Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа элективного курса «Ландшафтный дизайн»; 9 класс

Программа элективного курса «Ландшафтный дизайн»; 9 класс

Краткая справка общеобразовательного учреждения.

Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 города Уржума учреждена Управлением образования Уржумского района Кировcкой области в целях реализации основных задач начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Муниципальное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №3, является юридическим лицом, может иметь самостоятельный баланс, расчетный счет.

Школа является общеобразовательной. Специализация пока не определена, предпрофильные курсы идут только в девятых классах. В перспективе планируется углубленное изучение отдельных предметов.

Методическая тема школы: «Повышение эффективности урока – одно из условий успешного овладения знаниями учащимися». Школа работает над этой темой 3года.

Кадровый состав.

В школе работает 38 педагогов, из них два человека имеют высшую категорию: Истомина Э.В. -учитель истории и обществознания, Градобоева Н.Б.- учитель математики; 10 педагогов с первой категорией; 10 со второй категорией, что составляет 58% от общего количества преподавателей. В школе много молодых учителей, но есть и стажисты. Со стажем до пяти лет- 3 человека; со стажем от 5 до 10 лет- 9 человек; от 10 до 20 лет – 11 человек; свыше 20 лет – 13 человек.

Учебно-методическая база.

Школа работает по следующим учебно-методическим комплексам:

Биология: 6 класс Н.И.Сонин «Биология.Житвой организм». (г.Москва, «Дрофа»,2001г.)

7 класс В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология.Многообразие живых организмов.» (г.Москва, «Дрофа»,2002г.)

8 класс Н.И.Сонин, М.Р.Санин «Биология.Человек» (г.Москва, «Дрофа»,2003г.) 9 класс А.С.Батуев «Биология.Человек». (г.Москва, «Дрофа»,1999г.)

10-11 класс Д.К.Беляев, А.О.Рувинский. «Общая биология 10-11класс»

География: 6 класс Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «Начальный курс географии»» (г.Москва, «Дрофа»,2004г.)

7 класс И.В.Душина «Наш дом- Земля» (г.Москва, «Дрофа»,2002г.)

8-9 класс В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе «География России» (г.Москва, «Дрофа»,2003г.)

10 класс В.П.Максаковский «Экономическая и социальная география мира» (г.Москва, «Просвещение,2002г.)

Успеваемость

В школе на начало 2004-05 учебного года обучается 569 учеников. Аттестовано в конце 2003-04 учебного года 559 человек. Отличников – 5 человек; на «4и 5» -134 человека.

Уровень образованности составил 24 процента. 14 человек оставлены на повторный курс обучения. Уровень обученоости –97 процентов.

По географии уровень обученности и качество знаний немного выше общешкольного. Уровень обученности - 99,2%, образованности –37%. По биологии уровень обученности –100%, качества знаний 42%.

Мотивация выбора темы педагогического исследования.

В связи с переходом школ на профильное обучение возникла необходимость создания элективных курсов по отдельным предметам. Авторы решили создать элективный курс по ландшафтному дизайну.

Тема курса выбрана, исходя из появившегося в последнее время среди населения повышенного интереса к эстетическому оформлению своих приусадебных участков, в то время как знаниями и опытом ландшафтного дизайнера обладают немногие. Поэтому было решено предложить учащимся хотя бы кратко ознакомиться с основами этой редкой профессии.

Идея создания курса возникла еще и потому, что некоторые территории города не благоустроены, запущены, в том числе и большой участок земли около музея им. С. М. Кирова. Так как школа находится рядом с музеем, и когда-то носила имя Кирова, то городская администрация передала эту землю нашему учебному учреждению. Поэтому появилась необходимость окультуривания данной территории. Работы по благоустройству ведутся, но для того чтобы территория была не просто возделанной, а эстетически оформленной, учащимся необходимо получить теоретические знания и практические навыки по ландшафтному дизайну. Вследствие этого была создана программа элективного курса «Ландшафтный дизайн», по окончании которого школьники получат необходимые знания и умения по данной теме и смогут самостоятельно создать проект озеленения школьного участка, а затем и своих собственных садов и огородов.

