Интегрированный урок "Энергетический обмен"
Интегрированный урок "Энергетический обмен"
Цель:
- раскрыть сущность энергетического обмена;
- познакомить учащихся с характерными особенностями 3-х этапов энергетического обмена;
- выявить роль углеводов в энергетическом обмене;
- продолжить формирование мыслительных операций (синтез, самостоятельное конструирование решаемой задачи, обобщение, вывод, причинно-следственные связи);
- продолжить формирование коммуникативных и социальных компетенций; приёмов рефлексии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: деятельностный, частично-поисковый, метод сотрудничества («пила», «вертушка»), стимулирование и мотивация, мозговой штур.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: таблица; учебники: Габриелян О.С. Химия, 10 класс, базовый уровень, М., «Дрофа», 2006 г. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Общая биология 10-11 класс базовый уровень, М., «Дрофа», 2008 г., химическое оборудование и реактивы; раздаточный материал: рабочая карта; информационный банк; конверт № 1 с заданием для выравнивания знаний; конверт № 2 с вопросами для решения учебной задачи; конверт № 3 с разрезанной буквенной моделью содержания изученной темы; эталонная модель содержания изученной темы; тесты.
Рабочая карта:
Ход урока
Ф.И. | задание № 1 | задание № 2 | задание № 3 | Итог | Тест | |||
самооценка | оценка учителя | самооценка | оценка группы | самооценка | оценка группы | самооценка | ||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
Ваше мнение по интегрированному уроку |
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I Ориентировочно-мотивационный этап 1. Организационный момент Напоминает правила работы в группе. 2. Выравнивание знаний Выдаёт задания (конверт №1) и информационный банк. 1. Какой термин мы применяем для обозначения постоянства внутренней среды ? 2. Как поддерживается постоянство внутренней среды ? 3. Вспомните из курса 9 класса, какое определение мы давали термину метаболизм ? 4. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки ? 5. Какие вещества являются основным источником энергии ?
Что же необходимо для того, чтобы проходили все процессы в организмы ?
Мы знаем, что для того чтобы могли протекать процессы жизнедеятельности, необходима энергия и что основным источником её являются углеводы. Итак, попробуем сформулировать тему нашего урока.
А что вы знаете об энергетическом обмене ?
Наши знания полные ? Будем свои знания восполнять.
3. Формулировка учебной задачи.
А теперь попробуем сформулировать учёбную задачу урока.
II Операционально-исполнительский этап.
1. Решение учебной задачи. Зная тему, учебную задачу предложите свой способ решения учебной задачи.
Сейчас за проделанную работу выставляем оценки за задание №1. Критерии оценок на столе.
Приступаем к решению учебной задачи. Откройте конверт №2. В них вопросы. Распределите их между собой в группе.
На изучение вопроса даём 5-7 минут. После сигнала проходим в экспертную группу для совещания – 5 минут. Затем возвращаемся в свою группу и начинаем взаимообучение. Прежде чем приступить к выполнению своего задания, прошу обратить внимание на доску.
Организмы
Аэробы Анаэробы (+О2) (- О2) 3 этапа энергетического обмена 2 этапа
Приступаем к обсуждению. Каждая группа отвечает на один вопрос. Роли групп меняются по кругу.
Выставляем оценки задание №2. Критерий оценок на столе.
2. Моделирование. Теперь в группах попробуйте составить модель содержания изученной темы в виде таблицы. Её заготовка на доске.
3. Конкретизация знаний.
В конвертах №3 находится разрезанная буквенная модель изученной темы. Составьте её, соотнесите по определённым признакам.
Сравните с эталоном. Найдите ошибки, если таковые есть (приложение №1).
Зная материал урока, имея перед собой модель содержания изученной темы, сделаем вывод, при этом обратим внимание на учебную задачу.
III Рефлексивно-оценочный этап.
Проговорите в группе модель и вывод. Выставьте оценку за задание №3. Критерии оценок на столе.
Решена ли задача нашего урока ? Пополнились наши знания ?
А где эти знания нам могут пригодиться в жизни ?
Решение проблемных задач. Почему больным при различных заболеваниях, а также в послеоперационный период вводят в кровь глюкозу? Характерной реакцией на крахмал является синее окрашивание при взаимодействии с йодом. Если капнуть немного спиртового раствора йода на срез зелёного яблока, появляется синее пятно, а такая же реакция со спелым яблоком даёт бурое окрашивание. Объясните, это различие. Сейчас проверим свои знания.
Тест
1. На каком этапе энергетического обмена крахмал расщепляется до глюкозы: А) подготовителный Б) бескислородном В) кислородном Г) на всех этапах
2. Третий этап энергетического обмена происходит: А) на мембранах ЭДС Б) в цитоплазме клеток В) в кристах метохондрии Г) в органах дыхания
3. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является: А) кислород Б) ферменты В) энергия света Г) углекислый газ
4. Где происходит анаэробный гликолиз: А) в клетках мышц при накоплении молочной кислоты Б) в митохондриях при образовании АДФ В) в эритроцитах человека
5. При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается: А) избыток СО2 Б) избыток АТФ В) избыток молочной кислоты Г) избыток кислорода
Выставляем с/о. Сверим с эталонными ответами. 1 – А, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – В.
