Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Загадочная» (поэтическая) экскурсия для учащихся 5-6 классов.

«Загадочная» (поэтическая) экскурсия для учащихся 5-6 классов.

Цель экскурсии:

ознакомление с дикорастущими (лекарственными и ядовитыми) растениями на территории Измайловского лесопарка города Москвы.

Задачи:

– Познавательные (во время экскурсии учащиеся знакомятся с дикорастущими лекарственными и ядовитыми растениями;

– Воспитательные (учащиеся знакомятся с законами и правилами поведения в лесу, учатся видеть прекрасное и беречь живое;

– Оздоровительные (за время экскурсии учащиеся проходят от 2 до 4 км пешком).

Объём познавательного материала и физической нагрузки отбирается учителем в зависимости от возраста учащихся, погодных условий и времени года.

Предполагается предварительная работа до выхода учащихся в лесопарк, работа по должностям во время экскурсии и различные формы закрепления материала после её завершения.

До экскурсии учащиеся работают с картой Измайловского лесопарка, выясняют, где находятся заболоченные участки, луга, поляны, речки и другие водоёмы.

Знакомятся с понятиями «лекарственные» растения, «дикорастущие» растения,

«ядовитые» растения.

Во время экскурсии учащиеся с помощью учителя делают фотогербарии и зарисовки растений, а по её завершению – по определителям уточняют или определяют названия растений и их экологические особенности.

После экскурсии проводится итоговая беседа, делается фотосборник лекарственных растений, определяется область их применения, учащиеся дорабатывают рисунки, делают аппликации на тему: «Моё любимое растение», располагают рядом стихи или загадки об этом растении.

Экскурсия предполагает три-четыре остановки: на лугу, у заболоченного участка, на поляне, у речки или другого водоёма.

На первой остановке, на лугу, учитель с помощью загадок, определяет вместе с учениками те растения, которые обычно им хорошо знакомы. Затем, используя загадки в стихотворной форме, рассказывает о тех луговых растениях, которые с древних времён используют в народной медицине.

Учитель обращает внимание учеников на то, что эти растения можно использовать и сегодня, оказавшись в лесу во время прогулки с родителями и друзьями, во время сбора ягод и грибов и т.д.

Рассказ о луговых лекарственных растениях сопровождается показом растений, их фотографированием и зарисовкой в экскурсионной тетради.

Загадки про знакомые растения:

Золотистые корзинки

Точно солнышки горят,

Парашютики – пушинки

Скоро в небо улетят.

В танце жизни бесконечной

Их закружит ветер встречный (Одуванчик)

v

На лугу нивяночки-

Как девушки - славяночки,

С белыми косынками

И жёлтыми корзинками (Нивяник-ромашка большая)

v

Лапчатка – травка малая,

Корнями именитая.

В народе называется

«могущником» она. (Лапчатка прямостоячая – калган)

v

Ключи небесные упали

На землю вешнею порой.

И, по преданью, тотчас стали

Лесной целебною травой (Первоцвет весенний)

v

На тенистой лесной поляне

В изумруде душистой травы

запылали цветки герани

Нежным отблеском синевы (Герань луговая)

v

Кисть душистая венчает

Тонкий, стройный стебелёк,

Пара листьев довершает

Полный грации цветок (Майник двулистный)

Рассказ учителя построен на поэтических мини-описаниях луговых лекарственных растений. Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили растения, можно из предложенного выбрать только те, которые характеризуют время года, в которое проводится экскурсия.

Материнская травка – ромашка,

Ты всем людям близка, как рубашка,

Целый мир обошла и с добром

К человеку являешься в дом (Ромашка аптечная)

v

Неказист, привязчив он – это всякий знает,

Но не каждому свои тайны раскрывает.

Как он щедр и как богат,

Не лопух, а сущий клад (Репейник)

v

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк (Одуванчик)

На второй остановке, у болотистого участка, учитель знакомит учащихся с растениями этой местности, рассказывает об их лекарственных свойствах и их использовании. Рассказ целесообразно построить на описании тех растений, которые произрастают в данной местности.

В царстве «водяного», на болоте топком,

Выросла былинка с корешком коротким.

С виду неказиста, войлоком покрыта,

А какая сила в её стебле скрыта (Сушеница болотная)

v

Вот он, пришедший к нам с Востока,

«Трость» ароматная – аир.

Он своим стеблем и корнями

Давно прославлен на весь мир! (Аир болотный)

v

Пахучий кустарник на кочке растёт,

Болото собой украшая.

