Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Элективный курс "Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка". 8-9 кл.

Элективный курс "Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка". 8-9 кл.

Элективный курс "Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка". 8-9 кл.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Роль и задачи исследовательской работы в учебном процессе.

В современных условиях развития общества перед школой стоят ответственные задачи:

– Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;

– Развитие творческой разносторонне развитой личности;

– Усвоение учащимися глубоких и прочных знаний основ наук, привитие интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

В последнее время все больший интерес в практике обучения приобретает исследовательский подход. Исследовательская работа – один из наиболее эффективных способов накопления и совершенствования знаний. Во время исследовательской работы перед учащимися встает масса вопросов, заставляющих размышлять и искать ответ. При выполнении поставленных задач учащиеся должны их решать самостоятельно, с использованием справочной литературы, или с помощью учителя.

Исследовательская работа способствует:

– Созданию более полного представления о научной картине живой природы у учащихся;

– Раскрытию роли биологических знаний в сфере культуры;

– Усвоению норм и правил экологической этики;

– Выработке ценностного отношения к живой природе;

– Показу познаваемости явлений природы, выработке умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;

– Формированию умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;

– Раскрытию картины биологической реальности, показу сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;

– Знакомству с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитию мыслительной деятельности, умению планировать наблюдения и эксперименты;

– Подготовке к трудовой деятельности в области сельского производства;

– Закреплению, расширению и углублению знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения;

Препятствия для выполнения программы:

  • Слабая материально-техническая база кабинета и лаборатории естествознания;
  • Недостаточное финансирование.

Пути преодоление препятствий:

  • Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;
  • Повышение материально-технической базы кабинета и лаборатории естествознания.

В настоящее время наша школа работает над улучшением плодородия почвы учебно-опытного участка и одной из задач этой проблемы является изучение особенностей состава и свойств почвы на УОУ с целью повышения ее плодородия. Эта задача и была положена в основу программы элективного курса.

Цель программы: изучить особенности состава и свойств почвы села Солонцы на примере школьного учебно-опытного участка.

Задачи:

- определить тип почвы;

- определить физические свойства почвы;

- определить химические свойства почвы;

- применить полученные знания на практике;

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 8-9 класса основной школы, которые имеют достаточные знания в области биологии, химии, географии и основ сельского хозяйства. Программа будет действовать в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

В основу программы положен исследовательский принцип.

Объектом исследования является почва пришкольного участка. Почва УОУ весьма удобный объект для исследования, так как:

- во-первых, мы заинтересованы в хороших, высоких урожаях, поскольку это удешевляет школьное питание;

- во-вторых, УОУ непосредственно примыкает к зданию школы, что позволяет не затрачивать времени для перехода на участок для практических и исследовательских работ;

- в-третьих, работа на УОУ способствует трудовому воспитанию.

А так же это способствует ориентации детей на выбор естественнонаучного профиля.

Структура занятий построена так, что тематики теоретических занятий позволяет их связать с практико-исследовательской деятельностью учащихся.

В процессе занятий и практических работ, а так же при проведении исследований учащиеся приобретают навыки простейших анализов растений, учатся определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания, определять виды, состав и свойства почвы, составлять картограммы почв, определять кислотность почв, правила расчета доз и внесения удобрений.

Учащиеся учатся распознавать органические, минеральные удобрения, изучают нормы внесения и сроки их применения.

Намечены следующие основные направления работы:

– Изучение основ почвоведения;

– Получение навыков исследовательской работы;

– Применение полученных знаний на практике.

Содержание программы

Содержание курса

Введение.

Цели задачи элективного курса. Предмет изучения курса.

Понятие почвы.

Понятие о почве; классификация почв, факторы почвообразования; морфологические признаки почвы – строение почвы, мощность почвы, окраска, механический состав, структура почв, методики определения механического состава почвы.

Свойства почвы.

Зависимость свойств почвы от ее типа; физические свойства почвы: плотность, пористость, связность, липкость, физическая спелость, биологическая спелость; формы воды в почве, гравитационная влага, капиллярная влага, пленочная влага, влажность почвы, влагоемкость, относительная влажность.

Методики определения физических свойств почвы. Органические элементы питания, гумус, кислотность.

Методики определения химических свойств почвы.

Обработка почвы

Почвенные карты и картограммы; понятие о земельном кадастре и бонитировки почв; способы обработки почвы – крошение, рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание; приемы и способы основной обработки почвы; приемы и способы поверхностной обработки почвы – лущение, культивирование, боронование; минимальная обработка почвы, виды паров.

