Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа дополнительного образования "Великий женский секрет"; 4-11 класс

Программа дополнительного образования "Великий женский секрет"; 4-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания и образования девочек всегда остро стояла в мире. Выдающиеся русские педагоги видели в образовании женщин элемент умственного и нравственного образования общества, а в воспитании ее – прогресс развития всего человечества.

В нашей стране приобрели особую значимость проблемы гендерного воспитания. Снижение рождаемости и снижение уровня индивидуального здоровья населения ставит семью перед труднейшими проблемами. Девочки-старшеклассницы, вступая в жизнь не подготовленными духовно и нравственно, совершают много ошибок в организации своей жизни.

В школе девочки растут, происходит бурная перестройка деятельности физиологических систем организма: меняется психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Эти периоды онтогенеза трудны, как для девочек, так и для родителей и педагогов. Практически, ни один вопрос, ни одна проблема не разрешается с помощью традиционных школьных знаний. Это приводит к девиациям поведения. Девочка ищет ответы на не высказанные вопросы. И находит ответы, но не всегда нужные.

Некоторые мужчины и женщины исключили сегодня Любовь из своего культурного багажа, из веры, из искусства, из этики, из политики и воспитания. Некоторые девушки не верят в любовь, не хотят выходить замуж и рожать детей, а предпочитают этому карьеру и деньги. На таком негативном фоне гендерное воспитание становится основой культурологического определения девушек во взрослой жизни.

Характеристика программы: Адресат программы-учащиеся девочки 4-11класса .На изучение данной программы отводиться 3часа в год. Реализацией преподавания этого курса может быть включение нескольких часов (модулей) в факультативный курс « Здоровье школьников», начиная с первого класса.

Второй вариант реализации программы – это включение нескольких часов в курс биологии ежегодно, начиная с пятого класса.

Формы контроля.Для оценивания результативности обучения могут быть применены разные методы: анкетирование учащихся, отслеживание текущих показателей (подготовка текста доклада, участие в конференциях, оформление научно-исследовательских работ) В качестве итоговой формы тестирование, круглый стол, выпуск мини-энциклопедий. В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы защита проектного задания и результаты выполнения исследований. участие в семинарах-тренингах, педагогических мастерских.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.1.Цели и задачи программы

Цель программы: Формирование культуры женского здоровья доминантного отношения к семье, женской социальной роли и материнства

Задачи:

1. Развитие знаний основ анатомии, физиологии, гигиены, психогигиены целостного представления о женском организме

2. Формирование умения сохранять собственное здоровье и здоровье окружающих.

3. Формирование у девочек гармоничного представления о себе самой и своем месте в обществе и семье.

4. Развитие интеллектуальных и психоэмоциональных черт личности девочки.

1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины ученик должен

знать: атомические, физиологические, психоэмоциональные и социальные изменения, которые происходят с девушками в период полового созревания, в период беременности, разные стороны сексуальной жизни, проблемы современной семьи, этику семейной жизни, ос межличностных отношений.

уметь: соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек, беречь себя, сохранять репродуктивное здоровье, уметь строить свое семейное счастье, любить и воспитывать детей.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный план

Разделы ( блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические занятия

4 класс «Я и мое здоровье »

4

2

2

Анкетирование

Зачет рефератов

Выступления на конференциях с научно-исследовательскими работами

Подготовка рефератов

Участие в семинарах-тренингах

Педагогических мастерских

5-6 класс «Мои подружки и их здоровье»

6

3

3

7-8 класс «Женщина и ее здоровье»

6

4

2

9 класс «Роль женщины в здоровье семьи»

3

2

1

10 класс «Этика семейной жизни»

4

2

2

11класс «Материнство»

3

2

1

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Учебно-тематический план

№№

п/п

Наименование разделов и тем. Лектора

Всего

часов

В том числе по видам деятельности

Лекции

семинары

экскурсии

практические

занятия

1

4 класс «Я и мое здоровье»

4

2

1

1

1.1. Как возникла на земле жизнь разных животных. Откуда и как появился «Я»

1

1

1.2. Как все любят мою мамочку

1

1

1.3.Вредные привычки (педагогическая мастерская )

1

1

1.4. Мы - девочки

1

1

2

5-6 класс «Мои подружки и их здоровье»

6

3

3

2.1.Если я «фея»

1

1

2.2.Вынашивание плода, рождение детей, любовь как источник личной жизни.

