Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок биологии на тему: "Методы изучения живых организмов наблюдение, измерение, эксперимент" 5 класс

Урок биологии на тему: "Методы изучения живых организмов наблюдение, измерение, эксперимент" 5 класс

Урок биологии на тему: "Методы изучения живых организмов наблюдение, измерение, эксперимент" 5 класс

Тема урока:

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока(для учителя): создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Планируемый результат:

Познакомиться с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта. Научиться использовать методы сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений . Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Задачи урока:

Воспитывающая-воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающая- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений , умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Обучающая- сформировать представление об общих методах изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, познакомить с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

Конспект

УУД

1.Мотивирование (самоопределение)

к учебной деятельности:

2.Актуализация знаний и фиксирование

индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)

4.Реализация построенного проекта.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу

7.Включение в систему знаний повторения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Презентация.

Слайды .Фотографии природы, растений, животных.

Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?

(А. Целищев)

«Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…», в нем вы найдете ответ на вопрос о теме нашего урока.

Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. Предположения детей, лучшая формулировка темы фиксируется на доске.

Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой

– Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.)

Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспомните».

– Какие методы науки ты знаешь?(жизненный опыт).

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Как вы сможете это узнать?

(варианты учащихся)

Постарайтесь ответить на вопрос ,который стоит в начале параграфа (с 12), выскажите предположения, о чём в нем будет говориться. Обсуждение версий.

Проверим наши прогнозы.

Комментированное чтение параграфа с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения.

- Прочитайте весь текст про себя. Заполните схему.

Методы изучения природы


Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки)

Работа с текстом во время чтения.

- А теперь прочитаем по частям.

Вопросы по ходу чтения

с.12-1 абзац,

Каких животных изучает ученый орнитолог?

с 13 – 1 абзац,рис.8

Каким методом пользовался орнитолог?

Что орнитолог узнал о птицах с помощью метода наблюдения?

С.13 – 2 абзац, рис.9

Какой метод называют описанием?

С.13 – 3 абзац, рис.10

Объясните, почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения. Как называется такой метод?

С. 13- 4 абзац, рис.11

Объясните с помощью текста и рис. 11, какую цель поставил перед собой ученый, проводя эксперимент.

С.14.- 1 абзац, рис.12

Объясните, почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения.

С.14- 2 абзац, рис.12

Какой метод позволяет прогнозировать состояние птичьего поголовья на последующие годы?

По рис. 12 определите, в каком году было больше всего птенцов в гнезде, в каком меньше всего? Сколько птенцов было в гнезде в 2007 году? Насколько изменилось число птенцов в 2008 году по сравнению с 2007 годом?

Чтобы понять, чем методы изучения природы отличаются друг от друга мы выполним задания и самостоятельно определим с помощью какого метода каждая группа детей изучила природу.

Задание 1. Группа детей получила задание: подойти к аквариуму и изучить как плавают рыбки, как они едят.

Как мы назовем этот метод познания природы?

Задание 2. Группа детей получила задание: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Как мы назовем этот метод познания природы?

Задание 3 . Группа детей получила задание: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру. Можно ли это изучение назвать экспериментом? Если нет, то назовите этот метод.

(Самопроверка )

Подведение результата изучения темы.

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы на доске.

Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Домашнее задание.

Для подготовки к следующему уроку § 3,задаём вопросы 1–4 (устно) на с. 15. При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся.

По желанию:

Опишите поэтапно проведение биологического опыта (постройте модель предполагаемого опыта) на одну из следующих тем:

1.Влияние загрязнения водоема на численность животных и растений.

2.Влияние различных видов и доз удобрений на определенные сорта культурных растений.

3.Влияние питания на рост и развитие грызунов.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

Предполагаемое реше­атов с гипо­д. 2007 годом?о? о поголоия природы мы ние, формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные

Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

Проведение опыта

Подбор необходимых биологических объектов, приборов и реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов

Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД: умение планировать работу

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Формирование умения владеть смысловым чтением.

4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД: умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Личностные: оценка личностного продвижения к цели.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Список литературы

1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)

2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы

3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)

 

Метки: Биология