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз-
И треснул бок (Орех)
Это материал можно использовать не только при проведении экскурсии. Он может служить одним из компонентов в проектно-исследовательской деятельности по различным направлениям.
Л. Г. Солонтай , ГБОУ СОШ № 443, г. Москва
Метки: Биология