Лучший проект будет претворен в жизнь.

Технология опыта.

3.1. Основные понятия темы исследования.

Профилизация - это серьезный шаг помощи ребенку в решении проблем, связанных с подготовкой его к жизни, выбору профессии в соответствии с его возможностями, интересами и запросами регионов в кадровом обеспечении социально-экономического развития.

С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ним уже в 9 классе. Поэтому нужно предоставить ребенку достаточно широкий спектр элективных курсов, чтобы он мог выбрать курс, отвечающий его интересам и склонностям. Таким образом, цель предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению школьников.

3.2. Содержание учебной программы элективного курса.

Элективный курс является межпредметным и рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю в течении всего учебного года. Курс состоит из восьми тем. При реализации программы выполняются следующие принципы: личностно- ориентированный подход, гуманизация и экологизация образования. Курс представляется особенно актуальным, т.к. имеет практическую направленность, по его окончании учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора. Также учащиеся смогут получить основы экологического мониторинга, познакомиться с отдельными методиками определения состояния окружающей среды.

Цели курса:

1) создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся;

2) сформировать представление о ландшафтном дизайне и его разновидностях;

3) способствовать развитию умения работать с землей и составлять композиции растений;

4) эстетическое и экологическое образование через многообразие видов культурных ландшафтов и экологический мониторинг.

Задачи курса:

1) познакомить учащихся с теорией ландшафтоведения и видами ландшафтов;

2) добиться усвоения знаний учащимися;

3) полученные знания применить на практике на примере создания собственного проекта культурного ландшафта;

4) научить умению проводить экологический мониторинг отдельной территории.

3.3. Организация образовательного процесса по элективному курсу.

Из 34-х запланированных в программе часов 12 приходится на выполнение практических работ, большая часть из которых имеет прикладной характер; 2 часа на защиту проектов. В процессе выполнения программы применяются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, практикум, конференция; и следующие формы учебно-позновательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

3.4. Результативность методической системы в условиях предпрофильной подготовки.

Отбор учащихся для изучения элективного осуществляется на основании диагностики основных мотивов учебной деятельности учащихся (прил.1) и карты интересов (прил.2).

Результативность изучения курса определяется рейтинговой оценкой, которая складывается из следующих критериев:

1) посещаемость-максимум 5 баллов;

2) оценка за итоговый зачет – максимум 5 баллов;

3) выступление на семинарах – максимум 5баллов;

4) активность работы на практических занятиях - максимум 5 баллов;

5) защита проекта - максимум 5 баллов.

Итак, максимально возможный рейтинг 25 баллов.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Ландшафтный дизайн» предназначена для учащихся девятых классов. В связи с переходом на предпрофильное обучение возникает необ-ходимость создания образовательного пространства, способствующего самоопределе-нию школьников.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с разновидностями садовых ландшафтов. Рассматривая особенности истории возникновения ландшафтов и их видов учащиеся смогут получить первоначальные знания по ландшафтному дизайну.

Курс представляется особенно актуальным, так как имеет практическую направлен-ность, по его окончанию учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора.

Курс является межпредметным (биология, география), расчитан на 34 часа, из них 2 часа отводится на экскурсии , 12 часов на практические работы и два часа- защита проекта. Занятия проводятся по 1 часу в неделю в течении всего года. В период проведения курса будут использованы следующие виды учебных занятий: лекция, практикум, проект, экскурсия, конференция.

Курс предполагает расширение учебного материала.

Цель курса:

1) создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся;

2) сформировать представление о ландшафтном дизайне и его разновидностях;

3) способствовать развитию умения работать с землей и составлять композиции

растений;

4) эстетическое и экологическое образование через многообразие видов культурных

ландшафтов и экологический мониторинг.

Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:

1) познакомить учащихся с теорией ландшафтоведения и видами ландшафтов;

2) добиться усвоения знаний учащимися;

3) полученные знания применить на практике на примере создания собственного проекта культурного ландшафта;

4) сформировать умение проводить экологический мониторинг отдельной территории.

Успешность прохождения курсов будет оцениваться исходя из количества набранных

баллов, которые будут накапливаться исходя из:

1) регулярности посещения;

2) успешности выполнения тестовых и практических работ;

3) написания реферата;

4) выполнения творческих и исследовательских работ;

5) создания и защиты проекта.

Структура курса

Тема

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение. История возникновения искусственных ландшафтов.

Оценка экологического состояния ландшафта.

План участка

Садовые земли

Деревья и кустарники

Цветочные культуры и их выращивание

Газоны, садовые дорожки и площадки

Подготовка и защита проектов

8 (из них 2 экскурсия)

2 (из них 1 практ. раб.)

3 (из них 2 практ. раб)

3 (из них 2 практ. раб.)

3 (из них 2 практ. раб.)

8 (из них 3 практ. раб.)

3 (из них 1 практ. раб.)

4 (из них 2 разработка проекта; 2 защита)

Содержание

учебной программы.

Тема 1. Введение. История возникновения

искусственных ландшафтов. 8часов.

Исторические истоки садово-паркового садоводства. Основные садово-парковые стили.

Регулярные парки, заложенные на ровной местности. Регулярные и террасные парки.

Регулярные парки периода эклектики. Пейзажное паркостроение.

Принципы ландшафтно-планировочной организации населенных мест. Ландшафтная организация территории учебных заведений и больниц.

Экскурсия в Ботанический сад г. Кирова.

Тема 2. Изучение и оценка экологического состояния

ландшафта. 2 часа.

Мониторинг. Исследовательские работы по оценке экологического состояния ландшафта:

1) определение кислотности почвы по видовому составу сорных растений;

2) изучение реакции растений на наличие или отсутствие в почве различных видов элементов;

3) определение уровня плодородия почв по растениям-индикаторам;

4) определение чистоты воздуха в районе школы.

Тема 3. План участка. 3 часа.

Масштаб. Виды съемок. Условные знаки.

Практическая работа «Составление плана школьного газона».

Тема 4. Садовые земли. 3 часа.

Виды садовых земель: дерновая, перегнойная, вересковая, торфяная, компостная, древесная, хвойная, листовая. Почвенные смеси. Подготовка грунта. Удобрения: минеральные и органические. Нормы внесения удобрений.

Практическая работа «Расчет норм внесения удобрений».

Тема 5. Деревья и кустарники. 3 часа.

Ассортимент деревьев и кустарников. Правила посадки и ухода за деревьями и кустарниками. Обрезка и прививка деревьев.

Практическая работа «Прививка деревьев».

Тема 6. Цветочные культуры и их

выращивание. 8 часов.

Классификация цветочно-декоративных растений, особенности их размножения. Однолетники, двулетники, многолетники открытого грунта и многолетники, зимующие в помещении. Размножение цветов. Высадка рассады и растений в цветники. Уход за цветником. Защита цветов от вредителей и болезней.

Разновидности посадок и их планирование. Цветники и клумбы. Структура и форма клумбы. Ковровые цветники. Миксбордер. Цветовые гаммы цветников и клумб. Цветы от снега и до снега.

Альпинарий. Лекарственный цветник. Овощные клумбы. Злаки и осоки в цветнике.

Выгонка растений. Газонные травы.

Практическая работа «Моделирование цветника».

Тема 7. Газоны, садовые дорожки и площадки. 3 часа.

Виды садовых дорожек. Материалы и оборудование для изготовления садовых дорожек.

Методика изготовления. Классификация газонов. Газонные травы.

Тема 8.Подготовка и защита проектов. 4часа.