Неярко, но пышно весною цветёт

Багульник – аптека живая (Багульник болотный)

v

На краю трясины зыбкой

«Семафор» со стеблем гибким.

Он, как будто, говорит

«Дальше пеший путь закрыт» (Вахта трёхлистная)

v

Тонкий стебель украшает

Бело-розовый цветок.

Полон нежности и грусти

Его каждый лепесток (Белозор болотный)

v

Судьбой в болото занесён.

Герань – цветок лесной.

Меж тем и здесь блистает он

Всё той же красотой (Герань болотная)

v

На болотном лугу, близ воды

Поселилась трава-огнецвет.

У неё необычны цветы,

Их окраска - природы секрет (Сабельник болотный)

Третья остановка на лесной опушке. Учащимся можно организовать привал, во время которого дети не только могут перекусить, отдохнуть, но и обменяться впечатлениями, послушать голоса птиц и шелест листвы деревьев, найти листья необычной окраски, понаблюдать за муравьями и определить по их поведению, какой будет погода в ближайшие несколько часов. После этого учитель продолжает знакомить учащихся с растениями.

В это время лучше всего учащиеся усваивают материал о ядовитых растениях. Необходимо обратить внимание учеников на то, что эти растения могут быть опасны для здоровья человека. Но в очень малых дозах (микродозах) – полезными для него. Эти дозы может определять и назначать только врач!

Для того, чтобы учащиеся запомнили эти растения, учитель может взять с собой на экскурсию изображения вороньего глаза и волчьего лыка и раздать ученикам для поиска в природе, сравнивания найденные растения с их изображением на открытке или в справочнике.

v

Слезу горючую над лесом

На землю ворон уронил.

Листочек трепетной осины

Теплом своим её прикрыл.

И с той поры в который раз

Цветёт в лесу вороний глаз (Вороний глаз)

v

Куст плодами украшен,

Очень манит их вид.

Берегись! Он – опасен.

Сочный плод – ядовит (Волчье лыко)

Далее учитель продолжает знакомить учеников с лекарственными растениями.

Ты, калинушка-калина-

Старый русский талисман,

В невесёлую годину,

Видно ты народу дан.

Обращается к тебе

Он в болезни и в разлуке,

И в веселье, и в труде (Калина обыкновенная)

v

Во всех нарядах хороша,

Стоит она, красуется.

Недаром русская душа

Берёзою любуется (Берёза белая)

v

Полночная фея по лесу прошла,

Под кустиком сонным фиалку нашла,

Она подарила цветку аромат,

«Ночница», с тех пор про цветок говорят (Любка двулистная)

v

Зелёные розетки разбросаны в лесу,

Они здесь собирают жемчужную росу.

В росе, легенда говорит,

Источник бодрости сокрыт (Манжетка обыкновенная)

v

В прекрасном мире лесных идиллий

Нашла приют одна из лилий.

Какая прелесть и аромат,

Хотя и скромен её наряд (Ландыш майский)

v

Лесные феи – орхидеи,

В тени прохладный их приют.

Пусть люди ваши колыбели

Себе на пользу берегут (Ятрышник пятнистый)

v

Живою гирляндой ползёт по земле,

Он свечи расставил в лесной мураве,

И пламени нет, и они не горят,

Целебною пылью в бору лишь пылят (Плаун булавовидный)

Живою дугою к земле наклонилась,

Как будто ей хочет сказать:

«Трава я лесная, причём не простая,

На корне моём есть печать» (Купена лекарственная)

v

Шум в лесу повсюду слышится,

И плывёт среди кустов,

Ветерком едва колышется

Море красных «огоньков».

Сорвёшь этот огонёк

И положишь в кузовок (Земляника лесная)

На обратном пути (или это будет четвёртая остановка) можно продолжить знакомить учащихся с породами деревьев, кустарников и кустарничков, задавая им загадки. Лучше было бы, чтобы дети сами задавали друг другу загадки о растениях, которые они знают с детства.

v

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает (Дерево)

v

В золотой клубочек спрятался дубочек (Желудь)

v

Стоят в поле сестрицы,

Платья – белены,

Шапочки – зелены (Берёзы)

v

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год (Ель)

v

Круглый, зрелый, загорелый,

Попался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз-

И треснул бок (Орех)

Это материал можно использовать не только при проведении экскурсии. Он может служить одним из компонентов в проектно-исследовательской деятельности по различным направлениям.

Л. Г. Солонтай , ГБОУ СОШ № 443, г. Москва

Метки: Биология