Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Программа курса "Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств". Приложения.

Программа курса "Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств". Приложения.

Программа курса "Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств". Приложения.

Приложение 1

План – конспект практического занятия в рамках

курса по выбору для учащихся 9 класса

Раздел программы: «Спортивная медицина».

Тема: «Корригирующая гимнастика».

Цель занятия: «Укрепление костно-мышечного аппарата учащихся методом круговой тренировки и профилактика патологических изменений свода стопы».

Задачи занятия:

1. Развивать силовую выносливость учащихся методом круговой тренировки;

2. Развивать гибкость («стретчинг»);

3. Провести малоподвижную игру на профилактику плоскостопия («Собери камешки»).

Место проведения: зал ЛФК МОУ COШ №1.

Оборудование и инвентарь: магнитофон, комплекс тренажёров для фитнеса, гантели(5кг), скакалки.

Учитель: Новохатская О.И.

Часть урока

Содержание

Дозировка

Орг.методические указания

П

о

д

г

о

т

о

в

и

т

е

л

ь

н

а

я

8

мин.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

2. Комплекс О.Р.У. под музыку (аэробика).

В положении стоя:

1) И.п. - о. с.

Повороты головы направо, налево в сочетании с наклонами вперёд и назад;

2) И.п. - то же.

«Пожимания» плечами.

3) И. п. - стойка ноги вместе, руки вперед.

Скрестные движения прямыми руками перед

собой.

4) И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки к

плечам.

1. поворот налево, руки в стороны;

2. и. п.;

3. то же вправо;

4. и. п.

5) И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в

стороны.

1-2. полуприсед, руки дугами вниз скрестно перед собой;

3. наклон влево, руки вверх;

4. и. п.;

5-8 то же вправо.

6) И. п. - то же.

1-3. выпад влево, три наклона, касаясь локтем

правой руки левого колена;

4. и. п.;

5-8. То же в другую сторону.

7) И. п. -о.с.

1. полуприсед, руки на колени;

2. шаг левой в сторону в стойку ноги врозь, руки в стороны;

3. наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны;

4. и. п.

5-8. то же вправо.

8) Упражнение на координацию.

В положении сидя:

9) И. п. - сед, ноги в стороны, руки на коленях.

1. согнуть левую в колене;

2. и. п.;

3-4. то же вправо.

10) И. п. - сед ноги врозь, руки за голову.

1. наклон влево до касания локтем пола;

2. и. п.;

3-4 то же вправо.

11)И. п. - то же.

1. наклон к левой;

2. наклон вперёд;

3. наклон к правой;

4. и. п.

12) И. п. - упор сидя сзади.

1. согнуть ноги в коленях;

2. выпрямить вверх;

3. согнуть ноги в коленях;

4. и. п.

13)И. п. - то же.

1. наклон к ногам;

2. и. п.;

3. упор лёжа сзади;

4. и. п.

14) То же, но в упоре лёжа сзади с махом 1-й ногой.

15) И. п. - стоя на коленях, руки на пояс.

1-2. отклониться назад;

3-4. и. п.

16) Покачивания в выпадах.

2мин

6мин.

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

Обратить внимание на внешний вид и спортивную форму учащихся.

Смотреть прямо перед

собой.

Руки не сгибать.

В повороте увидеть кисть

руки, находящейся сзади.

Следить за точным

положением рук.

В выпаде ногу,

противоположную наклону

не сгибать.

В наклоне вперёд

прогнувшись ноги не

сгибать.

Следить за точным

выполнением упражнения.

Спину держать прямо.

Ноги в наклонах не

сгибать.

В наклонах тянуться как

можно дальше вперёд.

Тянуть носки. Ноги

держать вместе.

В наклонах ноги не

сгибать, в упоре лёжа сзади - прогнуться.

Маховую ногу не сгибать.

Отклоняясь назад, в спине не прогибаться.

Выпады выполнять как

можно «глубже».

О

с

н

о

в

н

а

я

30

мин.

I. Развитие силовой выносливости методом круговой тренировки:

- тяга штока нижнего блока к поясу сидя;

- тяга штока верхнего блока за голову сидя;

- «гиперэкстензия»;

- «пресс» на наклонной скамье;

- «езда» на велотренажёре;

- бег умеренной интенсивности на беговой дорожке;

- разгибание ног в тренажёре сидя;

- нашагивания на тренажёре «степпер»;

- подъёмы гантелей на бицепс стоя;

- сведения рук на тренажёре («бабочка»);

- прыжки через скакалку.

II.Развитие гибкости:

1..И.п. – стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах партнера. Преодолевая сопротивление партнера, необходимо попеременно пригибать и поднимать голову.