Практическая работа «Составление проекта озеленения школьной территории».

Конференция по защите проектов. Подведение итогов.

Тест по теме «Введение».

  1. Назовите тип парка, исходя из данного описания: «Сад имел симметричное строение. По оси располагалась главная аллея. Центром композиции была каменная беседка, от которой расходилось семь радиально террасированных аллей».

  1. Выберите черты, характерные для пейзажного парка периода романтизма:

А) предназначен для игр, веселых развлечений;

Б) предназначен для одинокого сентиментального созерцания природы;

В) извилистые тропинки;

Г) водоемы прямоугольных форм;

Д) наличие естественных древесных массивов.

  1. Выберите черты, характерные для пейзажного натуралистического парка:

А) большое количество иноземных растений и кустарников;

Б) уделение большого значения дендрологическому составу насаждений;

В) господство прямых линий.

  1. Выберите черты, характерные для пейзажного парка периода эклектики:

А) сочетает мотивы и формы разных стилей;

Б) уделение большого значения дендрологическому составу насаждений;

В) увеличение роли утилитарного назначения;

Г) главный фактор- хозяйственная целесообразность.

  1. Классифицируйте перечисленные виды городского озеленения по 3 группам:

А) общего пользования;

Б) ограниченного пользования;

В) специального назначения.

Виды озеленения: парк, кладбище, насаждения при школе, сквер, озеленение общественных зданий, питомник, ботанический сад.

6. Почему особое значение имеет озеленение промышленных городов добывающей и обрабатывающей промышленности.

Итоговая работа по курсу «Ландшафтный дизайн»

Выберите буквы всех правильных ответов.

  1. Выберите черты, характерные для пейзажного парка периода Романтизима.

а) предназначен для игр, веселых развлечений

б) предназначен для одинокого созерцания природы

в) извилистые тропинки

г) водоемы прямоугольных форм

д) наличие естественных древесных массивов

2. Выберите черты, характерные для пейзажного натуралистического парка.

а) большое количество иноземных растений и кустарников

б) уделение большого значения дендрологическому составу насаждений

в) господство прямых линий

3. Примесь какой земли препятствует развитию многих грибковых заболеваний?

а) навозной, б) листовой, в) торфяной

4. О недостатке каких элементов в почве будет говорить внешний вид растения: темноокрашенные листья, склонные к свертыванию?

а) недостаток железа б) недостаток азота в) недостаток калия по сравнению с азотом.

5. Какие растения являются индикаторами кислых почв?

а) щавелек малый, хвощ полевой, подорожник ланцетовидный

б) вьюнок полевой, звездчатка злаковая, ромашка пахучая

6. Лучше всего деревья приживаются, если их сажать:

а) в навоз б) в жижу в) в торф

7. Крону дерева начинают формировать, когда растение:

а) в молодом возрасте б) взрослое

8. Моноподиальное ветвление деревьев характеризуется:

а) главный стебель растет свей вершиной до конца жизни растения

б) рост верхушечной части материнского стебля прекращается, его заменяет один из боковых побегов, который растет вертикально

9. Оптимальные сроки обрезки деревьев и кустарников:

а) в середине зимы б) конец зимы – начало весны в) летом

10. Основной период цветения летников:

а) май – июнь б) июнь – сентябрь

11. Однолетники рекомендуется сажать:

а) группами б) одиночными растениями

12. К многолетникам относится:

а) астра б) колокольчик карпатский в) настурция

13. Мавританский газон.

