Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 2.

Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 2.

III - СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ

Тема: Кровь. Кровообращение.

Н.А. Ерошевская.

***

Проследите путь торта

Начиная ото рта

До клетчатки жировой.

Есть вопрос еще другой:

Если кто-то пиво пьет

По каким путям дойдет

Алкоголь наш от желудка

В почки? Это вам не шутка!

Есть вопрос еще и третий:

Стоит и курит мальчик Петя.

Как никотин попал в мозг Свете?

Ну-ка, кто из вас ответит?

В качестве ответа на данное задание учащиеся схематически изображают органы (сердце, легкие, печень, кишечник, мозг, желудок и т.д.) и стрелками показывают движение веществ вместе с кровью по сосудам, подписывая их названия, от исходных до конечных органов, указанных в тексте.

Для примера разберем ответ на задание, данное во втором четверостишии (см. схему №1). Преимущество заданий такого типа заключается в том, что они позволяют не только повторить и закрепить знания по изучаемой теме, но и учиться мыслить. Кроме того они помогают пропагандировать здоровый образ жизни.

Тема: Наследственность.

Н.А. Ерошевская.

***

Растерян мальчик очень:

Узнал, что может он

Своими папой с мамой

Был усыновлен.

С чего такие мысли?

Спросили мы его.

По группам крови вычислил.

Нет проще ничего.

У мамы группа третья,

А у отца вторая.

Взялась откуда первая?

Ведь у меня такая.

Как группы крови могут

Наследоваться вспомните

И рассудите мальчика,

Таблицу всю заполните!

Таблица №2

Наследование групп крови.

ОО (I)

ОА (II)

АА (II)

ОВ (III)

ВВ (III)

АВ (IV)

ОО (I)

ОА (II)

ОО; ОА; ОВ; АВ

АА (II)

ОВ (III)

ВВ (III)

АВ (IV)

Задание: Найди биоэкологические ошибки.

Каждому с детства знакомо стихотворение А.Н. Плещеева «Сельская песенка»:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей,

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

Ты мне песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Однако, немногие находят в нем смысловую биоэкологическую ошибку. А ошибка в данном стихотворении очевидна: ласточки, являясь насекомоядными птицами, зерно не едят. Да и по экологической теории сначала «солнышко блестит», а затем «травка зеленеет».

Довольно часто читая стихи даже признанных литературных корифеев, можно обнаружить некоторые биологические ошибки и экологические неточности. Поэтому, главная задача чтения таких стихов на уроке заключается в том, чтобы научить детей находить такие ошибки и исправлять их. Можно дать учащимся задание на дом найти в литературе или написать самим стихи с биоэкологическими ошибками и предложить их в классе для обсуждения.

В качестве примера ниже приведено несколько стихотворений с биоэкологическими ошибками.

В первых трех стихотворениях ошибка заключена в том, что стрекозы не поют.

И.А. Крылов

***

Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела.

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Потемнело в чистом поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Что под каждым под листом

Был готов и стол и дом.

Злой тоской удручена,

К муравью ползет она.

«Не оставь меня, кум милый.

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

«Кумушка, мне странно это.

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей муравей.

«До того ль голубчик было

В мягких муровах у нас:

Песни, резвость всякий час…

Так, что голову вкружило!»

«Ах, так ты…» «Я от души

Лето целое все пела!»

«Ты все пела? Это дело.

Так пойди же, попляши».

А.К. Толстой

Где гнуться над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Мы песенок знаем так много…

Ф.И. Тютчев

* * *

В душном воздухе молчанье,

Как предчувствие грозы,

Жарче роз благоуханье,

Резче голос стрекозы…

Джафар Чуяко

Паук.

Десять ног, десять рук –

Кружева плетет паук.

Клонит шляпку мухомор:

– До чего ж хорош узор!

Стрекоза так и застыла:

– Ах, как славно! Ах, как мило!

Только муха пролетела –

Даже глянуть не хотела.

В стихотворении «Паук» ошибка заключается в том, что у паука не десять, а восемь ног. А в следующем стихотворении «Дом, который построил Джек» С.Я. Маршак как и Плещеев пытается насекомоядную синицу накормить пшеницей.

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане храниться

В доме, который построил Джек.

В.А. Жуковский так же допускает ошибку в стихотворении «Птичка», видимо не зная, что перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине.

