Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 3.

Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 3.

VI- СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УСИЛЕНИЯ

ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

Чаще всего это «вторично» дидактические стихи с ярко выраженной эмоционально-образной направленностью. Они обеспечивают создание эмоционально-нравственной ситуации на уроке, необходимой для формирования отношения учащихся к изучаемым объектам или явлениям, способствуют формированию экологически целесообразного отношения к природе.

Тема: Осенние явления в жизни природы.

Осень, непогодушка,

Тополь пожелтел…

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается

Дождик не кончается,

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Где ж ты, солнце вешнее,

Ясный небосвод?

Над пустой скворешнею

Скворушка поет.

Ветка чуть качается

Дождик не кончается,

С нами старый скворушка

До весны прощается.

***

Ласточки пропали,

А вчера с зарей,

Все грачи летали

И как тень мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Ночью ветер злится,

Лист сухой валится,

Да стучит в окно.

***

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнего леса красу.

С холоду щеки горят,

Любо в лесу мне бежать:

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Нет в нем здесь прежних утех,

Лес с себя тайну совлек,

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок.

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как то глядит

Пурпур прозрачных небес.

Ф. Тютчев

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Тема: Фотосинтез.

Г.И. Лернер

***

Фотосинтез, дружочек

Вот твой домик – листочек

Там творишь ты свои чудеса.

Очень нужен ты людям,

Мы тебя не забудем,

И запомним тебя навсегда.

Пусть нам солнышко светит,

Чтобы взрослым и детям

Было радостно, ясно, светло,

Чтобы каждый цветочек,

Даже малый листочек,

Нам давал и еду и тепло.

Тема: Листопад.

***

Листья желтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся.

И от осени не спрятаться, ни скрыться,

Листья желтые скажите, что вам снится?

Тема: Значение зеленых растений в природе и жизни человека.

Н.А. Ерошевская

***

Растения бывают разные:

Одни - красотой поражают,

Другие – очень опасные.

Ядом своим убивают.

Третьи считаем мы пищею,

Четвёртые – медоносами,

Пятые – просто лишними,

Растущими без пользы.

Но как гласит вечная

Мудрость народов Востока,

Есть травы не изученные,

Но нет растущих без прока.

Возьмите любое растение,

Его изучите внимательно,

И от какой-то болезни

Оно вылечит вас обязательно.

В. Лукша

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть,

И не бойся опоздать

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг, и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

Тема: Семейство Сложноцветные.

Я ромашку на лугу

Отыскать всегда могу.

В белом платьице она

И нарядна, и скромна.

Тема: Семейство Пасленовые.

Шекспир

***

Когда я спал в саду

В послеобеденное время

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И влил его в притвор моих ушей

Чье действие в таком раздоре с кровью…

***

Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола.

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

Здравствуй, милая картошка!

Низко бьем тебе челом!

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем!

Ах! Картошка, объеденье,

Пионеров идеал!

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал!

Тема: Семейство Лилейные.

П.И. Чайковский

***

О, ландыш! Отчего ты радуешь так взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышнее,

И ярче краски в них, и веселей узоры, –

Но прелести в них нет таинственной твоей…

Тема: Тип Членистоногие.

Л. Стекольников

Крапивница.

Скупое солнце улыбнулось,

И, хоть земля белым-бела,

Уже крапивница проснулась

И вылетела из гнезда.

Блестит над гривою бурьяна

Комочком рыжего огня.

Гляжу – и радостно, и странно

На сердце стало у меня.

Повсюду снег, тяжелый, плотный,

В ушах звенит от тишины,

А бабочка в простор холодный

Летит разведчицей весны…

Т.И. Жукова

Каменный краб.

Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках – злобные огни,

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни.

Словно камень в мутной ряске,

Не приметишь со спины.

Нет, не любит яркой краски

Этот житель глубины.

Дно морское травы лижут,

Зорок хищник в тишине:

Что удобней, что поближе –

Все очутится в клешне!

И ничто не взбудоражит

Крабье тихое житье –

У него шипы на страже:

«Осторожно! Здесь мое!»

Класс Рыбы.

Т.И. Жукова

***

В ней нитки нет и нет ушка,

Нет плавников среди брюшка;

Игла от года к году

Все шьет морскую воду.

Шьет не спеша – куда спешить?

Ведь море все равно не сшить!

В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька;

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко.

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок!

Тема: Класс Птицы.