1

1

2.3.Здоровье человека – здоровье общества

1

1

2.4.«Как я расту и развиваюсь»

1

1

2.5.Гигиена девочек

1

1

2.6.Как беречь себя и друг друга

1

1

3

7-8 класс «Женщина и ее здоровье»

6

4

2

3.1.Интимный мир женщины

1

1

3.2.Все ли я делаю, чтобы стать самой, самой…

1

1

3.3.Причины моих несчастий

1

1

3.4.Половое созревание

1

1

3.5.Разные стороны сексуальной жизни

1

1

3.6.Ты – леди.

1

1

4

9 класс «Роль женщины в здоровье семьи»

3

2

1

4.1.Первая любовь

1

1

4.2.Проблемы современной семьи

1

1

4.3.Великий женский секрет

1

1

5

10 класс «Этика семейной жизни»

4

2

2

5.1.Основы сексуальной культуры женщины

1

1

5.2.Твой внешний вид

1

1

5.3.Мужчина и женщина, история становления брачно-сексуальных отношений.

1

1

5.4. Этика семейных отношений

1

1

6

11 класс «Материнство»

3

2

1

6.1.Репродуктивное здоровье и его сохранение

1

1

6.2.Основы межличностных отношений

1

1

6.3.Слагаемые семейного счастья

1

ИТОГО

26

15

1

10


2.2. Содержание отдельных тем учебной дисциплины

Тема 1.

4 класс «Я и мое здоровье»

Как возникла на земле жизнь разных животных. Откуда и как появился «Я».Ступени эволюционной лестницы :появление жизни в архее, флора и фауна в протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. Место вида человека разумного на Земле. Репродукция у различных животных и человека. Части тела и их предназначение. Рост и развитие человека, периодизация развития.

Сказки народов мира о маме. Формирование бережного отношения к беременной женщине.

Понятие о менструации (регулярности, продолжительности) Психологическое состояние девочки в период менструации (осложнения в межличностных отношениях, повышенная раздражительность и т. д. ) Гигиена девочки. Девочка учится говорить нет в ситуации риска.

Самопознание и самопонимание своего «Я». Рост, развитие, физическое и психическое здоровье, как становятся девочками. Модели поведения девочек, роль матери. Понятие о вредных привычках, как от них избавиться.

Знакомство с понятием здоровья, факторами здоровья. Общение со сверстниками в процессе педагогических мастерских. Обсуждение проблем курения, употребления алкоголя, вредных привычек которые влияют на здоровье девочек.

Основные понятия: здоровье, болезнь, вредные и полезные привычки.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, педагогическая мастерская» «Вредные привычки».

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина.

Форма организации занятия: групповая

Контрольные задания: анкетирование

Межпредметная связь: информатика, литературное чтение, биология.

Техническое оснащение занятия: ИКТ, полоски бумаги с названиями привычек.

Тема 2.

5-6класс «Мои подружки и их здоровье»

Как происходит половая социализация. Понятие нормы. Обучение пониманию своего развития на уровне «Я - женщина» как жизненный процесс, которому благоприятствуют, соответствующие нормы поведения, характерные именно для девочек. Отличие естественное поведение от неприемлемого (на уровне эмоций), описание положительных качеств людей. Приемы, сдерживающие отрицательные эмоции без вреда для своего здоровья.

Сказки народов мира о любви. Забота и внимание к беременным женщинам. Гармония отношения с родителями, дружба с матерью. Дружба с отцом.

Здоровье рода человеческого - задача каждого из нас. Спорт и девочки. ЗОЖ. Гигиена девочки.

Понятие о гормонах, анатомии и физиологии девочки. Норма полового созревания. Менструальный календарь. Нарушения менструального цикла. Причины и последствия. Формирование их жизненного стиля, элегантности, женственности, Формирование осанки, красивой груди, стройных ног - это задача физического развития.

Интимная гигиена во время менструации. Что может навредить здоровью девочки. Профилактика вредных привычек, курения, наркомании и СПИДА.

Правила общения с людьми. Как избежать опасности в общении с малознакомыми людьми. Искусство любить самое себя и формирование потребности «Возлюби ближнего, как самого себя» (одна из заповедей Иисуса Христа). Выражение своих эмоций в стрессовых ситуациях. Способы действия, не приводящие к конфликту.

