Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Урок «Отряды птиц».

Урок «Отряды птиц».

Цели урока:

  1. Познавательные: расширить представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.
  2. Развивающие: развитие способностей к самостоятельной поисковой деятельности, работе с учебниками, рисунками, таблицами, работе в команде.
  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях». (Слайд №2)

Форма урока: урок исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: таблицы «Тип хордовые. Класс птицы», таблицы и рисунки с изображением представителей отрядов птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.В. Латюшина, В.А. Шапкина, электронное пособие «Птицы России», компьютеры, дополнительная литература, карточки с заданиями для групп, использование мультимедийной презентации.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • поисковый.

Прогнозируемый результат:

  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение вести монолог, диалог

Ход урока

1.Организационный момент

Запись домашнего задания: параграф 29, параграф 30. Организация рабочего места учащихся в работе по группам (учащиеся разбиваются на 5 групп, команды получают фото птиц, которые они будут изучать). (Слайд №3)

2.Подготовительный этап (Актуализация знаний учащихся)

Выполнение задания №1 в группе по вопросам (см. приложение №1) (Слайды № 4-6)

3.Основной этап урока (Изучение нового материала)

Выполнение задания №2 в группе по вопросам

Упр. 1 письменно

(Дайте название птицам, изображенным на фото)

Упр. 2 письменно

(Назовите отряд, к которому относятся данные птицы?)

(см. приложение №2) (Слайды № 7-9)

Вопрос учителя

Какие признаки являются общими для всех представителей данного отряда?

Задание №3:

Каждой группе изучить общую характеристику отрядов птиц:

1 группа Отряд Дневные хищные птицы (соколообразные)

2 группа Отряд Совообразные

3 группа Отряд Курообразные

4 группа Отряд Воробьинообразные

5 группа Отряд Аистообразные

(по тексту учебника стр. 145-156)

Подготовить выступление с характеристикой признаков указанного отряда, заполнение учащимися таблицы в рабочей тетради (см. приложение № 3). (Слайды №10-12)

Задание №4. Работа по карточкам с использованием электронного пособия:

1 группа Орел степной

2 группа Сова белая

3 группа Глухарь

4 группа Конек полевой

5 группа Цапля большая белая

(см. приложение № 4) (Слайд №13)

отчёт групп по заданиям

«Оценка работы учащихся в группе»

(см. приложение № 5)

4. Закрепление знаний

4.1. Работа учащихся с кроссвордом (Слайды №14-16)

4.2. Викторина «Живые синонимы» (Слайды №17-18)

(см. приложение № 6)

5. Подведение итога урока, оценка знаний учащихся

6. Обратная связь (рефлексия) (Слайд №19)

Приложения к уроку

Приложение № 1

По актуализации знаний учащихся

Рассмотрите рисунки птиц разных отрядов. Выполните следующие задания:

1. Дать название птицам, изображённым на фото.

2. Назвать отряды, к которым относятся данные птицы.

3. Назвать признаки отряда.

4. Какие из них занесены в красную книгу Новосибирской области?

№1. №2. №3. №4. №5. №6. №7.

(Ответы: 1- Казуар, отряд Казуарообразные, крупные трехпалые птицы, со слабооперенной головой и недоразвитыми, почти незаметными крыльями; 2- Лебедь шипун, отряд Гусеобразные, ноги с плавательной перепонкой. Несколько отставлены назад. Клюв уплощен, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат. Оперение плотное; 3 –Африканский страус, отряд Страусообразные, самые крупные птицы. Шея длинная, голова небольшая, ноги длинные, мощные, двупалые. Не летают; 4- Казарка краснозобая, отряд Гусеобразные, ноги с плавательной перепонкой. Несколько отставлены назад. Клюв уплощен, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат. Оперение плотное; 5- Серый гусь, отряд Гусеобразные, ноги с плавательной перепонкой. Несколько отставлены назад. Клюв уплощен, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат. Оперение плотное; 6 – Императорский пингвин, отряд Пингвины, задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты (для плавания). Пуховых перьев нет. На суше тело держат вертикально, под водой летят; 7-Американский нанду, отряд Нандуобразные, не летают. Перья мелкие покрывающие шею, голову и бедра, рулевых перьев на хвосте нет. Занесены в красную книгу Казарка краснозобая, Лебедь шипун).

Приложение №2

Дайте название птицам, изображенным на фото. Назовите отряд, к которому относятся данные птицы?

1 группа

Ответ-Орел степной. Отряд Дневные хищные птицы

2 группа

Ответ-Сова белая. Отряд Совы

3 группа

Ответ- Глухарь. Отряд Куриные

4 группа

Ответ- Конек полевой. Отряд Воробьинообразные

5 группа

Ответ-Цапля большая белая. Отряд Аистообразные

Приложение № 3

Работа в группах

ü Подготовить выступление с характеристикой признаков указанного семейства с заполнением таблицы в рабочей тетради

Отряды

Характерные признаки отрядов

Места гнездования

Тип развития птенцов

Представители

Дневные хищные птицы

Ноги умеренной длины, у большинства с острыми когтями. Клюв крючковидный, изогнутый.

Различные ландшафты

Гнездовые

Ястреб, сокол, гриф.

Совы

Ноги короткие или умеренно длинные, наружный палец может быть обращен и впереди и назад. Надклювье загнутое, с острыми краями.

Леса, пустыни, тундра, горы.