2.И.п. – стоя лицом друг к другу. Один человек наклоняется вперед, отводя руки назад как можно дальше. Партнер захватывает его руки за запястья и медленно, пружинящими движениями притягивает их к себе.

1. И.п.- сидя на полу, ноги вместе .пружинящие наклоны вперед с помощью партнера.

2. И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, которые разведены в стороны, стопы соприкасаются. Партнер, руками надавливая на колени, пружинящими движениями старается прижать их к полу («лягушка»).

3. И. п. – то же.

наклоны вперёд в «лягушке» с помощью партнёра.

4.«Стретчинг» мышц и связок спины;

5.«Стретчинг» мышц и связок плечевых суставов.

III. Игра малой подвижности «Собери камешки».

15 мин

10 мин.

5 мин

Комплекс упражнений на тренажёрах. Продолжительность

каждого упражнения - 30 сек.

Далее следует переход на другой снаряд. Следить за правильной

техникой выполнения упражнений.

Работа на тренажёрах выполняется

при ЧСС 130 -170 уд./мин. (работа

высокой интенсивности). Учащиеся, пульс которых превышает данный уровень, отдыхают 30 сек (пропус­кают один снаряд).

Комплекс упражнений «стретчинга» в парах.

Учащиеся снимают спортивную обувь и носки и делятся поровну на 2 команды. В разных концах спортивной площадки на расстоянии 10-ти метров друг от друга на пол кладутся 2 обруча (домики команд). В середине площадки рассыпаются «камешки» (керамзит). По сигналу учителя учащиеся, захватывая «камешки» пальцами ног, относят их в свой домик. Побеждает команда, собравшая большее количество «камешков».

Закл.

2 мин.

Построение, подведение итогов занятия, задание на дом.

2 мин.

Обратить внимание на внешний вид учащихся.

Провести пульсометрию учащихся.

Приложение 2

Задания по основам знаний Ти МФВ

1. Физическая культура представляет собой...

а) учебный предмет в школе;

б) выполнение упражнений;

в) процесс совершенствования возможностей че­ловека;

г) часть человеческой культуры.

2. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется...

а) высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям;

б) уровнем работоспособности и запасом двига­тельных умений и навыков;

в) хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности;

г) высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

3. Под физическим развитием понимается...

а) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность;

в) процесс совершенствования физических ка­честв при выполнении физических упражнений;

г) уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

4. Физическая культура ориентирована на совершенствование ...

а) физических и психических качеств людей;

б) техники двигательных действий;

в) работоспособности человека;

г) природных физических свойств человека.

5. Отличительным признаком физической культуры является...

а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;

б) физическое совершенство;

в) выполнение физических упражнений;

г) занятия в форме уроков.

6. Физическими упражнениями называются...

а) двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здо­ровье;

б) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;

в) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;

г) формы двигательных действий, способствую­щие решению задач физического воспитания.

7. Нагрузка физических упражнений характеризуется...

а) подготовленностью занимающихся, их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятий;

б) величиной их воздействия на организм;

г) временем и количеством повторений двига­тельных действий;

г) напряжением определенных мышечных групп.

8. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...

а) сочетанием объема и интенсивности двига­тельных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

9. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был в начале урока, за 60 секунд, то это свидетельствует, что нагрузка...

а) мала и ее следует увеличить;

б) переносится организмом относительно легко;

в) достаточно большая, но ее можно повторить;

г) чрезмерная и ее надо уменьшить.

10. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса вызывает большая интенсивность упражнений:

а) 120 — 130 ударов в минуту;

б) 130 — 140 ударов в минуту;

в) 140 — 150 ударов в минуту;

г) свыше 150 ударов в минуту.

11.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а) во время занятий выполняются двигательные действия, способствующие развитию силы и вынос­ливости;

б) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;

в) в результате повышается эффективность и эко­номичность дыхания и кровообращения;

г) человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.

12. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором...

а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;

б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;

в) он бодр и жизнерадостен;

г) наблюдается все вышеперечисленное.

13. Первая помощь при ударах о твердую поверх­ность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует ...

а) потереть, почесать;

б) нагревать;

в) охлаждать;

г) постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.

14. Что понимается под закаливанием?

а) Купание в холодной воде и хождение босиком;

б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;

в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;

г) укрепление здоровья.

15. Во время индивидуальных занятий с закаливающими процедурами следует соблюдать

ряд правил. Укажите, какой из перечисленных ниже рекомендаций придерживаться не стоит.

1. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее надо выполнять упражнения, так как нельзя до­пускать переохлаждения.

2. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания организма.

3. Не рекомендуется тренироваться при интен­сивном солнечном излучении.

4. После занятия надо принять холодный душ.

а)1; б)2; в)3; г)4.

16. Правильное дыхание характеризуется...

а) более продолжительным выдохом;

б) более продолжительным вдохом;

в) вдохом через нос и выдохом ртом;

г) равной продолжительностью вдоха и выдоха.

17. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время...

а) вращений и поворотов тела;

б) прогибания туловища назад;

в) возвращения в исходное положение после на­клона;

г) дыхание во время упражнений должно быть свободным.

18. Осанкой называется...

а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;

в) привычная поза человека в вертикальном по­ложении;

г) силуэт человека.

19. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее...

а) затылком, ягодицами, пятками;

б) лопатками, ягодицами, пятками;

в) затылком, спиной, пятками;

г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

20. Главной причиной нарушения осанки является...

а) привычка к определенным позам;

б) слабость мышц;

в) отсутствие движений во время школьных уроков;

г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

21. Когда спортсмены России впервые участвова­ли в Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В ка­ком году это было?

а) в 1900 г. на II Олимпийских играх в Париже;

б) в 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне;

в) в 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони;

г) в 1952 г. на VI зимних Олимпийских играх в Осло.

22. Термин «олимпиада» означает...

а) четырехлетний период между Олимпийскими играми;

б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры;

в) синоним Олимпийских игр;

г) соревнования, проводимые во время Олимпий­ских игр.

23. В первых известных сейчас Олимпийских иг­рах, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты состязались в беге на дистанции, равной...

а) одной стадии;

б) двойной длине стадиона;

в) 200 метрам;

г) во время тех игр состязались в борьбе и мета­ниях, а не в беге.

24. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?

а) олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за Второй мировой войны;

б) в 1976 г. XII зимние Олимпийские игры проводились на Кавказе в Красной Поляне;

в) в 1980 г. XXII Олимпийские игры проводи­лись в Москве;

г) в нашей стране Олимпийские игры пока еще не проводились.

25. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что...

а) обеспечивает ритмичность работы организма;

б) позволяет правильно планировать дела в течение дня;

в) распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно в течение каждого дня;

г) позволяет избегать неоправданных физиче­ских напряжений.

26. Замена одних видов деятельности другими, регулируемая режимом дня, позволяет поддержи­вать работоспособность в течение дня потому, что...

а) положительно сказывается на физическом и психическом состоянии человека;

б) снимается утомление нервных клеток головно­го мозга;

в) ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает возникновение перенапряжения;

г) притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма.

27. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как...

а) хорошая циркуляция крови во время упраж­нений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма;

б) повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода, необходимого для образования энергии;

в) способствуют повышению резервных возмож­ностей организма;

г) при достаточном энергообеспечении организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.

28. Почему в уроках физической культуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части?

а) Так учителю удобнее распределять различные по характеру упражнения.

б) Выделение частей урока связано с необходимо­стью управлять динамикой работоспособности за­нимающихся.

в) Выделение частей в уроке требует Министерст­во образования.

г) Перед уроком, как правило, ставятся три зада­чи, и каждая часть предназначена для решения од­ной из них.

29. Укажите, какая последовательность в комплексе утренней гигиенической гимнастики должна выполняться (используя перечисленные ниже упражнения).

1. Дыхательные упражнения.

2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.

3. Потягивания.

4. Бег с переходом на ходьбу.

5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.

6. Прыжки.

7. Поочередное напряжение и расслабление мышц.

8. Бег в спокойном темпе.

а) 1,2, 3,4, 5,6, 7,8;

6)7,5,8,6,2,3,2,1,4;

в)3,7,5,8,1,2,6,4,1;

г)3, 1,2,4, 7,6,8,4.

30. Под силой, как физическим качеством пони­мается...

а) способность поднимать тяжелые предметы;

б) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность противодействовать внеш­ним силам за счет мышечных напряжений;

в) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений;

г) комплекс психофизических свойств организма, позволяющий преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

31. Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке (ОФП).

1. ходьба или спокойный бег в чередовании с «дыхательными» упражнениями.

2. упражнения, постепенно включающие в работу все большее количество мышечных групп.

3. упражнения «на выносливость».

4. упражнения «на быстроту и гибкость».

5. упражнения «на силу».

6. дыхательные упражнения.

а) 1, 2, 5, 4, 3, 6; в) 2, 6, 4, 5, 3, 1;

6)6,2,3,1,4,5; г) 2, 1,3, 4, 5, 6.

