Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Космическая роль зеленых растений

Космическая роль зеленых растений

Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями. Раскрыть космическую роль зеленых растений. Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

1.При недостатке какого эл-та наруш-ся образ-е хлоропластов и хлорофилла?

А)магний; б)азот; в)фосфор; г)калий

2.Что относится к удобрениям?

А)медь; б)бор; в)зола; в)марганец

3.Как наз-ся орган воздуш-го питания растений?

А)корень; б)цветок; в)лист; г)семя

4.Как наз-ся орг-мы, способные самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)гетеротрофы; б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды

5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минер-х солей?

А)дыхание; б)питание; в)размножение; г)рост

6.Как наз-ся орг-мы, не способны самост-но синтезировать органич-е в-ва?

А)суккуленты; )эфемероиды; в)автотрофы; г)гетеротрофы

7.Как наз-ся питание растений, основанное на фотосинтезе? (воздушное)

8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности? (вносят удобрения)

9.Как наз-ся почвенное питание? (корневое)

10.Удобрения бывают минер-е и (органич-е)

Изучение нового материала

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс– фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

Очень много зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого удивительного процесса.

История открытия фотосинтеза.

Дата

Ученый

Вклад в науку

1600г

Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт

Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.

1771г

Английский химик Джозеф Пристли

Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

1779г

Голландский врач Ян Ингенхауз

В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.

1782г

Швейцарский ученый Жан Сенебье

Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.

1804г

Французский физиолог растений Жак Буссенго

В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

1864г

Немецкий ботаник Юлиус Сакс

Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

Самостоятельная работа с учебником стр. 103-106

Космическая роль зеленых растений

1.Создание органич-х в-в

2.Накопление органич-ой массы

3.Накоплеие энергии

4.Обеспечение постоянства содержания СО2 в атмосфере

5.Накопление О2 в атмосфере

6.Создание почвы

4.Закрепление нового материала

1.Почему необходимо охранять растения?

2.Почему % О2 в атмосфере постоянен?

3.Какова роль растений в жизни гетеротрофов?

4.В чем вз.связь живой и неживой природы?

5.Что такое почва?

6.Что такое гумус?

7.Какой ученый назвал роль зеленых растений на Земле космической?

Познавательные задачи:

 Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

 Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (У вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

 Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (Вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

 Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (Нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

 В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (Ответ: 3580 г)

 В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (Ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

 К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (Ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

5.Подведение итогов урока

Домашнее задание

§28

Ю.А. Косторных, МБОУ СОШ №8, г. Елец, Липецкая область

Метки: Биология