Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов
Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов Пояснительная записка.
Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.
Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
Задачи курса:
по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;
-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;
учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.
Содержание программы.
1.Введение(1ч.)
Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
2.Здоровье и наследственность(3 ч.)
Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»
3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)
Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».
4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)
Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.
Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога».
Тематическое планирование.
№ п.п. | Наименование тем курса | Всего часов | лек ции |
Практические работы,экскурсии | семинары | Конференции | Формы контроля |
I | Введение | ||||||
1. | Что такое здоровье?Социальная обусловленность здоровья. | 1 | + | ||||
II | