Элективный курс "Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка". 8-9 кл.
Элективный курс "Особенности состава и свойств почвы школьного учебно-опытного участка". 8-9 кл.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Роль и задачи исследовательской работы в учебном процессе.
В современных условиях развития общества перед школой стоят ответственные задачи:
– Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
– Развитие творческой разносторонне развитой личности;
– Усвоение учащимися глубоких и прочных знаний основ наук, привитие интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
В последнее время все больший интерес в практике обучения приобретает исследовательский подход. Исследовательская работа – один из наиболее эффективных способов накопления и совершенствования знаний. Во время исследовательской работы перед учащимися встает масса вопросов, заставляющих размышлять и искать ответ. При выполнении поставленных задач учащиеся должны их решать самостоятельно, с использованием справочной литературы, или с помощью учителя.
Исследовательская работа способствует:
– Созданию более полного представления о научной картине живой природы у учащихся;
– Раскрытию роли биологических знаний в сфере культуры;
– Усвоению норм и правил экологической этики;
– Выработке ценностного отношения к живой природе;
– Показу познаваемости явлений природы, выработке умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;
– Формированию умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;
– Раскрытию картины биологической реальности, показу сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;
– Знакомству с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитию мыслительной деятельности, умению планировать наблюдения и эксперименты;
– Подготовке к трудовой деятельности в области сельского производства;
– Закреплению, расширению и углублению знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения;
Препятствия для выполнения программы:
- Слабая материально-техническая база кабинета и лаборатории естествознания;
- Недостаточное финансирование.
Пути преодоление препятствий:
- Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;
- Повышение материально-технической базы кабинета и лаборатории естествознания.
В настоящее время наша школа работает над улучшением плодородия почвы учебно-опытного участка и одной из задач этой проблемы является изучение особенностей состава и свойств почвы на УОУ с целью повышения ее плодородия. Эта задача и была положена в основу программы элективного курса.
Цель программы: изучить особенности состава и свойств почвы села Солонцы на примере школьного учебно-опытного участка.
Задачи:
- определить тип почвы;
- определить физические свойства почвы;
- определить химические свойства почвы;
- применить полученные знания на практике;
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 8-9 класса основной школы, которые имеют достаточные знания в области биологии, химии, географии и основ сельского хозяйства. Программа будет действовать в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы.
В основу программы положен исследовательский принцип.
Объектом исследования является почва пришкольного участка. Почва УОУ весьма удобный объект для исследования, так как:
- во-первых, мы заинтересованы в хороших, высоких урожаях, поскольку это удешевляет школьное питание;
- во-вторых, УОУ непосредственно примыкает к зданию школы, что позволяет не затрачивать времени для перехода на участок для практических и исследовательских работ;
- в-третьих, работа на УОУ способствует трудовому воспитанию.
А так же это способствует ориентации детей на выбор естественнонаучного профиля.
Структура занятий построена так, что тематики теоретических занятий позволяет их связать с практико-исследовательской деятельностью учащихся.
В процессе занятий и практических работ, а так же при проведении исследований учащиеся приобретают навыки простейших анализов растений, учатся определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания, определять виды, состав и свойства почвы, составлять картограммы почв, определять кислотность почв, правила расчета доз и внесения удобрений.
Учащиеся учатся распознавать органические, минеральные удобрения, изучают нормы внесения и сроки их применения.
Намечены следующие основные направления работы:
– Изучение основ почвоведения;
– Получение навыков исследовательской работы;
– Применение полученных знаний на практике.
Содержание программы
Содержание курса
Введение.
Цели задачи элективного курса. Предмет изучения курса.
Понятие почвы.
Понятие о почве; классификация почв, факторы почвообразования; морфологические признаки почвы – строение почвы, мощность почвы, окраска, механический состав, структура почв, методики определения механического состава почвы.
Свойства почвы.
Зависимость свойств почвы от ее типа; физические свойства почвы: плотность, пористость, связность, липкость, физическая спелость, биологическая спелость; формы воды в почве, гравитационная влага, капиллярная влага, пленочная влага, влажность почвы, влагоемкость, относительная влажность.
Методики определения физических свойств почвы. Органические элементы питания, гумус, кислотность.
Методики определения химических свойств почвы.
Обработка почвы
Почвенные карты и картограммы; понятие о земельном кадастре и бонитировки почв; способы обработки почвы – крошение, рыхление, оборачивание, перемешивание, выравнивание; приемы и способы основной обработки почвы; приемы и способы поверхностной обработки почвы – лущение, культивирование, боронование; минимальная обработка почвы, виды паров.
