Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов

Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов Пояснительная записка.

Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов.

Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.

Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.

Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.

Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.

Задачи курса:

по окончанию курса учащиеся должны знать:

-место человека в системе живой природы;

-факторы здоровья, что такое здоровье;

-эндемические и природноочаговые заболевания;

-биологические ритмы;

-приспособительную изменчивость человеческих популяций;

-причины изменения природной среды;

учащиеся должны уметь:

-составлять родословную;

-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;

-определять причины изменения природной среды;

-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;

-давать эстетическую оценку помещения;

-давать оценку качества окружающей среды своей местности.

Содержание программы.

1.Введение(1ч.)

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

2.Здоровье и наследственность(3 ч.)

Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.

Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)

Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.

Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.

Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,

Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».

4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)

Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

Экскурсия «Профессия врача».

Экскурсия «Профессия эколога».

Тематическое планирование.

№ п.п.

Наименование тем курса

Всего часов

лек

ции

Практические работы,экскурсии

семинары

Конференции

Формы контроля

I

Введение

1.

Что такое здоровье?Социальная обусловленность здоровья.

1

+

II

Здоровье и наследственность

2.

Место человека в системе живой природы

1

+

тест

3.

Наследственность – важный фактор здоровья

1

+

4.

Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья.Составление родословной.

1

+

III

Природная,социальная среда и здоровье

5.

Эндемические и природноочаговые заболевания

1

+

6.

Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость

1

+

тест

7.

Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах.

1

+

8.

Изменение природной среды под влиянием деятельности человека

1

+

9.

«Свалка по имени - Земля»

1

+

10.

Оценка среды учебных помещений.Санитарно-гигиенические нормы.Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»

1

+

11.

Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка»

1

+

12.

Научные основы озеленения интерьера

1

+

IV

Здоровье-профессиональная забота врача и эколога.

13.

Профессия врача

1

+

14.

Профессия эколога

1

+

15.

Выдающиеся медики и экологи

1

+

16-17.

Итоговая конференция

2

+

тест

Список использованной литературы.

1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.

2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.

3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.

4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.

5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.

6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.

7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.

8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.

9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.

2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.

3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.

4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.

5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.

6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.

Метки: Биология