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

IV - СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ОПРОС ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Дидактическое стихотворение, которое приведено ниже, можно использовать по разному. Если детям для опроса дается обычный биологический диктант, то зачитываются только 2 первых четверостишия. Если же диктант в стихотворной форме – то используется все стихотворение.

Н.А. Ерошевская

***

Звенит заливисто звонок,

Мы вновь проводим наш урок.

Его с опроса мы начнем:

Диктант вначале проведем.

Компьютер дружно все включайте,

И на вопросы отвечайте.

Где прочерк есть, а слова нет

Туда и вставьте свой ответ.

Коль правильный ответ найдете,

То рифму тоже подберете.

Стихи кто сможет прочитать,

В журнал получит только «пять».

Тема: Органы растения.

Данное дидактическое стихотворение так же можно использовать с двумя целями. Если оно используется при изучении нового материала или при его закреплении, то зачитывать его необходимо полностью. Если же используется в качестве ботанического диктанта при опросе пройденного материала, то детям выдается напечатанный текст (или, если имеется возможность, работа идет с использованием компьютеров), где вместо основных терминов ставится пробел, над которым учащиеся должны вставить пропущенные слова.

Н.А. Ерошевская

***

На растенье посмотрите,

Его части назовите.

Снизу корень есть друзья,

Без него прожить нельзя.

От него идет побег

И растет он чаще вверх.

Разделить его мы тоже

На несколько отделов можем.

Первый – стебель, а на нем

С вами почки мы найдем.

Тут скоро листья вырастут,

И кислород нам всем дадут.

Здесь и другие почки есть,

В них бутоны развились.

Вырастут из них цветы,

А из цветов потом плоды.

Задание к зачетному уроку по теме: «Внешнее строение Членистоногих».

Запоминать внешнее строение животных, относящихся к типу Членистоногие довольно сложно и не всем учащимся интересно. Однако, если им дать на дом (или на уроке во время закрепления материала) таблицу, которая приведена ниже, а затем ту же таблицу вместе со стихотворением использовать во время опроса, то результаты усвоения материала будут намного выше, чем при обычной форме изучения темы.

Н.А. Ерошевская

***

Эту сказку, без сомненья,

Знают все без исключенья.

Вспомним мы ее сейчас

И начнем зачет тот час.

«Муха, муха – цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Нынче муха – цокотуха

Именинница!»

А в день рождения, друзья,

Скучать, естественно, нельзя.

И муха с дочкою своей

Скорей летит встречать друзей.

Явились к мухе все, кто мог.

И вот, ступили на порог,

Пчела, кузнечик, рак, паук,

Бабочка, комар и жук.

Вопроса проще нет на свете:

Сколько было на банкете

Глаз, надкрыльев, ног, голов,

Крыльев, челюстей, усов?

Коль пятерку вы хотите,

То табличку вы возьмите

И заполните смелее.

Ну-ка, кто из вас быстрее?

Таблица № 3

Внешнее строение насекомых.

животные

глаза

надкрылья

ноги

головы

крылья

челюсти

усы

рак

паук

пчела

бабочка

жук

муха

личинка мухи

комар

кузнечик

итого:

Тема: Кровь. Кровообращение.

Н.А. Ерошевская.

***

Кровь нам всем нужна друзья,

Без нее прожить нельзя.

Клеткам кровь несет питанье,

С ней идет у нас дыханье:

Кислород проходит в ткани,

СО2 – идет в изгнанье.

Не пойму я только вот

Как процесс такой идет?

Задание: Как протекает обмен веществ в клетках и тканях?

Тема: Ткани.

Н.А. Ерошевская.

***

Ткани разные бывают

Из одних одежду шьем

А другие, как ни странно,

В теле мы своем найдем.

Ткани состоят из клеток

Мы давно все знаем это

Их четыре в нашем теле.

Разобраться в них вы в силе?

В мыслях тему повторив,

И таблицу получив,

Все в нее вы запишите

И пятерку получите.

Таблица №4 Ткани

ткань

группа тканей

место расположения

основные функции

особенности строения

эпителиальная

мышечная

соединительная

нервная

Тема: Пищеварение.

Н.А. Ерошевская.

***

Если мы бульон куриный

Шприцем сразу в кровь введем,

Будет результат мгновенный –

Человека мы убьем!

Но, если тот же мы бульон

Съедим на радость маме,

Питанье клеткам мы даем,

Почувствуете сами.

