Программа курса "Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств". Приложения.
Программа курса "Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств". Приложения.
Приложение 1
План – конспект практического занятия в рамках
курса по выбору для учащихся 9 класса
Раздел программы: «Спортивная медицина».
Тема: «Корригирующая гимнастика».
Цель занятия: «Укрепление костно-мышечного аппарата учащихся методом круговой тренировки и профилактика патологических изменений свода стопы».
Задачи занятия:
1. Развивать силовую выносливость учащихся методом круговой тренировки;
2. Развивать гибкость («стретчинг»);
3. Провести малоподвижную игру на профилактику плоскостопия («Собери камешки»).
Место проведения: зал ЛФК МОУ COШ №1.
Оборудование и инвентарь: магнитофон, комплекс тренажёров для фитнеса, гантели(5кг), скакалки.
Учитель: Новохатская О.И.
Часть урока | Содержание | Дозировка | Орг.методические указания |
П
о
д
г
о
т
о
в
и
т
е
л
ь
н
а
я
8 мин.
|
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.
2. Комплекс О.Р.У. под музыку (аэробика).
В положении стоя:
1) И.п. - о. с. Повороты головы направо, налево в сочетании с наклонами вперёд и назад; 2) И.п. - то же. «Пожимания» плечами. 3) И. п. - стойка ноги вместе, руки вперед. Скрестные движения прямыми руками перед собой. 4) И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1. поворот налево, руки в стороны; 2. и. п.; 3. то же вправо; 4. и. п. 5) И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2. полуприсед, руки дугами вниз скрестно перед собой; 3. наклон влево, руки вверх; 4. и. п.; 5-8 то же вправо. 6) И. п. - то же. 1-3. выпад влево, три наклона, касаясь локтем правой руки левого колена; 4. и. п.; 5-8. То же в другую сторону. 7) И. п. -о.с. 1. полуприсед, руки на колени; 2. шаг левой в сторону в стойку ноги врозь, руки в стороны; 3. наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны; 4. и. п. 5-8. то же вправо. 8) Упражнение на координацию.
В положении сидя:
9) И. п. - сед, ноги в стороны, руки на коленях. 1. согнуть левую в колене; 2. и. п.; 3-4. то же вправо. 10) И. п. - сед ноги врозь, руки за голову. 1. наклон влево до касания локтем пола; 2. и. п.; 3-4 то же вправо. 11)И. п. - то же. 1. наклон к левой; 2. наклон вперёд; 3. наклон к правой; 4. и. п. 12) И. п. - упор сидя сзади. 1. согнуть ноги в коленях; 2. выпрямить вверх; 3. согнуть ноги в коленях; 4. и. п. 13)И. п. - то же. 1. наклон к ногам; 2. и. п.; 3. упор лёжа сзади; 4. и. п. 14) То же, но в упоре лёжа сзади с махом 1-й ногой. 15) И. п. - стоя на коленях, руки на пояс. 1-2. отклониться назад; 3-4. и. п. 16) Покачивания в выпадах. |
2мин
6мин.
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
|
Обратить внимание на внешний вид и спортивную форму учащихся.
Смотреть прямо перед собой.
Руки не сгибать.
В повороте увидеть кисть руки, находящейся сзади.
Следить за точным положением рук.
В выпаде ногу, противоположную наклону не сгибать.
В наклоне вперёд прогнувшись ноги не сгибать.
Следить за точным выполнением упражнения.
Спину держать прямо.
Ноги в наклонах не сгибать.
В наклонах тянуться как можно дальше вперёд. Тянуть носки. Ноги держать вместе.
В наклонах ноги не сгибать, в упоре лёжа сзади - прогнуться.
Маховую ногу не сгибать. Отклоняясь назад, в спине не прогибаться.
Выпады выполнять как можно «глубже». |
О
с
н
о
в
н
а
я
30 мин.
|
I. Развитие силовой выносливости методом круговой тренировки:
- тяга штока нижнего блока к поясу сидя; - тяга штока верхнего блока за голову сидя; - «гиперэкстензия»; - «пресс» на наклонной скамье; - «езда» на велотренажёре; - бег умеренной интенсивности на беговой дорожке; - разгибание ног в тренажёре сидя; - нашагивания на тренажёре «степпер»; - подъёмы гантелей на бицепс стоя; - сведения рук на тренажёре («бабочка»); - прыжки через скакалку.
II.Развитие гибкости:
1..И.п. – стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах партнера. Преодолевая сопротивление партнера, необходимо попеременно пригибать и поднимать голову.