Удобрение
Необходимость минерального питания растений; органические удобрения – навоз, навозная жижа, компосты, перегной; виды и свойства минеральных удобрений; сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;
Охрана почв
Рациональное использование и охрана почв; рекультивация земель.
Заключение
Конференция - Характеристика почвы УОУ и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В процессе изучения элективного курса учащиеся
должны знать:
- понятие о почве;
- классификацию почв;
- факторы почвообразования;
- морфологические признаки почвы;
- методики определения механического состава почвы;
- физические свойства почвы;
- химические свойства почвы;
- методики определения физических свойств почвы;
- методики определения химических свойств почвы;
- почвенные карты и картограммы;
- понятие о земельном кадастре и бонитировки почв;
- способы обработки почвы;
- необходимость минерального питания растений;
- органические удобрения;
- виды и свойства минеральных удобрений;
- сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений;
- система применения удобрений – сроки и способы внесения; расчет доз удобрений;
- рациональное использование и охрана почв;
- понятие рекультивации земель;
должны уметь:
- анализировать литературу по заданной теме;
- составлять планы опытов;
- правильно брать пробы почвы;
- закладывать опыты;
- применять различные методики для определения механического состава почв;
- применять различные методики по определению физических свойств почв;
- применять различные методики по определению химических свойств почвы;
- проводить анализирование полученных результатов.
Учебно-тематический план элективного курса
№ | Тема | Теоретические занятия | Кол-во час. | Практические работы | Кол-во час. |
1 | Введение | ||||
2 | Понятие почвы | 1. Понятие почвы 2. Состав и типы почвы |
2 ч. | Определение механического состава и типа почвы.
|
2 ч. |
3 | Свойства почвы | 1.Физические свойства почвы. 2.Химические свойства почвы |
4 ч. | 1.Определение физи -ческих свойств почвы. 2. Определение хими -ческих свойств почвы |
6 ч. |
4 | Обработка почвы | 1.Обследование почв и их оценка. 2. Обработка почв |
3 ч. | ||
4 | Удобрения | 1.Минеральное питание растений и виды удобрений. 2.Органические удобрения. 3.Минеральные удобрения. 4.Система приме-нения удобрений |
4 ч. | 1.Расчеты доз удобре-ния. 2.Закладывание ком-поста |
2 ч. |
5 | Охрана почв | Охрана почв. | 1 ч. | ||
6 | Заключение | 2 ч. | |||
Итого: 16 часов теоретических занятий; 10 часов практических занятий |
Перспективный план внедрения программы
Название этапа | Содержание работы |
1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования | 1.Изучение научной и методической литературы. |
2.Пилотажный этап | 1.Изучение теоретических основ почвоведения. 2. Изучение методик исследования |
3.Основной этап | Проведение исследовательской работы |
4.Оформление результатов. | 1.Обобщение результатов 2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов. 3. Выступление на научно-практических конференциях и участие в конкурсах исследовательской работ учащихся |
5.Внедрение результатов | 1.Организация работ с использованием результатов. |
Развитие внешних связей
Направления | Мероприятия |
Формирование единого образовательного пространства | 1. Заключение договора с кафедрой ботаники БГУ, почвоведения БНЦ 2. Сотрудничество с БСХА.
|
Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств | 1. Повышение материально-технической базы УОУ через реализацию излишек сельскохозяйственной продукции 2. Заключение договоров с магазинами для реализации продукции. 3. Привлечение спонсорских средств. 4. Составление смет расходов по реализации программы. |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время занятий элективного курса
Направления | Цель | Мероприятия | Сроки |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни
|
Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни | 1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья. 2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение. 3. Соблюдение техники безопасности при выполнении работ. 4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий.
|
Весь период |
Структура исследовательской работы в области предметов естественнонаучного цикла
Физиология растений
|
Биохимия Агрохимия
|
Почвоведение
|
Исследовательская работа
|
Теоретические знания
|
Практические знания
|
Биология
|
Химия
|
Информационное обеспечение программы
1. Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.
3.Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
4. Методика постановки опытов с плодами, ягодами и декоративными растениями /под ред. В.А.Комиссарова – М: Просвещение, 1982
5. Основы агрономии /под ред.В.М. Степанова – М.: Просвещение, 1973. – 350 с.
6. Овощеводство. Приусадебное хозяйство– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.
7. Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.
8. Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.
9. Опытническая работа юных натуралистов. Сборник статей /под ред. В.А. Пономарева. – М:, 1962
10. Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002
11. Пономарев М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке – М: Просвещение, 1974
12. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» - М: Просвещение, 1977
15. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: - М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с. Справочник бригадира – овощевода /под ред. Н.А. Смирнова – М.: Россельхозиздат, 1980. – 190 с.
16. Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы - М: Просвещение, 1976
17. Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.
Метки: Биология