32. Основная часть урока по общефизической подготовке (ОФП) отводится воспитанию физических качеств. Укажите, какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна.

1.Выносливость.

2.Гибкость.

3.Быстрота.

4.Сила.

а) 1, 2, 3, 4; в) 3,2,4,1

б) 2, 3, 1, 4; г) 4, 2,3,1

33. Какие упражнения неэффективны при фор­мировании телосложения?

а) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;

б) упражнения, способствующие снижению веса тела;

в) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;

г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

34. И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов уп­ражнений для увеличения мышечной массы реко­мендуется...

а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц;

б) чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы;

в) использовать упражнения с относительно не­большим отягощением и большим количеством по­вторений;

г) планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

35. При воспитании силы используются специальные упражнения с отягощениями. Их

отличи­тельная особенность заключается в том, что...

а) в качестве отягощения используется собственный вес человека;

б) они выполняются до утомления;

в) они вызывают значительное напряжение мышц;

г) они выполняются медленно.

36. Под быстротой как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих передвигаться с большой скоростью;

б) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени;

в) способность человека быстро набирать скорость;

г) комплекс психофизических свойств, позволяющих человеку быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

37. Для воспитания быстроты используются...

а) подвижные и спортивные игры;

б) упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции;

в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений;

г) двигательные действия, выполняемые с мак­симальной скоростью.

38. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

а) подвижных и спортивных игр;

б) «челночного» бега;

в) прыжков в высоту;

г) метаний.

39. Под гибкостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;

б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;

в) комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев.

г) эластичность мышц и связок.

40. Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть сколько движений следует делать в одной се­рии?

а) упражнения выполняются до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений;

б) выполняется 12—16 циклов движений;

в) упражнения выполняются до появления пота;

г) упражнения выполняются до появления болевых ощущений.

41. Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. Ука­жите их целесообразную последовательность.

1.Дыхательные упражнения.

2.Легкий продолжительный бег.

3.Прыжковые упражнения с отягощением и без.

4. Дыхательные упражнения в интервалах от­дыха.

5.Повторный бег на короткие дистанции.

6.Ходьба.

а) 1, 2, 3,4, 5, 6;

б), 5, 4, 3, 2, 6, 1;

в) 2, 1,3, 4, 5, 6;

г)3, 4, 2, ,5,4, 1.

42. При воспитании гибкости следует стремить­ся к...

а) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;

б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;

в) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставе;

г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

43. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разно­образные физические нагрузки;

б) комплекс психофизических свойств человека, определяющих способность противостоять утомлению;

в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г) способность сохранять заданные параметры работы.

44. Выносливость человека не зависит от...

а) функциональных возможностей систем энергообеспечения;

б) быстроты двигательной реакции;

в) настойчивости, выдержки, мужества, умения терпеть;

г) силы мышц.

45. При воспитании выносливости не применя­ются упражнения, характерным признаком которых является...

а) максимальная активность систем энергообеспечения;

б) умеренная интенсивность;

в) максимальная интенсивность;

г) активная работа большинства звеньев опорно-двигательного аппарата.

46. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110—130 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту;

в) 140—160 ударов в минуту;

г) до 160 ударов в минуту.

47. Техникой физических упражнений принято называть...

а) способ целесообразного решения двигательной задачи;

б) способ организации движений при выполнении упражнений;

в) состав и последовательность движений при вы­полнении упражнений;

г) рациональную организацию двигательных действий.

48. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Что понимается под ведущим звеном техники?

а) набор элементов, характеризующий индиви­дуальные особенности выполнения целостного дви­гательного действия;

б) состав и последовательность элементов, входя­щих в двигательное действие;

в) совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи;

г) наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.

49. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от...

а) возможности расчленения двигательного дей­ствия на относительно самостоятельные элемен­ты;

б) сложности основы техники;

в) количества элементов, составляющих двигательное действие;

г) предпочтения преподавателя.

50. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения ...

а) основы техники;

б) ведущего звена техники;

в) подводящих упражнений;

г) исходного положения.

Ответы на вопросы

1-г; 2-6; З-а; 4-г; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а; 9-в; 10-в; 11-6; 12-г; 13-в; 14-6; 15-г;

16-а; 17-а; 18-в; 19-г; 20-6; 21-6; 22-а; 23-а; 24-в; 25-а; 26-в; 27-в; 28-6;

29-в; 30-г; 31-в; 32-в; 33-г; 34-а; 35-в; 36-6; 37-г; 38-а; 39-в; 40-г; 41-6;

42-а; 43-6; 44-6; 45-в; 46-6; 47-а; 48-г; 49-6; 50-6.

Метки: Биология