а) газон из почвопокровных или низкорастущих трав

б) из смеси зеленых трав и красиво цветущих растений

в) из традиционных газонных трав

14. Лучшая почва для газона:

а) супесчаная и суглинистая б) торфяная в) дерновая

15. Деревянные дорожки лучше делать:

а) в укромных уголках сада

б) около хозяйственных построек

в) около жилых построек

16. Газонные травы:

а) мятлик луговой + овсяница красная + полевица

б) лисохвост + мятлик

в) мятлик + овсяница красная + пырей ползучий

17. Поздней осенью в борьбе с ледяной коркой на газонах используются:

а) веерные грабли б) вилы в) тяжелые садовые грабли

18. Выгонка – это:

а) совокупность приемов, с помощью которых растения выводят из состояния покоя в целях вегетации и дальнейшего цветения в несвойственное для этих процессов время

б) совокупность приемов, с помощью которых изгоняют вредителей с растений

19. Для получения цветущих растений ландыша зимой:

а) корневища ландыша закапывают в снег на 12 – 14 часов

б) помещают корневища на 12 – 14 часов в ванну с водой (+ 25 – 30 С)

в) помещают корневища на 12 -14 часов в ванну с водой (+ 5 – 7 С)

20. Растение – союзник капусты:

а) петрушка б) фасоль в) чеснок г) пижма

21. Отличительные черты альпийских растений:

а) высокорослые, крупноцветковые растения

б) низкорослые, компактные, подушковидной формы, с мелкими цветками

22. Первые аптекарские огороды устраивались:

а) при тюрьмах б) при общественных библиотеках в) при городских ратушах

г) при монастырях

23. Из цветков какого растения делают сироп, применяемый как легочное средство:

а) цветков фиалки б) монарды в) эхиноцеи г) пиретрума

24. Основная особенность композиций из пряно-ароматических растений:

а) величина растений б) цвет растений в) строгий учет совместимости их между собой

25. Морковь, петрушка, репа:

а) растения, наиболее требовательные к почвенному плодородию

б) растения, средне требовательные к почвенному плодородию

в) растения, не требовательные к почвенному плодородию

Ответы к вопросам 1- 25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

б,в,д

а, б

в

в

а

б

а

а

б

б

а

б

б

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

а

а

б

а

б

б

б

г

а

в

в

Приложение 1 Диагностика основных мотивов учебной деятельности учащихся

(П.И. Третьяков)

Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов учащихся.

Инструкция:

1. Прочитайте вопросы и укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа

0 – никогда;

1 – иногда;

2 – всегда.

Анкета для учащихся

Отношение к предмету

Блок А:

1. На уроке бывает интересно.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие отметки.

Блок Б:

4. Родители заставляют учиться.

5. Учусь, так как это мой долг.

6. Предмет полезен для жизни.

Блок В:

7. Узнаю много нового.

8. заставляет думать.

9. Получаю удовольствие, работая на уроках.

Блок Г:

10. Легко дается.

11. С нетерпением жду урока.

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

Ключ

Для каждого ученика вычислить средний балл по группе

А – ситуативный интерес

Б – учение по необходимости

В – интерес к предмету

Г – повышенный познавательный интерес

2. Определить преобладающий средний балл по всем блокам и выявить основные мотивы деятельности учащихся (12 мотивов).

Приложение 2 Карта интересов

Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.

Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если Вы не раз убеждались, что любите или Вам нравиться то, о чём мы спрашиваем, то в листе ответа, в графе под тем же номером, что и номер вопроса поставьте «+»; если не знаете, сомневаетесь - «0»; если не нравиться (не любите) поставьте « - ».Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного.

Вопросы: «любите ли Вы», «хотели бы Вы», «нравится ли Вам»?

1. Уроки по физике

2. Уроки по математике

3. Уроки по химии

4. Читать книги или статьи по астрономии

5. Читать об опытах и животных

6. Читать о жизни и работе врачей

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных

8. Читать о лесе

9. Читать произведения классиков мировой литературы

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор

11. Уроки истории

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки

13. Читать литературу о геологических экспедициях

14. Читать о различных странах

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими

16. Читать о работе милиции

17. Читать о моряках, летчиках

18. Читать о работе воспитателя

19. Знакомиться с устройством и работой станков

20. Готовить обеды

21. Читать о строителях

22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете

23. Читать о достижениях техники

24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике

26. Читать научно-популярную литературу о математике

27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач)

28. Смотреть телепередачи о космонавтике

29. изучать биологию

30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней

31. Изучать ботанику

32. Проводить время в лесу

33. Читать литературно-критические статьи

34. активно участвовать в общественной жизни

35. Читать книги об исторических событиях

36. Слушать симфоническую музыку

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых

38. Узнавать о географических открытиях

39. Обсуждать текущие дела и события

40. Устанавливать дисциплину среди ровесников или младших

41. Путешествовать

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и т.д.

