Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Внешнее строение листа.

Тема: Внешнее строение листа.

Цель урока: Изучение внешнего строения листа.

Задачи:

сформировать понятие, связанное с внешним строением листа; изучить многообразие форм листьев и классификацию листьев по признаком количества листовых пластинок, наличия черешка и расположение листьев на побеге; научить использовать полученные знания на практике; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Оборудование: гербарий материал, собранный учениками; электронное приложение 1С:Школа для 6 класса, школьно-письменные принадлежности, интерактивная доска.

Прогнозируемый результат занятия: ученики должны

- усвоить понятие «лист»;

- знать растения и определять признаки различия «простые» и «сложные» листья;

- знать растения и определять различия «черешковые» и «сидячие» листья;

- знать и определять положение листьев на побеге «очередное», «супротивное», «мутовчатое»;

- применять полученные знания на практике в работе с гербарными экземплярами растений, - грамотно и аккуратно выполнить лабораторную работу.

Ход работы:

1. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку, наличие учебных принадлежностей, наличие гербарного материала.

2. Проверка качества усвоения материала предыдущей темы.

Демонстрация слайдов № 1,2. Слайд № 1. Задания тестового характера с выбором одного правильного ответа. Слайд № 2. Работа с фрагментом текста, определение биологических ошибок и исправление.

3. Изучение нового материала.

Этап урока

Действия учителя

Действие учеников

А

Создание ситуации мотивированности на работу.

Загадки

Ученики отгадывают загадки.

Б

Озвучивание изучаемой темы; постановка цели урока

Анализирует ответы. Демонстрирует слайд с изображением ответа «Листа». (Слайд № 3)

Объявляет тему и цель урока (Слайд № 4). Записывает тему на доске. Проверяет оформление записи в тетради.

По изображению определяют тему урока. Записывают тему урока в тетради; выделяют тему урока. Демонстрируют готовность к изучению темы

В

Демонстрация живых растений и гербарные экземпляры

Обращает внимание на основные морфологические признаки листьев: форму, край листовой пластинки, жилкование, наличие черешка и прилистников, число листовых пластинок на черешке.

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Изучают схему внешнего строения листа, используя иллюстрацию в учебнике. Определяют составные части листа. Зарисовывают в тетради схему строения листа и подписывают составные части листа.

Г

Работа с гербарными экземплярами

Демонстрирует разные образцы гербарного материала, активирует мыслительную деятельность, концентрирует внимание на особенности строения листа. Обобщает ответы учеников, обращает внимание на количество листовых пластинок.

(Слайд № 5- 6)

Отвечают на вопросы, выделяют особенности наличия частей листьев у гербарных экземпляров.

Работают с текстом учебника и определяют виды листьев по количеству листовых пластинок. Соотносят свои ответы с ответом учителя. Оформляют запись в тетради в виде схемы. (Схема из слайда № 1)

Д

Работа со схемами «Электронная библиотека наглядных пособий»

Объяснение различий форм листовых пластинок у простых и сложных листьев. Демонстрирует различные формы в виде слайдов, показывает растения, имеющие простые и сложные листья. (Слайды № 7- 10). Вводит новые понятия, названия форм.

Рассматривают различные формы листовых пластинок. Определяют различия в сравнении. Записывают названия и определяют, для каких растений характерны виды форм листовых пластинок.

(Схема из слайда № 2)

Е

Работа с живыми растениями

Концентрирует внимание на наличие черешка у комнатных растений.

Определяют отличие листьев у комнатных растений.

Работают с текстом учебника и определяют виды растений по наличию или отсутствию черешка у листьев. Соотносят с ответом учителя. Оформляют запись в тетради в виде схемы. (Схема № 3)

Ж

Работа со схемами «Электронная библиотека наглядных пособий»

Объяснение особенности листорасположения. Демонстрирует схемы листорасположения. Дает название листорасположения. Показывает растения, имеющие разное листорасположение.

(Слайд № 11)

Рассматривают схемы и слайды. Делают зарисовки в тетради и подписывают названия листорасположений.

(Схема № 4)

З

Работа со схемами «Электронная библиотека наглядных пособий»

Объяснение особенностей жилкования и роль в обеспечении движения воды с минеральными солями и органическими веществами. Демонстрирует схемы жилкования в листьях. Вводит новые понятия «параллельное», «дуговые», «сетчатое». Демонстрирует комнатные растения с разными типами жилкования.

Рассматривают схемы. Определяют особенности жилкования у растений. Определяют тип жилкования на предъявляемых комнатных растениях. Делают зарисовку в тетради. Подписывают названия жилкования.

(Схема № 5)

И

Подведение итогов

Подводит итог активности учеников на уроке.

Схема № 1.

Листья:

Простые (на черешке – одна листовая пластинка)

Сложные (на черешке – несколько листовых пластинок)

Схема № 2. Таблица № 1 «Формы листовой пластинки»

Простые листья

Сложные листья

Цельные

Лопастные

Раздельные

Рассеченные

Тройчатосложные

Пальчатосложные

Перистосложные:

-непарноперистые

-парноперистые

а № 3.

Листья:

Черешковые (есть черешок)

Сидячие (нет черешка)

Схема № 4. «Листорасположение»

Очередное Супротивное Мутовчатое

Схема № 5. Таблица № 2 «Тип жилкования»

Параллельное

Дуговое

Сетчатое

(схема)

(схема)

(схема)

4. Закрепление изученного материала в форме выполнения лабораторной работы «Распознание простых и сложных листьев, определение листорасположения».

Этап урока

Действия учителя

Действие учеников

а

Работа с гербарным материалом. Собственный гербарный материал роздан каждому ученику перед началом урока.

Определяет цель и последовательность лабораторной работы. Объясняет правило оформления лабораторной работы.

За 2 минуты до окончания урока собирает гербарный материал с выполненной работой.

Работают по заданному плану с гербарным материалом. Оформляют работу на гербарном материале, подписывают названия листьев (простые или сложные), тип жилкования

(параллельное, дуговое, сетчатое). Сдают на проверку выполненную работу.

5. Домашнее задание.

Действия учителя

Действие учеников

а

Работа с дневником

Диктует под запись домашнее задание. Следит за оформление записей в дневнике. Выставляет отметки за работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Приложение № 1

Загадки.

1. Сидит – зеленеет.

Летит – пожелтеет.

Падет – почернеет.

2. Пан Панович

упал в колодец.

Воды не смутил

и сам не потонул.

3. Осенью кружатся,

на землю ложатся,

с земли не встают

и тут изгнивают.

Методические рекомендации.

1. Поддерживать высокий темп работы за счет дозированного времени на каждый этап урока. 2. Концентрировать внимание учеников на наглядном материале.

3. Демонстрировать виды растений, прорастающие на данной территории.

4. Использовать красочные иллюстрации слайдов, не перегруженные дополнительными признаками.

5. Подготовить собранный летом гербарий учеников и разложить на столы учеников.

6. Мотивировать учеников на решение проблемных вопросов.

7. Эмоционально реагировать на ответы учеников, давая возможность ответить многим ученикам.

8. Вовлекать и поддерживать работу интеллектуально неуспешных учеников через загадки, фрагменты схем и демонстрируемые слайды, не представляющие сложности в анализе.

В работе не прилагаются слайды, так как каждый может создать простые слайды по фрагменту материала; не в каждом кабинете имеется соответствующее техническое оборудование.

Г. И. Яндышев, ГБОУ СОШ № 407, г. Москва

Метки: Биология