Гнездовые

Филин, ушастая сова, домовой сыч, сипуха.

Куриные

Ноги средней длины, ильные; крылья короткие, широкие; летают тяжело. Клюв короткий, сильный; надклювье слегка загнутое.

Степи, леса, пустыни

Выводковые

Тетерев, фазан, индейка, куропатка.

Воробьиные

На ногах первый палец обращен назад. строение крыльев и клюва разнообразно.

Различные ландшафты

Гнездовые

Воробей, дрозд, ласточка, синица, жаворонок

Аистообразные

Длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова, Клюв удлиненный, заостренный. Перьевой покров рыхлый, крылья относительно большие, широкие. Хвост короткий.

Различные ландшафты

Гнездовые

Цапля рыжая, выпь малая, аист белый.

Приложение №4

Озвучить, используя мультимедийный справочник – определитель, видеозапись представителей отрядов в виде монолога животного, указав признаки, распространение, образ жизни, голос данного представителя.

1 группа Орел степной

2 группа Сова белая

3 группа Глухарь

4 группа Конек полевой

5 группа Цапля большая белая

Приложение № 5

Таблица «Оценка работы учащихся в группе»

Фамилия имя учащегося

Рефераты на урок

Мыслительная активность учащихся

Уровень способности устанавливать контакт в группе

Выступление перед аудиторией

Оценка выступления группы учащимися класса

Итоговая оценка учащегося в баллах

Приложение № 6

Работа учащихся с кроссвордом.

Кроссворд «Птицы»

По горизонтали: 1. Мелкий представитель воробьинообразных. 2. Нелетающая, но хорошо плавающая и ныряющая птица. 3. Вид дрозда. 5. Крупная нелетающая птица. 6. Птица из отряда воробьинообразных, в песне которой слышится: «Ты Витю видел?». 8. Представитель воробьинообразных, мельче воробья. 9. Крупный дневной хищник.

10. Представитель воробьинообразных, прекрасный певец. 16. Вид крупных говорящих попугаев.

17. Птица из семейства вьюрковых.

По вертикали: 4. Птица — дневной хищник. 6. Мелкая утка. 7. Яркоокрашенный представи­тель курообразных. 8. Птица из отряда воробьино­образных. 11. Представитель врановых. 12. Сини­ца, вьющая гнездо из пуха в виде «варежки». 13. Мелкая сова. 15. Крупная морская птица.

А какие из этих птиц действительно могут по­селиться в скворечнике?

(По горизонтали: 1. Воробей. 2 . Пингвин. 3. Рябинник. 5. Страус. 6. Чечевица. 8. Пищуха. 9. орел. 10. соловей. 14. Скворец. 16. Ара. 17. Чиж.

По вертикали: 4. Ястреб. 6. чирок. 7. Фазан. 8. пеночка. 11. ворон. 12. Ремез. 13. Сыч. 15. Буревестник.

Ответ: воробей, пищуха, скворец, пеночка.)

Викторина «Живые синонимы».

Часто в русской речи мы используем слова синонимы, которые могут отразить и характер человека, внешний вид, особенности передвижения, особенности разговора. Например, мы говорим «топаешь как медведь», «это и ежу понятно», «голодный как волк».

А с какими птицами сравнивают человека, когда говорят:

  1. Щебечет, как …
  2. Ворковать, как…
  3. Шипеть, как…
  4. Накаркать, как …
  5. Долбить (говорить одно и то же), как…
  6. Надутый как …
  7. Плыть (идти плавно), как …

Ответы: 1. Воробей 2. Голубь 3. Гусь 4. Ворона 5. Дятел 6. Индюк

7. Лебедь.

Обратная связь (Рефлексия)

Понравился ли Вам в целом урок?

Удовлетворены ли Вы результатом своей работы?

Понравились ли Вам задания, выбранные учителем для урока? Нравится ли Вам работать в группах?

Список литературы.

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.

2. Латюшин В.В. Биология. Животные 7 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: Пособие для учителя 2-е изд.,стереотип-М.: Дрофа, 2003-193 с.

3. И.Ф. Ишкина Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина. Издательство «Учитель АСТ», Волгоград 2002.

4. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология.- Ярославль.6 «Академия развития», 1997.-128 с.

5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. –Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

6. Мультимедийный справочник-определитель. Животный мир России. Птицы. Европкйская Россия, Урал, Западная Сибирь// CD-ROM Авторы: В.К. Рябицев, О.Д. Вепринцева, Н.Ю. Киселева, А.А. Мосалов, Н.П. Овсянникова, С.А. Букреев, О.В. Безюмкина.

7. Фото Императорский пингвин// www.kalitva.ru

8. Фото Африканский страус //subaryata.org.ru

9. Фото Американский нанду// alexsh16.livejournal.com

10. Фото Казуар// vbkfzrjitxrf.beon.ru

11. Фото Серый гусь// en.academic.ru

12. Фото Казарка краснозобая// www.liveinternet.ru

13. Фото Лебедь шипун //zoopark.su

14. Фото Орел степной// pesik.su

15. Фото Сова белая// fotki.yandex.ru

16. Фото Глухарь// www.zoovet.ru

17. Фото Конек полевой //lifecity.com.ua

18. Фото Цапля большая белая// www.omskhunter.com

Л. И. Набока, МКОУ СОШ №80 им. В. П. Кузнецова, г. Купино, Купинский район, Новосибирская область

Метки: Биология