Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа элективного курса «Законы экологии». Ч. 2.

Программа элективного курса «Законы экологии». Ч. 2.

Приложение 1

Занятие №1

Тема: Законы исторического развития взаимоотношений в системе «человек – общество – природа»

Текст 1

Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока – ролевая сценка «Спор природы с человеком».

Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.

Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?

Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.

Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.

Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.

Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.

Текст 2

ЗАКОН (ПРИНЦИП) УВЕЛИЧЕНИЯ СТЕПЕНИ ИДЕАЛЬНОСТИ (Г. В. Лейбница), или «ЭФФЕКТ ЧЕШИРСКОГО КОТА»- (Льюиса Кэрролла) — гармоничность отношений между частями системы историко-эволюционно возрастает (система может сохранять функции при минимизации размеров — кот, тая с хвоста, уже исчез, а его улыбка еще видна). Общесистемный принцип, указывающий на то, что человечество, превращаясь в глобальную геологическую силу, неминуемо должно консолидировать свои силы, перейти от конфронтации к сотрудничеству (что дает переход от экстенсивного развития к интенсивному росту качества). В технике этот принцип обусловливает тенденцию к миниатюризации габаритов устройств с сохранением (и развитием) их функциональной значимости. Пример из природы — генетический код составлен всего четырьмя элементами, дающими практически неисчерпаемое разнообразие.

(– Д-да! – подумала Алиса. – Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.

Льюис Кэрролл)

Текст 3

Информация. Добыча нефти и газа принесла нашему округу положительные результаты, а это: быстрый подъем экономики ХМАО-Югра; активное повышение уровня жизни населения; заселение территории; образование посёлков, городов; возможность трудоустройства населения. Но и отрицательные: в результате активной добычи нефти и газа возникают проблемы, связанные с изменением внешнего облика природных ландшафтов, нарушение растительного покрова, сокращение животных, загрязнение оболочек земли: атмосферы, гидросферы, литосферы.

На территории округа по состоянию на 1.01. 2003 года открыто 414 месторождений, из них 358 нефтяных, 22 газовых и газоконденсатных, 34 нефтегазовых, газонефтяных и нефтегазоконденсатных. На начало 2005 года в эксплуатации находилось 249 месторождений, на 50 из них добыча нефти превысила 1 млн. тонн в год. Около 40 % запасов нефти на месторождениях уже добыто.

Текст 4

Пути решения экологических проблем в ХМАО-Югра.

1) Повышение уровня профессиональной подготовки кадров и применения технологий для того, чтобы максимально эффективно провести разведку и освоение новых нефтяных и газовых месторождений

2) Улучшение состояния окружающей среды, а также компенсация или устранение экологических последствий деятельности нефтяных компаний для окружающей среды.

3) Утилизация нефтяного попутного газа.

Текст 5

Закон Ф.Энгельса «Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов и в возможности поэтому планомерно пользоваться ими для определенных целей. Это верно как о законах внешней природы, так и о тех, которые регулируют физическую и духовную жизнь самого человека…»

Анти-Дюрингклассический труд Ф. Энгельса

Статья «Экология и нравственность»

Об экологии сейчас говорят, без всякого преувеличения, все, но подразумевают под этим термином далеко не одно и тоже. Между тем экология достаточно точно определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней. И заявляет она о себе в самых разнообразных научных, экономических, политических, природоохранных и других областях: от экологии геосфер Земли до экологической генетики, теории этногенеза и этики. Мы же поведем речь о нравственном аспекте экологии, а заодно и всего современного естествознания.

Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом, к сожалению, связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями.

В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Создаются мифы о перенаселении планеты, леденящие душу истории об озоновой дыре, глобальном потеплении, и прочих кошмарах. Однако, проблема заключается в другом. Суть демографической проблемы состоит не в угрожающем росте численности людей, а в чудовищном падения нравственного их уровня. Жизненного пространства хватит и на 50 миллиардов. Но некогда и двум родным братьям не хватило места под солнцем: Не надо забывать, что Каин убил Авеля вовсе не из-за нехватки жизненного пространства…

В 1991 г., индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39% приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии.

Приведенные цифры показывают, что главнейшими причинами экологических бедствий являются вовсе не природные катастрофы и не “строгие законы научно-технического прогресса”, не перенаселение планеты и недостаток природных ресурсов, а несправедливое распределение этих ресурсов и неэффективное их использование.

Генеральный секретарь конференции ООН по окружающей среде и развитию М. Стронг на открытии форума в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. заявил: “Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не приемлем для человечества в целом… Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире”.

Форум в Рио-де-Жанейро стал первой серьезной попыткой заявить на весь мир о необходимости перейти от дикости “общества потребления” на разумный путь “устойчивого развития”. Этот путь, в первую очередь, означает ясную систему нравственных координат, соблюдение норм национального и международного права.

Но эта идея была похоронена весной 1999 года, когда США со своими сообщниками, нарушив все нормы международного права и даже собственный устав НАТО, более двух месяцев бомбили Югославию, целенаправленно уничтожая мирное население и экономику независимого и ничем не провинившегося перед мировым сообществом государства.

К началу 21-го века США сумели навязать всему миру свою “мораль” и свое представление о международном праве: им грабить и убивать можно, а те, кто им пытаются в этом помешать должны расцениваться, как злодеи и преступники.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от “ценностей” общества потребления и “нравственности” по-американски, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Концепция “устойчивого развития” приводят к выводу о том, что уровень экологической безопасности прямо зависит от нравственного состояния общества. Но современное общество не только игнорирует этот вывод, но и делает все для того, чтобы о нем поскорее забыли. Но забывать об этом нельзя, поскольку все нации и народы жёстко связаны с кормящим ландшафтом. И разрушение его даже на сравнительно небольших территориях может вызвать цепь необратимых последствий планетарного масштаба.

Всеобщая экологическая безопасность определяется установившимися традициями природопользования. Традиции же отражают духовно-нравственное состояния нации. С древнейших времен отношения к среде обитания имело религиозную основу. Ее утрата привела к потере связи человека с землей.

Возникла абсолютно безумная ситуация, когда собственные природные ресурсы стали рассматриваться только как предмет торговли и сама земля, то есть жизненное пространство, как предмет коммерческих спекуляций. При этом такие понятия, как “Родина” и “Отечество” становятся досадным анахронизмом.

Текст 6

Правило исторического роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем—связано с таким этапом исторического развития человечества и его взаимоотношений с природой, который характеризуется резким снижением потребности в земле для прокормления одного человека, но удвоением энергозатрат и дальнейшим сукцессионным омоложением экосистем. Современным историческим финалом является переход на эксплуатацию предельно омоложенных экосистем и даже от естественного к искусственному плодородию почв, что привело к резкому скачку энергозатрат, увеличившихся в 5—50 раз. Таким образом, если человечество в течении длительного времени пользовалось результатами действия этого правила, то теперь этот путь интенсификации закрыт.

Текст 7

Высказывания и цитаты известных ученых, писателей, философов.

1. Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.

Норберт Винер

2. Мы приспосабливаем мир к себе, а потом никак не можем приспособиться к приспособленному миру.

Лешек Кумор

3. Нелепым разумное стало

И благо во зло превратилось.

Иоганн Гёте

4. Человек – это озверевшая обезьяна, поскольку в ее лице травоядное стало хищником.

Андрей Кнышев

5. Случайность – это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью.

Фридрих Энгельс

6. А не потому ли изменение необходимо бывает нескончаемым, что уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного есть уничтожение другого.

Аристотель

7. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.

Альберт Эйнштейн

Метки: Биология