Джафар Чуяко.

Дятел.

Найти короеда

В лесу под корою

Сумеет он летом

И зимней порою.

От этого дятел

Доволен и сыт,

А дерево сильным

И стройным стоит.

Джафар Чуяко.

Прилетели скворцы.

Трели вешние скворцов

Над землёй порхают.

Эти песенки без слов

Каждый понимает.

Птицы рады, что домой

Прилетели с юга

И что мартовской порой

Не вернётся вьюга.

Скоро грозы зашумят,

Даль зазеленеет.

И от голосов скворчат

Сад помолодеет.

Тема: Класс Млекопитающие.

Джафар Чуяко

Кавказский тур.

Бывало, застынет

У края скалы-

Стоит неподвижно

С утра и до мглы.

Хотя никакого

Не видно врага,

Он выставил грозно

И круто рога.

Внимательно сверху

Он смотрит на нас,

А видит одно лишь-

Прекрасный Кавказ!

VII - СТИХОТВОРЕНИЕ – КАК АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЗАГАДКИ

Загадка– это краткая характеристика изучаемого объекта, в которой выделены наиболее существенные признаки, помогающие найти отгадку (см. таблицу №5). Такие задания можно использовать на уроках довольно часто, так как работа с ними не занимает много времени, активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют приобретению школьниками опыта самостоятельной поисковой деятельности, стимулируют развитие мыслительных операций.

Таблица № 6

Загадки, применяемые в процессе обучения биологии.

тема урока

загадка

ответ

Значение растений в природе и жизни человека.

Муха, муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо,

По окну она пошла,

И растение нашла.

Муха на цветок взглянула

И обратно повернула.

Что же это за цветок?

Угадай-ка, мой дружок!

плектрантус, мольное дерево, мухогон

Семейство Крестоцветные

Сто одежек,

И все без застежек.

капуста

Семейство Пасленовые

Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

картофель

Семейство Розоцветные

Лик пахучий,

А хвост колючий.

роза

Царицей цветов я зовусь.

На вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь, как я сильна.

роза

Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок желтенький,

А желток костяной.

слива

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за «ягода»?

рябина, калина

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

черемуха

Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет и душистая

Попадет в лукошки.

земляника

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

земляника

Красненькая матрешка,

Беленькое сердечко.

малина

Бусы красные висят,

Из кутов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

малина

Семейство Сложноцветные

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки.

репейник

Колюч, да не еж,

Вцепится, если мимо пройдешь.

репейник

До чего ж цветок пригож,

Он на солнышко похож!

ромашка

Золотая серединка,

И лучи идут кругом,

Это, может быть, корзинка

Солнца в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу растут …

ромашки

Золотое решето

Черных домиков полно.

подсолнечник

Семейство Лилейные

Белая воронка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце.

лилия, амариллис

Сидит Федосья,

Распустивши волосья.

лук

Сидит дед

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

лук

Семейство Злаковые

Мала малышка,

Золотая кубышка.

просо

Как на поле, на кургане,

Стоит курочка с серьгами.

овес

Отдел Водоросли

Чем я только не богата:

Из меня готовят йод,

И консервы, и салаты,

А расту в пучинах вод.

морская

капуста

Отдел Голосеменные

Что же то за девица:

Не швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

ель, сосна

Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые.

шишки

Царство Грибы

Невысок и коренаст,

Поглядеть решил на нас.

Приподняв с утра под елками

Лист с прилипшими иголками.

гриб

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

гриб

Много нас грибочков-братьев.

Утром в теплый летний день

Любим мы толпой забраться

На трухлявый старый пень.

опята

Он выглянул несмело

Из кочки моховой

Цепочку клюквы спелой

Поднял он головой.

моховик

Не хочу попасть в лукошко,

Потерять свою парчу.

В яркой шляпке хоть немножко

Постоять еще хочу.

подосиновик

Что за гриб растет, кручинясь,

Ни валун и ни стручок?

Лишь родился – весь в морщинах,

Как столетний старичок.

сморчок

Кто же мы? Родное лето

В предвечернюю грозу

Шляпок самых разноцветных

Надарило нам в лесу.

сыроежки

Тип Членистоногие

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу дорог.

Хоть имею, между прочим,

Очень много ног.

рак

Висит сито,

Не руками свито.

паутина

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет.

паук

Не по рыбам,

А сети расставляет.

