Разработка урока биологии "Строение цветка"; 6 класс
Разработка урока биологии "Строение цветка"; 6 класс
Тема урока: Строение цветка.
Цель урока: Приобретение знаний при освоении предметного содержания о строении и роли цветка в размножении растений.
Задачи урока:
Образовательные - раскрыть биологическое значение главных частей цветка;
- рассмотреть строение и функции частей цветка;
Развивающие - развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе,
познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий.
Воспитательные - воспитывать бережное отношение к живой природе;
способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Изучение нового материала.
Постановка проблемы: Почему цветки растений – это чаще всего его самая яркая, привлекательная часть?
Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.
Какие это вопросы?
- Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?
- Почему они разные?
- Как ухаживать для получения таких цветов?
- Почему у цветов именно такая форма и строение?
Учитель: Как вы думаете, для чего растению нужен цветок? (высказывания и предположения обучающихся).
Цветок – это орган семенного размножения. (запись в тетрадь).
Учитель: Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений.
Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь).
Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Учитель: Сходно ли строение цветка у цветковых растений? А их форма? (работая по гербарию, обучающиеся высказывают предположения).
Строение цветка у всех цветковых растений сходно, а форма – разнообразна.
Какое строение имеет цветок? (Работа с рисунком учебника, обсуждение в группах). Показ на модели цветка .
Строение цветка.
(По ходу рассказа учитель вместе с обучающимися собирает модель цветка из пластилина, бумаги, спичек. Работа проводится в группах.)
В тетрадь зарисовывается схема строения цветка.
цветок
околоцветник главные части
простой двойной
(венчик) (венчик +чашечка)
♀ пестик ♂ тычинка
(рыльце, столбик, завязь) (пыльник, тычиночная нить
Функции околоцветника:
1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;
2.привлечение опылителей
Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки.
Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.
Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод.(Запись в тетрадь).
Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка”.
1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным.
2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым.
3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.
4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми.
5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные.
6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.
7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.
8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными.
Схема зарисовывается в тетрадь.
цветки
обоеполые однополые
тычинки и пестики в одном цветке пестичные тычиночные
однодомное растение (огурец, кукуруза)
двудомное растение двудомное растение
Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:
Ч – чашелистики;
Л – лепестки;
Т – тычинки;
Р – простой околоцветник.
Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:
- кисть (ландыш) - головка (клевер) - початок (кукуруза) - колос (подорожник)
- зонтик (примула)
Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:
- метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница)
2.Обощение и закрепление нового материала.
Работа в группах с использованием гербарных объектов; поисковая деятельность. Задание. Найдите части у обоеполых, раздельнополых, насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков. Зарисуйте один обоеполый насекомоопыляемый цветок, один раздельнополый ветроопыляемый. Объясните причины различий в строении насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков, существо отличий строения обоеполых и раздельнополых цветков.
Индивидуальная работа в рабочей тетради.
Обозначьте части цветка в рабочей тетради на сделанных вами рисунках, определите их принадлежность к обоеполым, раздельнополым, насекомоопыляемым и ветроопыляемым цветкам
Беседа по вопросам:
1.Какая главная функция цветка?
2.Чем отличаются однополые цветки от обоеполых?
3.Почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные располагаются по одному?
4.Почему нужно беречь цветы у растений?
Лабораторная работа № 12 «Строение цветка»
Цель: Изучение строения цветка.
Оборудование: раздаточный материал «Строение цветка», гербарий детей собранный летом.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите цветок под лупой.
2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Строение цветка фиалки (петунии) | |
Части цветка | Число частей цветка |
Цветоножка | |
Цветоложе | |
Чашелистики | |
Лепестки венчика | |
Тычинки | |
Пестики |
4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите в тетрадях.
Домашнее задание.
§23, рабочая тетрадь № 1 задание №2; составить кроссворд;
Метки: Биология