Рабочая программа элективного курса по биологии "Флора Ростовской области"; 6 класс
Рабочая программа элективного курса по биологии "Флора Ростовской области"; 6 класс
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
- Закон РФ об образовании, статья №7.
- Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (Пр. №322 от 09.02.1998г.)
- Федеральный компонент государственных стандартов биологического образования.
- Программа, разработанная авторским коллективом В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин (сборник программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, Москва, «Дрофа»,
1999 г., с.114)
- Обязательный минимум содержания образовательных программ по биологии.
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Общеучебные | Развитие монологической речи. |
Уметь логически обосновывать суждения. | |
Выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологического эксперимента, оценивать результаты своей деятельности. | |
Уметь оформлять протоколы экспериментов, делать выводы. | |
Уметь работать с учебными, информационными источниками в области биологии, экологии, находить нужную информацию в области биологии и экологии. | |
Уметь применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. | |
Предметно – ориентированные
|
ЗНАТЬ: Признаки биологических объектов: видов, семейств , отделов , экосистем. |
Основные виды культурных и диких сортов растений Донского края, особенности их произрастания. | |
Редкие и исчезающие растения Ростовской области. | |
Приспособленность растительных организмов к совместному обитанию в сообществе степей, полупустынь и т.д., взаимосвязь с животными, факторами неживой природы в природных сообществах Ростовской области. | |
Основные селекционные центры культурных растений, наиболее продуктивных для сельскохозяйственной зоны Донского края. | |
УМЕТЬ: Определять видовое разнообразие растительных сообществ Донского края. |
|
Проводить наблюдения за сменой видов растений и животных степей, полупустынь и т.д. в течение года. | |
Соблюдать правила поведения в природе. | |
Дать оценку состояния экосистемы родного края, микрорайона школы, уметь составить прогнозы последствий деятельности человека на природу. | |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
3. СТРУКТУРА КУРСА
№ |
МОДУЛЬ (ГЛАВА)
1 час в неделю 34 часа в год |
ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1. | Введение
|
2 часа |
2. | Клеточное строение растительного организма
|
1 час |
3. | Царство Бактерии
|
2 часа |
4. | Царство Грибы
|
1 час |
5. | Царство Растения
|
5 часов |
6. | Строение и многообразие покрытосеменных растений
|
7 часов |
7. | Жизнь растений
|
4 часа |
8. | Классификация растений
|
4 часа |
9. | Природные сообщества
|
5 часов |
10. | Развитие растительного мира
|
2 часа |
11. | Летнее задание
|
1 час |
4.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КЛАСС ____6_ УЧИТЕЛЬ КУРКИНА Е.А.
СРОКИ | № УРОКА |
ТЕМА УРОКА | ВИДЫ КОНТРОЛЯ | |||||
ТАБ. | СХ. | ТВ. | ОПР. | С.,Р. | К. | |||
1. | Особенности растительного мира Ростовской области.
|
|||||||
2. | Лекарственные и сельскохозяйственные растения, их использование местной промышленностью. | + | ||||||
3. | Клеточное строение растительного организма. Знакомство с применением оптической аппаратуры сотрудниками биолого – почвенного факультета РГУ. | + | + | |||||
4. | Знакомство с разнообразием бактерий. Их функции в природе, использование в медицине, с/х. | + | + | + | ||||
5. | Борьба с болезнетворными бактериями в местных условиях. Работы ученых противочумного института. | + | + | |||||
6. | Местные виды грибов. Особенности ядовитых грибов степной зоны.
|
+ | + | |||||
7. | Строение и жизнедеятельность водорослей местных водоемов, их роль в природе и возможность использования в н/х. | + | + | + | ||||
8. | Распространение лишайников, мхов и папоротников в РО в связи с климатическими особенностями. | + | + | |||||
9. | Приспособленность мхов, папоротников и хвощей к обитанию в степной зоне.
|
+ | + | |||||
10. | Распространение голосеменных в РО, их значение в природе и н/х.
|
+ | + | |||||
11. | Особенности строения покрытосеменных местной флоры и приспособления к условиям жизни. | + | ||||||
12. | Ознакомление с цветковыми растениями разн6ых мест обитания и их практическая роль в регионе. | + | + | |||||
13. | Назначение почвенных норм региона, применяемые удобрения. Использование и хранение клубней и корнеплодов в местных условиях . | + | + | |||||
14. | Охрана почв своего края. Агрохимические способы обработки почв, распространенные в регионе. | + | + | + | ||||
15. | Особенности почв РО. Охрана почв.
|
+ | ||||||
16. | Агротехника посева семян и выращивание растений в условиях района.
|
+ | ||||||
17. | Осенние явления в жизни растений на примере г. Ростова – на – Дону.
|
+ | + | |||||
18. | Роль различных способов вегетативного размножения в хозяйственной деятельности региона. | + | + | |||||
19. | Значение продуктивности фотосинтеза в местных условиях. Роль тепличных хозяйств в регионе. | + | ||||||
20. | Озеленение населенных пунктов и помещений. Экологические проблемы края.
|
+ | ||||||
21. | Выращивание комнатных растений в школе и дома.
|
+ | + | |||||
22. | Знакомство с систематическими категориями на примере известных местных растений. | + | ||||||
23. | Важнейшие с/х культуры, возделываемые в РО. | + | + | |||||
24. | Знакомство с районированными сортами и их продуктивностью.