Знакомство с репродуктивным здоровьем, психическим здоровьем, нормами поведения в обществе, ЗОЖ. Общение со сверстниками, библиотекарем, врачом гинекологом. Обсуждение проблемы здоровья женщины как продолжения рода, норм полового созревания, жизненного стиля.

Основные понятия: анатомия ,физиология, гормоны, ОБЖ, СПИД, ВИЧ-инфекция, наркомания, стресс.

Практическая работа: выпуск газеты, создание презентаций.

Методы проведения занятий: беседы, лекции, тренинги, конференции, ролевые игры.

Форма организации занятий: групповая.

Контрольные задания; тестирование, сочинения, анкетирования.

Межпредметные связи; биология, литература, история, медицина, экология

Техническое оснащение занятий; кинофильмы, ИКТ, газеты, СМИ.

Тема 3.

7- 8 класс «Женщина и ее здоровье».

Половое созревание. Материнство - одна из жизненных ролей женщины. Образ Мадонны в мировом искусстве. Понятие о бесплодии. Профилактика бесплодия. Правильное питание. Заболевания, передающиеся половым путем. Скрытые воспалительные заболевания генитальной сферы.

Обобщение знаний о строении женского организма. Гигиена, умение сохранить свое здоровье. Проблемы гигиены. Синдром «грязнули». Взросление. Нарушение гормонального равновесия. Признаки нормального развития. Мода. Характер девочки в период менструации.

Профилактика болезней.

Сочувствие, сопереживание Тестирование на уровень эмпатии. Необходимость появления взрослого друга или подруги. Психологические проблемы. Агрессия и депрессия. Умение выходить из стресса.

Особенности полового созревания. Менструальный цикл и его физиологический механизм. Понятие о контрацепции. Аборт как причина бесплодия. Проблемы сексуального здоровья Любовь и ее влияние на жизнь людей.

Порнография и ее влияние на сексуальность, на ослабление полового чувства (либидо). Эротика как основа нормальных сексуальных отношений. Мода, музыка. Живопись, кино. Литература с эротической точки зрения. Эротика и сексуальность. Эротика и вульгарность.

Владение собой изнутри. Совершение своеобразного «внутреннего макияжа». Коммуникативные игры.

Знакомство с понятием здоровья, факторами здоровья, ЗППП, гормональное равновесие, гигиена, менструация, депрессия, контрацепция, аборт, любовь, сексуальность, эротика, порнография, вульгарность .Общение со сверстниками в процессе педагогических мастерских, врачом гинекологом. Обсуждение проблем полового созревания , интимной гигиены которые влияют на здоровье девочек, проблемы любви.

Основные понятия: здоровье, ЗППП, материнство, гигиена, менструация, аборт, эротика, порнография.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, педагогическая мастерская «Вредные привычки», научно-исследовательская работа.

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: анкетирование

Межпредметная связь: информатика, биология, ОБЖ, медицина.

Техническое оснащение занятия ; ИКТ, кинофильмы, слайды, презентации.

Тема 4.

9. класс «Роль женщины в здоровье семьи»

Любовь в литературе и искусстве. Секс и любовь Понятие о сексуальной мотивации. Любовь и эмоциональные состояния ею вызываемые.

Семья вчера, сегодня, завтра. Семья как фактор благоприятных предпосылок для гармоничного индивидуального развития каждого человека. Функция, структура семьи. Роль матери в семье.

Особенности сексуальной физиологии, гигиены девушки. Психологические особенности женской сексуальности.

Знакомство с понятием любви, семейных отношений. Общение со сверстниками, работниками культуры, поэтами или писателями, с мамами. Обсуждение многогранности любви, проблемы современной семьи.

Основные понятия; любовь, сексуальная физиология.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, составление родословной, составление памяток для мамы, правил поведения девушек, жен.

Методы проведения занятия: беседа, ролевые игры, встречи за круглым столом.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: анкетирование, составление родословных, памяток, наказов, сочинение стихов, сказок.

Межпредметная связь: информатика, литературное чтение, биология, история.2Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы, литературные произведения, СМИ.

Тема 5.