43. Знакомиться с различными инструментами

44. Уроки домоводства

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства

46. Посещать заводы и фабрики

47. Знакомиться с устройством механизмов и машин

48. читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники

49. Разбираться в теории физических явлений

50. Решать сложные математические задачи

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций

52. наблюдать за небесными светилами

53. Вести наблюдения за растениями

54. Делать перевязки, оказывать первую медицинскую помощь при ушибах

55. Выращивать животных и ухаживать за ними

56. Собирать гербарий

57. Писать рассказы и стихи

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей

59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением

62. Изучать природу родного края

63. Организовывать общественные мероприятия в школе

64. Обращать особое внимание на поведение людей

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль

66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо)

67. Изготавливать различные детали и предметы

68. Организовывать питание во время походов

69. Бывать на стройках

70. Шить одежду

71. Собирать и ремонтировать велосипеды, механизмы часов и т.п.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

Приложение 3 Темы рефератов

1. Одноклеточные цветочные культуры.

2. Многоклеточные цветочные культуры.

3. Растения, устойчивые к загрязнению атмосферы.

4. Цветовая гамма клумбы.

5. Цветущая клумба от весны до осени.

6. Розарий.

7. Лилейники.

Творческие работы:

1. Составление плана школьного газона.

2. Проектирование цветника, цветущего круглое лето.

3. Создание проекта газона.

4. Создание проекта озеленения школьного участка.

Исследовательские работы:

1. Определение кислотности почвы по видовому составу сорных растений.

2. Изучение реакции растений на наличие или отсутствие в почве различных видов элементов.

3. Определение уровня плодородия почв по растениям – индикаторам.

4. Определение чистоты воздуха в районе школы.

Библиографический список.

  1. Баумена «Сады и парки Горьковской области». Волго-Вятское изд-во 1981г.
  2. Боговая И.О., Теодоронский В.С. «Озеленение населенных мест». «Агроп-

ромиздат» 1990г.

  1. Вакуленко В.В., Труевцева М.Ф., Вакуленко Вл.В. «Декоративное садоводство»

«Просвещение» 1982г.

  1. Журнал «Биология в школе»:№1 1998г.; №2 1998г. стр.81; №3 1998г. стр.83;

№5 2003г. стр.47.

  1. Журнал «Цветы в вашем саду» Г.И.П.П. «Вятка» 1996г.
  2. Журнал «Цветы в вашем саду и дома». Аптекарский цветник. №1 1998г.
  3. Заливский В.А. Приусадебный цветник». Ленинград. Изд-во «Колос».1967г.
  4. Кудрявцев В.К. «Основы агротехники садовых культур. 8-9 класс». Просвеще-

ние.1991г.

  1. Родина В.А. «Цветоводство в школе». Москва. «Учпедгиз».1958г.
  2. Тавлинова Г.К. Цветоводство». Санкт-Петербург. «Агропромиздат».2000г.
  3. Федорук А.Т. «Садово-парковое искусство Белоруссии». Минск.»Ураджай» 1989г.
  4. Юрченко А. «Настольная книга цветовода». Москва.«ЭКСМО». 2004г.
  5. Шилика А. «1000+1 совет по строительству дачного домика». Минск.»Харвест».1999г.

14. Под редакцией Ашихминой Т.Я. « Экология родного края». Киров 1996 год.

Метки: Биология