|
+ | + | + | ||||
25. | Селекционная работа донских исследователей. | + | + | |||||
26. | Редкие и исчезающие виды растений РО. | + | + | |||||
27. | Работы А.Ф.Флёрова и И.В. Новопокровского по изучению флоры РО. | + | + | |||||
28. | Взаимосвязь растений с факторами живой и неживой природы на примере растений местного парка, леса, луга. | + | ||||||
29. | Приспособление растений к современным условиям обитания.
|
+ | + | |||||
30. | Изменения местной флоры под влиянием хозяйственной деятельности человека.. | + | + | + | ||||
31. | Охрана растений, защита среды их обитания в природе. | + | + | + | ||||
32. | Доказательства исторического развития растений на примере геологической летописи РО и отдельных территорий. | + | + | + | ||||
33. | Значение палеоботаники в изучении развития растений мира. | + | + | |||||
34. | Летнее задание. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№ | ТЕМА |
1. | Тестовая работа «Клеточное строение растений» |
2. | Диктант «Царство Бактерий» |
3. | Проверочная работа «Царство Грибы» работа с карточками |
4. | Решение биологических задач «Царство Растения» |
5. | Биологический диктант «Размножение растений» |
6. | Тестовая работа «Классификация растений» |
7. | Защита проекта |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ | ТЕМА |
1. | «Что я знаю о лекарственных растениях?» «Знаете ли вы полезные и вредные растения Дона?» - викторина |
2. | Сделать модель растительной клетки |
3. | Выращивание комнатных растений. Озеленение школы. |
4. | «Цветок и плод» Работа зеленых патрулей |
5. | Прорастание семян |
6. | Растительные сообщества (урок – игра) |
7. | «Знаешь ли ты флору своего края?» - викторина |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА |
1. | Составить гербарий: Растения Донской земли. Растения цветущие осенью. |
2. | Клеточное строение растительного организма |
3. | Корень |
4. | Побег |
5. | Вегетативное размножение растений |
6. | Цветок и плод |
7. | Семя |
8. | Отдел Покрытосемянные |
9. | Летнее задание «Лекарственные растения РО» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость элективного курса «Флора Ростовской области» объясняется отсутствием у школьников целостного восприятия регионального природного, сельскохозяйственного, медицинского, научно - технического окружения, а также экологических проблем Ростовской области.
Содержание элективного курса предполагает заполнить вакуум между школьным курсом ботаники и биологической реальностью Ростовской области путем дополнения содержания материалами по истории развития взаимоотношений человека и природного окружения, природопользования и культурных традиций Донского края.
Реализация курса предполагает последовательное воздействие на личность школьника с целью развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных аспектов поведения в окружающей среде, осознания зависимости существования человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своего региона.
Основная цель курса - конкретизация биологических знаний на основе регионального материала.
В задачи курса входит:
– формирование системы знаний об истории, культурных традициях и месте человека в природных экосистемах Ростовской области;
– развитие потребности в общении с природой, понимание экологических проблем для населения РО;
– формирование знаний и умений исследовательского характера, способствующего развитию творческой и деловой активности при решении различных задач;
– способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения на основе организации практической деятельности школьников по охране флоры РО.
Учащиеся должны знать:
– Признаки биологических объектов: видов, семейств , отделов , экосистем. |
– Основные виды культурных и диких сортов растений Донского края, особенности их произрастания. |
– Редкие и исчезающие растения Ростовской области. |
– Приспособленность растительных организмов к совместному обитанию в сообществе степей, полупустынь и т.д., взаимосвязь с животными, факторами неживой природы в природных сообществах Ростовской области. |
– Основные селекционные центры культурных растений, наиболее продуктивных для сельскохозяйственной зоны Донского края. |
Учащиеся должны уметь:
– Определять видовое разнообразие растительных сообществ Донского края. |
– Проводить наблюдения за сменой видов растений и животных степей, полупустынь и т.д. в течение года. |
– Соблюдать правила поведения в природе. |
– Дать оценку состояния экосистемы родного края, микрорайона школы, уметь составить прогнозы последствий деятельности человека на природу. |
– Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
Достижение целей курса «Флора Ростовской области» возможно при использовании различных методов обучения (исследовательского характера):
– Наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент;
– Экскурсии;
– Моделирование, статистические измерения, самостоятельная работа учащихся, ситуации морального выбора, деловые игры, беседы, дискуссии, работа с периодической печатью.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Авторы | Название | Год издания |
Издательство |
1. | Акимушкин И.И. | Занимательная биология | 1972 | М.: «Молодая гвардия» |
2. | Артамонов В.И. | Редкие и исчезающие растения ( по страницам Красной книги СССР) | 1989 | Агропромиздат |
3. | Биология. Энциклопедия для детей | 1994 | Авента+ | |
4. | Верзилин Н.М. | По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего возраста | 1994 | Просвещение |
5. | Гарибова Л.В., Сидорова И.И. | Энциклопедия природы России. Грибы. | 1997 | М.:Колос |
6. | Головкин Б.Н. | О чем говорят названия растений. | 1992 | М.: Колос |
7. | Губанов И.А. | Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. | 1996 | М. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
||||
№ | Авторы | Название | Год издания |
Издательство |
1. | Золотницкий Н.Ф. | Цветы в легендах и преданиях | 2002 | Дрофа |
2. | Баранов В.Д., Устименко Г.В. | Мир культурных растений. Справочник | 1994 | М.:Мысль |
3. | Новиков В.С., Губанов И.А. | Школьный атлас- определитель высших растений: книга для учащихся. | 1991 | Просвещение |
Метки: Биология