10 класс «Этика семейной жизни»

Что есть сексуальность? История развития науки сексологии ( от мифа к науке). Сексуальная физиология и психология человека.

Устройство женской половой системы овогенез и процесс оплодотворения. Симптомы беременности. Развитие плода, что влияет на ход беременности. Роды и проблема недоношенности.

Знакомство с сексуальной культурой, юридическими правилами вступления в брак, брачно-сексуальными отношениями. Общение работниками ЗАГСА, стилистами, юристами, психологами. Обсуждение проблем сексуальной культуры, юридических норм заключения браков, отношений в семье.

Основные понятия; семья, сексуальность, брачные отношения.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, составление мини-энциклопедий.

Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры, встречи за круглым столом.

Форма организации занятия: групповая

Контрольные задания: анкетирование, создание презентаций.

Межпредметная связь: информатика, литературное чтение, биология, история, обществознание, право, психология

Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы, слайды.

Тема 6.

11.класс «Материнство».

Понятие о репродуктивном здоровье. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, половых инфекций на репродуктивную способность человека. Профилактика СПИДа и венерических заболеваний. Правовая и уголовная ответственность за различные формы сексуального поведения.

Умение общаться друг с другом. Будущие родители, значение женской эмоциональности, умение властвовать собой.

Если ты мать и жена. Умение вести хозяйство. Умение общаться в семье. «Чадолюбие»- нравственное наследство семьи. Здоровый образ жизни семьи.

Счастье, семья, дети. Семейное счастье. В чем оно, семейное счастье? Здоровье родителей - здоровье ребенка. Сколько иметь детей? Семейное воспитание.

Знакомство с понятием репродуктивного здоровья, ЗОЖ, семейного счастья. Общение со сверстниками в процессе ролевых игр, мамами которые имеют детей. Обсуждение проблем репродуктивного здоровья, межличностных отношений, семейных отношений.

Основные понятия: сексуальность, репродуктивное здоровье, СПИД, венерические заболевания, «чадолюбие», семейное воспитание.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, презентаций листовок, брошюр, научно-исследовательские работы. Методы проведения занятия: беседа, тренинги, ролевые игры, конференции.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: анкетирование, презентации, тестирование, решение ролевых задач.

Межпредметная связь: информатика, литературное чтение, биология, психология, экология, медицина.

Техническое оснащение занятия: ИКТ, СМИ, кинофильмы, слайды.

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации

программы.

Программы Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint), Adobe Photoshop Adobe PREMIERE PRO 2.07. MicrosoftFrontPage 2003, создание анимации – XaraWebstyle 4.0.

Технические средства - интерактивная доска; мультимедийный проектор; музыкальный центр; видеомагнитофон; магнитофон; телевизор; компьютеры; принтер; сканер; копировальная техника; CD-диски, Интернет; радио; видеокамера; фотоаппарат.

Оборудование: бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры, ручки, простые и цветные карандаши, полоски бумаг, плакаты, картины, СМИ, слайды.

3.2. Рекомендуемая литература

Литература для педагога

1.Гуща М.А. Сценарий выступления агитбригады «Мы – за здоровый образ жизни!»// Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок». № 6, 2005 г.

2.Широкова Н. Внеклассное мероприятие со старшеклассниками «Есть выбор: жизнь без наркотиков»// Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». № 9, 2005 г.

3.Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П., Тихомирова

А.В., Огурцов П.П. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005. – 136 с.

Литература для обучающихся

1.Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

2.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003

3. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети/ Л.И. Маленкова.-М., 1999.

4. Фромм, А. Азбука для родителей/ А.Фромм.-Л.: Лениздат, 1999.

5. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка/В.И. Гарбузов.- СпБ., 1999.

Интернет – ресурсы.

http://www.vpedu.ru/ - на этом сайте имеется информация об управлении образования, детских садах, школах, дополнительном образовании и филиале ИПК.

http://www.vasps.ru - на этом сайте имеется информация о воспитании детей по признаку пола

http://www.eduhmao.ru - на этом сайте вы найдете информацию по гендерной проблематике в школе

http://1gender.ru/ - на этом сайте найдете информацию о теории поясняющей психологические различия между мужчиной и женщиной

http://www.nachalka.com/ - на этом сайте вы можете узнать о гендерном воспитание в начальной школе.

Метки: Биология