Скорей друзья ответьте мне:

Что с пищей происходит

Когда она желудочно-

Кишечный тракт проходит?

Включив компьютер, поскорей,

Таблицу в нем найди

И, поразмыслив, не робей!

Все данные внеси!

Таблица № 5 Пищеварение

№ п/п

отдел ЖКТ

вещества, поступающие в отдел

ферменты, расщепляющие вещества

конечные продукты расщепления

1.

рот

1. белки

2. жиры

3. углеводы

2.

пищевод

1.

2.

3.

3.

желудок

1.

2.

3.

4.

12 - перстная кишка

1.

2.

3.

5.

тонкий кишечник

1.

2.

3.

6.

толстый кишечник

1.

2.

3.

V - СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

При всем многообразии разнообразных стратегий экологического образования и воспитания сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении формирования, развития экологической культуры. Желательно начинать экологические занятия с детьми, начиная с детского сада. Продолжать же их необходимо в течение всех лет обучения в школе на всех предметах. В данной ситуации дидактические стихи придают значимость той или иной ситуации, настраивают ребенка на эмоциональное восприятие, прививают любовь к природе.

Самед Вургун

***

…Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

***

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой»,

Нам казалось все мало, все мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели…

Михаил Дудин

***

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна…

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня.

Нам жировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Н.А. Ерошевская

***

Уж снег последний в поле тает,

Кругом, журча, бегут ручьи,

В лесу подснежник первый расцветает,

Расправив, смело лепестки свои.

Сейчас, быть может, холодно и сыро,

И долго спать еще другим цветам…

Но наш подснежник ласково и мило

Свой нежный аромат дарует нам.

Но аромата мало нам. Все дружно

Мы в лес бежим толпою за толпой.

И рвем цветы, пусть нужно, иль не нужно

И целыми охапками несем домой.

Погиб цветок… И нет уж аромата…

Нет той красы, что радовала нас.

Но главное, ведь к нам придет расплата:

Услышим, может быть, мы будущего глас.

На той земле, где жили мы беспечно,

Жить будут внуки каждого из вас

И не увидят той красы извечной,

Что год за годом радовала нас.

Ф.И. Тютчев

Пожары

Широко, необозримо,

Грозной тучею сплошной,

Дым за дымом, бездна дыма

Тяготеет над землей.

Мертвый стелется кустарник,

Травы тлятся, не горят,

И сквозит на крае неба

Обожженных елей ряд.

На пожарище печальном

Нет ни искры, дым один, -

Где ж огонь, злой истребитель,

Полномочный властелин?

Лишь украдкой, лишь местами,

Словно красный зверь, какой,

Пробираясь меж кустами,

Пробежит огонь живой!

Но когда наступит сумрак,

Дым сольется с темнотой,

Он потешными огнями

Весь осветит лагерь свой.

Пред стихийной вражьей силой

Молча, руки опустя,

Человек стоит уныло,

Беспомощное дитя.

В. Шефнер

Лесной пожар.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как спугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника, и мучась,

Тот задыхался в огненном плену,-

Он сам себе готовил эту участь,

Но как он искупил свою вину!..

М. Дудин:

Берегите Землю!

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень то баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю! И все от вас приемлю!

Только берегите эту Землю!

Ю. Кузнецов

«Атомная сказка».

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

-Пригодится на правое дело!-

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

И.И. Худолей.

Улетают из города ласточки.

Улетают из города ласточки

Потому, что им нечем дышать.

Даже птица в наш век неласковый

Хочет счастья за морем искать.

Страшно, страшно от мест насиженных,

Горько, горько от тёплых гнёзд

Улетать, чтобы дети выжили,

Чтобы смог птенца не унёс.

Чтобы совесть людей не мучила,

Пусть продлится их птичий век.

Ведь за птицей, в противном случае,

Твой черёд придёт, человек.

С. Куняев

***

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

А. Плотников

Черные пятна

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ли, человек?

***

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои лягушки

Болеют, как старушки.

На дне моей квартиры –

Булки, тряпки, вилы.

Не озеро – помойка,

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки,

А мне так жить, а мне так жить,

А мне так жить охота!

Е. Шкловский

Ты береги нас.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

- Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

А. Твардовский

***

В природу шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить,

За этот самый шаг.

Н. Старшинова.

***

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 

Метки: Биология