Удобрение

Необходимость минерального питания растений; органические удобрения – навоз, навозная жижа, компосты, перегной; виды и свойства минеральных удобрений; сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;

Охрана почв

Рациональное использование и охрана почв; рекультивация земель.

Заключение

Конференция - Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В процессе изучения элективного курса учащиеся

должны знать:

- понятие о почве;

- классификацию почв;

- факторы почвообразования;

- морфологические признаки почвы;

- методики определения механического состава почвы;

- физические свойства почвы;

- химические свойства почвы;

- методики определения физических свойств почвы;

- методики определения химических свойств почвы;

- почвенные карты и картограммы;

- понятие о земельном кадастре и бонитировки почв;

- способы обработки почвы;

- необходимость минерального питания растений;

- органические удобрения;

- виды и свойства минеральных удобрений;

- сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений;

- система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;

- рациональное использование и охрана почв;

- понятие рекультивации земель;

должны уметь:

- анализировать литературу по заданной теме;

- составлять планы опытов;

- правильно брать пробы почвы;

- закладывать опыты;

- применять различные методики для определения механического состава почв;

- применять различные методики по определению физических свойств почв;

- применять различные методики по определению химических свойств почвы;

- проводить анализирование полученных результатов.

Учебно-тематический план элективного курса

Тема

Теоретические занятия

Кол-во час.

Практические работы

Кол-во час.

1

Введение

2

Понятие почвы

1. Понятие почвы

2. Состав и типы почвы

2 ч.

Определение механического состава и типа почвы.

2 ч.

3

Свойства почвы

1.Физические свойства почвы.

2.Химические свойства почвы

4 ч.

1.Определение физи -ческих свойств почвы.

2. Определение хими -ческих свойств почвы

6 ч.

4

Обработка почвы

1.Обследование почв и их оценка.

2. Обработка почв

3 ч.

4

Удобрения

1.Минеральное питание растений и виды удобрений.

2.Органические удобрения.

3.Минеральные удобрения.

4.Система приме-нения удобрений

4 ч.

1.Расчеты доз удобре-ния.

2.Закладывание ком-поста

2 ч.

5

Охрана почв

Охрана почв.

1 ч.

6

Заключение

2 ч.

Итого: 16 часов теоретических занятий; 10 часов практических занятий

Перспективный план внедрения программы

Название этапа

Содержание работы

1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования

1.Изучение научной и методической литературы.

2.Пилотажный этап

1.Изучение теоретических основ почвоведения.

2. Изучение методик исследования

3.Основной этап

Проведение исследовательской работы

4.Оформление результатов.

1.Обобщение результатов

2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов.

3. Выступление на научно-практических конференциях и участие в конкурсах исследовательской работ учащихся

5.Внедрение результатов

1.Организация работ с использованием результатов.

Развитие внешних связей

Направления

Мероприятия

Формирование единого образова­тельного про­странства

1. Заключение договора с кафедрой ботаники БГУ, почвоведения БНЦ

2. Сотрудничество с БСХА.

Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств

1. Повышение материально-технической базы УОУ через реализацию излишек сельскохозяйственной продукции

2. Заключение договоров с магазинами для реализации продукции.

3. Привлечение спонсорских средств.

4. Составление смет расходов по реализации программы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время занятий элективного курса

Направле­ния

Цель

Мероприятия

Сроки

Сохранение и

укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни

Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни

1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья.

2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение.

3. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ.

4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий.

Весь период

Структура исследовательской работы в области предметов естественнонаучного цикла

Физиология растений

Биохимия Агрохимия

Почвоведение

Исследовательская работа

Теоретические знания

Практические знания

Биология

Химия

Информационное обеспечение программы

1. Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.

3.Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.

4. Методика постановки опытов с плодами, ягодами и декоративными растениями /под ред. В.А.Комиссарова – М: Просвещение, 1982

5. Основы агрономии /под ред.В.М. Степанова – М.: Просвещение, 1973. – 350 с.

6. Овощеводство. Приусадебное хозяйство– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.

7. Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.

8. Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.

9. Опытническая работа юных натуралистов. Сборник статей /под ред. В.А. Пономарева. – М:, 1962

10. Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002

11. Пономарев М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке – М: Просвещение, 1974

12. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» - М: Просвещение, 1977

15. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: - М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с. Справочник бригадира – овощевода /под ред. Н.А. Смирнова – М.: Россельхозиздат, 1980. – 190 с.

16. Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы - М: Просвещение, 1976

17. Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.

Метки: Биология