Задание на дом: Прочитать и пересказать текст страницы 94-97 (учебник биологии), §10 (учебник химии) – на «4». Прочитать и пересказать текст страницы 94-97 (учебник биологии), вопросы стр. 98, §10 (учебник химии) – упражнение 3, 4, 7 – на «5». Творческое задание. 1. Участвуем в конкурсе на шпаргалку для устного ответа по содержанию изученной темы (биология + химия). 2. Составляем интегрированное (биология + химия) задание для викторины по содержанию изученной темы.
|
Подготовка к уроку. Заполнение рабочих карт.
Работа в группах. Информационный банк. Гомеостаз, метаболизм, энергия, рибосомы, митохондрии, ядро, оболочка, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, движение цитоплазмы, движение органоидов, распад веществ, синтез веществ, перенос веществ, деление клетки. Отчёт групп.
Работа в группах. Отчёт групп. Энергия и питательные вещества.
Работа в группах. Отчёт групп. «Энергетический обмен». Записывают в тетрадь.
Работа в группах. Отчёт групп.
Работа в группах. Отчёт групп. Учебная задача: «Выяснить, как происходит энергетический обмен в клетке и какова роль углеводов в обмене энергии». Записывают в тетрадь.
Работа в группах. Отчёт групп. Чтобы решить данную задачу мы будем изучать материал в учебнике, работать с карточками-заданиями, составлять модель содержания изученной темы в виде таблицы, работать в группе, отчитываться о проделанной работе. Выставляют в рабочую карту оценки.
Распределяют вопросы. 1. Изучить раздел «Подготовительный этап» (стр. 95-96, уч. биологии). 2. Изучить раздел «Бескислородный этап» (стр. 96-97, уч. биологии). 3.Изучить раздел «Кислородный этап» (стр. 97, уч. биологии).
4. Подготовить рассказ о моносахаридах, используя учебник химии, стр. 70-71. 5. Провести реакции, иллюстрирующие химические свойства глюкозы (см. уч. химии, стр. 71 (последний абзац) – стр. 72 (полностью)). Индивидуальная работа. Работа в группе.
Отчёт групп. 1 группа – докладчики. 2 группа – знатоки. 3 группа – любопытные. 4 группа – критики. 5 группа – экзаменаторы.
Выставляют оценки.
Составляют модель.
Работа в группах, составляют модель.
Работа в группах. Сравнивают с эталоном.
Работа в группах. Делают вывод. Отчёт групп. Вывод: в процессе энергетического обмена расщепляются органические соединения и запасается энергия, которая идёт на синтез новых веществ и процессы жизнедеятельности, при этом в качестве основного энергетического материала выступают углеводы. Записывают в тетрадь.
Проговаривают.
Выставляют в рабочую карту оценки.
Дают ответ.
Обсуждают в группе. Дают ответ.
Работа в группе. Отчёт групп.
Отвечают на вопросы.
Выставляют с/о. Сверяют и выставляют оценку учителя в рабочую карту.
Записывают домашнее задание.
|
Приложение № 1
Энергетический обмен
Название этапа |
Где осуществляется |
Что происходит с веществами |
Что происходит с энергией |
Уравнения реакций |
Подготови-тельный | В желудочно-кишечном тракте и лизосомах клеток | Сложные молекулы распадаются до простых: белки - до аминокислот полисахариды – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот. |
Энергия рассеивается в виде тепла | Полисахарид + пН2Оàферменты--àпС6Н12О6 |
Бескисло-родный | В цитоплазме клеток | Дальнейшее расщепление простых органических веществ: молекула глюкозы расщепляется до двух молекул пировиноградной кислоты С3Н4О3 (ПВК), которые затем восстанавливаются в молочную кислоту С3Н6О3. | 60% энергии рассеивается в виде тепла, 40% - используется на синтез АТФ. |
С6Н12О6 + 2АДФ + + 2Н3РО4 à 2С3Н6О3 + 2АТФ + 2Н2О |
Кислород-ный | На кристах митохонд-рий | Молочная кислота окисляется до углекислого газа и воды. | Освобождается большое количество энергии, значительная часть которой используется для синтеза АТФ. | 2С3Н6О3 + 6О2 + +36АДФ + 36 Н3РО4 à à 6СО2 + 36АТФ + +42Н2О |
Суммарное уравнение энергетического обмена |
С6Н12О6 + 6О2 +38АДФ + 38Н3РО4 à à 6CО2 + 6Н2О + +38АТФ |
Метки: Биология