2.И.п. – стоя лицом друг к другу. Один человек наклоняется вперед, отводя руки назад как можно дальше. Партнер захватывает его руки за запястья и медленно, пружинящими движениями притягивает их к себе.
1. И.п.- сидя на полу, ноги вместе .пружинящие наклоны вперед с помощью партнера. 2. И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, которые разведены в стороны, стопы соприкасаются. Партнер, руками надавливая на колени, пружинящими движениями старается прижать их к полу («лягушка»).
3. И. п. – то же. наклоны вперёд в «лягушке» с помощью партнёра.
4.«Стретчинг» мышц и связок спины;
5.«Стретчинг» мышц и связок плечевых суставов.
III. Игра малой подвижности «Собери камешки». |
15 мин
10 мин.
5 мин
|
Комплекс упражнений на тренажёрах. Продолжительность каждого упражнения - 30 сек. Далее следует переход на другой снаряд. Следить за правильной техникой выполнения упражнений. Работа на тренажёрах выполняется при ЧСС 130 -170 уд./мин. (работа высокой интенсивности). Учащиеся, пульс которых превышает данный уровень, отдыхают 30 сек (пропускают один снаряд).
Комплекс упражнений «стретчинга» в парах.
Учащиеся снимают спортивную обувь и носки и делятся поровну на 2 команды. В разных концах спортивной площадки на расстоянии 10-ти метров друг от друга на пол кладутся 2 обруча (домики команд). В середине площадки рассыпаются «камешки» (керамзит). По сигналу учителя учащиеся, захватывая «камешки» пальцами ног, относят их в свой домик. Побеждает команда, собравшая большее количество «камешков». |
Закл. 2 мин. |
Построение, подведение итогов занятия, задание на дом. | 2 мин. | Обратить внимание на внешний вид учащихся. Провести пульсометрию учащихся. |
Приложение 2
Задания по основам знаний Ти МФВ
1. Физическая культура представляет собой...
а) учебный предмет в школе;
б) выполнение упражнений;
в) процесс совершенствования возможностей человека;
г) часть человеческой культуры.
2. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется...
а) высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям;
б) уровнем работоспособности и запасом двигательных умений и навыков;
в) хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности;
г) высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.
3. Под физическим развитием понимается...
а) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;
б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность;
в) процесс совершенствования физических качеств при выполнении физических упражнений;
г) уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.
4. Физическая культура ориентирована на совершенствование ...
а) физических и психических качеств людей;
б) техники двигательных действий;
в) работоспособности человека;
г) природных физических свойств человека.
5. Отличительным признаком физической культуры является...
а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;
б) физическое совершенство;
в) выполнение физических упражнений;
г) занятия в форме уроков.
6. Физическими упражнениями называются...
а) двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здоровье;
б) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;
в) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;
г) формы двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания.
7. Нагрузка физических упражнений характеризуется...
а) подготовленностью занимающихся, их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятий;
б) величиной их воздействия на организм;
г) временем и количеством повторений двигательных действий;
г) напряжением определенных мышечных групп.
8. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...
а) сочетанием объема и интенсивности двигательных действий;
б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;
в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;
г) частотой сердечных сокращений.
9. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был в начале урока, за 60 секунд, то это свидетельствует, что нагрузка...
а) мала и ее следует увеличить;
б) переносится организмом относительно легко;
в) достаточно большая, но ее можно повторить;
г) чрезмерная и ее надо уменьшить.
10. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса вызывает большая интенсивность упражнений:
а) 120 — 130 ударов в минуту;
б) 130 — 140 ударов в минуту;
в) 140 — 150 ударов в минуту;
г) свыше 150 ударов в минуту.
11.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...
а) во время занятий выполняются двигательные действия, способствующие развитию силы и выносливости;
б) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;
в) в результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения;
г) человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.
12. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором...
а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;
б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;
в) он бодр и жизнерадостен;
г) наблюдается все вышеперечисленное.
13. Первая помощь при ударах о твердую поверхность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует ...
а) потереть, почесать;
б) нагревать;
в) охлаждать;
г) постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.
14. Что понимается под закаливанием?
а) Купание в холодной воде и хождение босиком;
б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;
в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;
г) укрепление здоровья.
15. Во время индивидуальных занятий с закаливающими процедурами следует соблюдать
ряд правил. Укажите, какой из перечисленных ниже рекомендаций придерживаться не стоит.
1. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее надо выполнять упражнения, так как нельзя допускать переохлаждения.
2. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания организма.
3. Не рекомендуется тренироваться при интенсивном солнечном излучении.
4. После занятия надо принять холодный душ.
а)1; б)2; в)3; г)4.
16. Правильное дыхание характеризуется...
а) более продолжительным выдохом;
б) более продолжительным вдохом;
в) вдохом через нос и выдохом ртом;
г) равной продолжительностью вдоха и выдоха.
17. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время...
а) вращений и поворотов тела;
б) прогибания туловища назад;
в) возвращения в исходное положение после наклона;
г) дыхание во время упражнений должно быть свободным.
18. Осанкой называется...
а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;
б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;
в) привычная поза человека в вертикальном положении;
г) силуэт человека.
19. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее...
а) затылком, ягодицами, пятками;
б) лопатками, ягодицами, пятками;
в) затылком, спиной, пятками;
г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.
20. Главной причиной нарушения осанки является...
а) привычка к определенным позам;
б) слабость мышц;
в) отсутствие движений во время школьных уроков;
г) ношение сумки, портфеля на одном плече.
21. Когда спортсмены России впервые участвовали в Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В каком году это было?
а) в 1900 г. на II Олимпийских играх в Париже;
б) в 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне;
в) в 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони;
г) в 1952 г. на VI зимних Олимпийских играх в Осло.
22. Термин «олимпиада» означает...
а) четырехлетний период между Олимпийскими играми;
б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры;
в) синоним Олимпийских игр;
г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.
23. В первых известных сейчас Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты состязались в беге на дистанции, равной...
а) одной стадии;
б) двойной длине стадиона;
в) 200 метрам;
г) во время тех игр состязались в борьбе и метаниях, а не в беге.
24. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?
а) олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за Второй мировой войны;
б) в 1976 г. XII зимние Олимпийские игры проводились на Кавказе в Красной Поляне;
в) в 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Москве;
г) в нашей стране Олимпийские игры пока еще не проводились.
25. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что...
а) обеспечивает ритмичность работы организма;
б) позволяет правильно планировать дела в течение дня;
в) распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно в течение каждого дня;
г) позволяет избегать неоправданных физических напряжений.
26. Замена одних видов деятельности другими, регулируемая режимом дня, позволяет поддерживать работоспособность в течение дня потому, что...
а) положительно сказывается на физическом и психическом состоянии человека;
б) снимается утомление нервных клеток головного мозга;
в) ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает возникновение перенапряжения;
г) притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма.
27. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как...
а) хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма;
б) повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода, необходимого для образования энергии;
в) способствуют повышению резервных возможностей организма;
г) при достаточном энергообеспечении организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.
28. Почему в уроках физической культуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части?
а) Так учителю удобнее распределять различные по характеру упражнения.
б) Выделение частей урока связано с необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающихся.
в) Выделение частей в уроке требует Министерство образования.
г) Перед уроком, как правило, ставятся три задачи, и каждая часть предназначена для решения одной из них.
29. Укажите, какая последовательность в комплексе утренней гигиенической гимнастики должна выполняться (используя перечисленные ниже упражнения).
1. Дыхательные упражнения.
2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.
3. Потягивания.
4. Бег с переходом на ходьбу.
5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.
6. Прыжки.
7. Поочередное напряжение и расслабление мышц.
8. Бег в спокойном темпе.
а) 1,2, 3,4, 5,6, 7,8;
6)7,5,8,6,2,3,2,1,4;
в)3,7,5,8,1,2,6,4,1;
г)3, 1,2,4, 7,6,8,4.
30. Под силой, как физическим качеством понимается...
а) способность поднимать тяжелые предметы;
б) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность противодействовать внешним силам за счет мышечных напряжений;
в) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений;
г) комплекс психофизических свойств организма, позволяющий преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.
31. Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке (ОФП).
1. ходьба или спокойный бег в чередовании с «дыхательными» упражнениями.
2. упражнения, постепенно включающие в работу все большее количество мышечных групп.
3. упражнения «на выносливость».
4. упражнения «на быстроту и гибкость».
5. упражнения «на силу».
6. дыхательные упражнения.
а) 1, 2, 5, 4, 3, 6; в) 2, 6, 4, 5, 3, 1;
6)6,2,3,1,4,5; г) 2, 1,3, 4, 5, 6.
32. Основная часть урока по общефизической подготовке (ОФП) отводится воспитанию физических качеств. Укажите, какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна.
1.Выносливость.
2.Гибкость.
3.Быстрота.
4.Сила.
а) 1, 2, 3, 4; в) 3,2,4,1
б) 2, 3, 1, 4; г) 4, 2,3,1
33. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения?
а) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;
б) упражнения, способствующие снижению веса тела;
в) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;
г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений.
34. И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов упражнений для увеличения мышечной массы рекомендуется...
а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц;
б) чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы;
в) использовать упражнения с относительно небольшим отягощением и большим количеством повторений;
г) планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.
35. При воспитании силы используются специальные упражнения с отягощениями. Их
отличительная особенность заключается в том, что...
а) в качестве отягощения используется собственный вес человека;
б) они выполняются до утомления;
в) они вызывают значительное напряжение мышц;
г) они выполняются медленно.
36. Под быстротой как физическим качеством понимается...
а) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих передвигаться с большой скоростью;
б) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени;
в) способность человека быстро набирать скорость;
г) комплекс психофизических свойств, позволяющих человеку быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.
37. Для воспитания быстроты используются...
а) подвижные и спортивные игры;
б) упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции;
в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений;
г) двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью.
38. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...
а) подвижных и спортивных игр;
б) «челночного» бега;
в) прыжков в высоту;
г) метаний.
39. Под гибкостью как физическим качеством понимается...
а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;
б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;
в) комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев.
г) эластичность мышц и связок.
40. Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть сколько движений следует делать в одной серии?
а) упражнения выполняются до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений;
б) выполняется 12—16 циклов движений;
в) упражнения выполняются до появления пота;
г) упражнения выполняются до появления болевых ощущений.
41. Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. Укажите их целесообразную последовательность.
1.Дыхательные упражнения.
2.Легкий продолжительный бег.
3.Прыжковые упражнения с отягощением и без.
4. Дыхательные упражнения в интервалах отдыха.
5.Повторный бег на короткие дистанции.
6.Ходьба.
а) 1, 2, 3,4, 5, 6; б), 5, 4, 3, 2, 6, 1; |
в) 2, 1,3, 4, 5, 6;
г)3, 4, 2, ,5,4, 1.
42. При воспитании гибкости следует стремиться к...
а) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;
б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;
в) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставе;
г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.
43. Под выносливостью как физическим качеством понимается...
а) комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;
б) комплекс психофизических свойств человека, определяющих способность противостоять утомлению;
в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;
г) способность сохранять заданные параметры работы.
44. Выносливость человека не зависит от...
а) функциональных возможностей систем энергообеспечения;
б) быстроты двигательной реакции;
в) настойчивости, выдержки, мужества, умения терпеть;
г) силы мышц.
45. При воспитании выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является...
а) максимальная активность систем энергообеспечения;
б) умеренная интенсивность;
в) максимальная интенсивность;
г) активная работа большинства звеньев опорно-двигательного аппарата.
46. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?
а) 110—130 ударов в минуту;
б) до 140 ударов в минуту;
в) 140—160 ударов в минуту;
г) до 160 ударов в минуту.
47. Техникой физических упражнений принято называть...
а) способ целесообразного решения двигательной задачи;
б) способ организации движений при выполнении упражнений;
в) состав и последовательность движений при выполнении упражнений;
г) рациональную организацию двигательных действий.
48. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Что понимается под ведущим звеном техники?
а) набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного действия;
б) состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие;
в) совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи;
г) наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.
49. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от...
а) возможности расчленения двигательного действия на относительно самостоятельные элементы;
б) сложности основы техники;
в) количества элементов, составляющих двигательное действие;
г) предпочтения преподавателя.
50. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения ...
а) основы техники;
б) ведущего звена техники;
в) подводящих упражнений;
г) исходного положения.
Ответы на вопросы
1-г; 2-6; З-а; 4-г; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а; 9-в; 10-в; 11-6; 12-г; 13-в; 14-6; 15-г;
16-а; 17-а; 18-в; 19-г; 20-6; 21-6; 22-а; 23-а; 24-в; 25-а; 26-в; 27-в; 28-6;
29-в; 30-г; 31-в; 32-в; 33-г; 34-а; 35-в; 36-6; 37-г; 38-а; 39-в; 40-г; 41-6;
42-а; 43-6; 44-6; 45-в; 46-6; 47-а; 48-г; 49-6; 50-6.
Метки: Биология