паук

По воде зеркальной, чистой,

Как по синей глади льда

Мы не хуже хоккеистов

Носимся туда-сюда.

водомерки

Кто над нами

Вверх ногами?

муха

Ни зверь, не птица,

Нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

комар

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

комар

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

бабочка

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…

муравей

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык.

С крыльями, а не птица.

жук

С ветки – на травинку,

С травинки – на былинку.

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

кузнечик

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой…

Похлопочет над цветком –

Он поделиться медком.

пчела

Класс Рыбы

Крылья есть, а не летает,

Ног нет, а не догонишь.

рыба

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

рыба

Есть голова, да нет волос;

Есть глаза, да нет бровей;

Перья есть, да не летает;

В холоде не зябнет и жары не боится.

рыба

Он в самом омуте живет –

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.

сом

Не летит,

Не поет,

А клюет.

рыба

За сто верст я чую запах,

В море день и ночь верчусь.

И, как гончая собака,

По следам добычи мчусь.

акула

Класс Земноводные

И в лесу мы, и в болоте;

Нас всегда везде найдете,

На поляне, на опушке

Мы зеленые…

лягушки

Класс Пресмыкающие

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят…

черепахи

Класс Птицы

Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.

снегирь

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

дятел

В лесу под шелест и под свист

Стучит лесной телеграфист

дятел

Гнездо свое он в поле вьет,

Где плещутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения.

жаворонок

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?

соловей

Угадайте, что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это?

сова

Класс Млекопитающие

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

лось, олень

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

белка

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

белка

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

волк

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

заяц

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

медведь

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной…

медведь

Взаимоотношения организмов

(И.В. Чернухина)

Ты, может, в Африке!

Ты, может, меньше мышки!

Мы друг о друге

Знаем понаслышке!

нейтрализм

Отбором давно забракован,

Ногам не сносить головы!

Живите, сильнейшие братья,

А мне не уйти от судьбы.

хищник – жертва

С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я?

симбиоз

Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

Пока ты есть в моей судьбе.

паразитизм

Пускай могуч он как скала –

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь.

нахлебничество

Во время уроков, экскурсий в природу и во внеурочной деятельности можно использовать стихи-загадки, ответы на которые вписываются в сетку кроссворда. Такие игровые моменты всегда нравятся детям и приобретают соревновательный характер: кто быстрее отгадает.

VIII- СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Проблема здорового образа жизни стоит сейчас очень остро. И проблема правильного рационального сбалансированного питания находится не на последнем месте.

Тема: Пищеварение.

Т.Н. Зуйкина

***

Идет в знакомом театре драма,

Спектакль с названием «Обед»,

Играют роли папа с мамой,

Сынишка, бабушка и дед.

Ну, съешь, сыночек. Ты хороший.

Ну, открывай же шире рот.

И папа хлопает в ладоши,

И мама суп сынишке льет.

Дед нарядился Фантомасом,

Устроил целый карнавал,

Чтоб внучек взял кусочек мяса,

Чтоб макаронину сжевал.

С тарелкой папа, с вилкой – мама,

В руках у бабушки салат…

А не назвать ли эту «драму»

Комедией «Кто виноват?».

И.В. Щипляева

***

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения –

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус

И решить я не берусь,

Какой из них нужнее,

Какой из них важнее.

В следующем стихотворении заложены сразу два призыва к здоровому образу жизни. Во-первых, борьба с гиподинамией, активный отдых на свежем воздухе во время ухода за огородом. Во-вторых, пропаганда правильного питания.

И.В. Щипляева

***

Зачем нам шоп- и бизнес туры,

Когда у нас есть огород!

Забот там много круглый год!

Зато какие огурцы и помидоры!

Петрушки, щавеля, редиски – горы!

И можно там позагорать –

Ну, просто рай земной, ни дать, ни взять!

В каждом классе любой школы всегда есть дети, которые занимаются танцами или спортом. Именно им можно предложить прочесть одноклассникам следующее стихотворение:

***

Если с детства вам по вкусу

Пирожки и вермишель,

То конечно для дразнилок

Вы отличная мишень.

Но ошибочное мненье

Будто стройным стать нельзя,

В этом деле вам поможет,

Аэробика, друзья!

Если кто-то не умеет

В танце двигаться пока,

Аэробика научит

Танцевать наверняка.

Будешь радостным и бодрым

Летом и среди зимы,

Если сможешь подружиться

С аэробикой, как мы!

В последние годы, наряду с табакокурением и алкоголизмом к нашим детям пришли и наркотики. И перед педагогической общественностью встал вопрос: что делать? К сожалению, сейчас на первое место ставится только разъяснительная работа: лекции, беседы о вреде вредных привычек, а точнее сказать, запугивание.

Наиболее результативной, с психологической точки зрения, здесь будет позиция высмеивания интересующихся токсичными веществами юношей и девушек. Если мы выставим таких людей дураками (как в стихотворении «Косяк»), на которых наживается умный и ловкий Мистер Икс, то с точки зрения пропагандисткой психологии, поступим почти идеально. Ведь ни для кого не секрет, что быть дураком в общественной среде не престижно.

Тема: Размножение и развитие.

Н.А. Ерошевская

***

Статистику, друзья мои,

Хочу вам предложить.

Прошу подумать всем над ней

И вместе обсудить.

Таблица № 9

влияние алкоголя на наследственность и здоровье детей

судьбы детей

в семьях пьющих родителей

в семьях непьющих родителей

умерли в первые месяцы жизни

44%

8%

оказались неполноценными, больными

39%

10%

здоровы душевно и физически

17%

82%

Тема: Профилактика вредных привычек.

В. Маяковский

***

Не пейте спиртных напитков.

Пьющим – яд, окружающим – пытка.

В. Высотский

***

Всегда покурить на двоих,

Всегда распивать на троих,

Что же на одного?

На одного колыбель и могила.

О.С. Белоусова

Мечты сигареты, бутылки и шприца.

Какой прогноз у нашей молодежи?

Вот мы ее сейчас поработим,

Не смогут больше думать про что-либо,

Их жизнью управлять мы так хотим!

Главней всего сигара с дымом,

Все остальное ерунда,

Убьем твой мозг, ты стань глупее,

Беспамятная голова.

Важней всего бутылка водки,

Все остальное чепуха,

Изменим ген, рожай уродов,

Быстрей умрешь ты, ха, ха, ха!

Главней всего наркотик в шприце,

Все остальное болтовня,

Я уколю, и ты забылся,

И деградируй навсегда!

Р. Гунин

Косяк

Сначала на час, а потом все боле

Он забегал «косяк забить»,

Чтоб залечить обиды, боли

И о проблемах позабыть.

Проблемы не решались сами,

А все росли, как снежный ком,

Но что ему – он здесь с «друзьями»

И лучшим другом «косяком».

Герой стал жить, на этих глядя…

Но он не мог понять никак,

Что он работает на «дядю»,

Когда согласен на «косяк».

Что где-то, может, на Гавайях,

Где Солнце согревает высь,

Вкушает мед земного рая

Какой-то, скажем, мистер Икс.

Ведя здоровый образ жизни,

Он до пяти лишь кофе пьет,

И перед ним, ты только свистни,

Сто клиник двери распахнет…

А где-то в царстве тридевятом

Без передышки круглый год

На Икса трудятся отряды

И мак полянами растет.

Идет гашиш по тайным тропам,

За караваном караван…

Идет в Америку, в Европу,

В Россию и в десятки стран.

А дальше? Дальше всем известно,

У зла десятки лиц и глаз:

Кому-то стало интересно,

Кто шел на спор – слабо, мол, раз?

Один разок, и два, и три бы,

Четыре… И уже не слезть.

А мистер Икс считает прибыль,

И нет тебя… А мистер есть!

ЛИТЕРАТУРА

1. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – Мин. образования РФ, ООО «Школа-Пресс», №7 2000г.

2. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – Мин. образования РФ, ООО «Школа-Пресс», №1 2002г.

3. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – Мин. образования РФ, ООО «Школа-Пресс», №2 2003г.

4. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – Мин. образования РФ, ООО «Школа-Пресс», №1 2004г.

5. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – Мин. образования РФ, ООО «Школа-Пресс», №3 2005г.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288с.

7. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. Изд. 2 перераб. И доп. М., «Просвещение», 1968.

8. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье6 Кн. Для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. 192с.

9. Поляков В.А. Межпредметная экология. Пособие для преподавателей. – Краснодарский эколого-биологический центр, Краснодар, 1995.

10. Чуяко Д.Б. Новый дом: Стихи для дошкольного и младшего школьного возраста. - Краснодар: кн. Изд-во, 1990. – 32 с. ил.

 

Метки: Биология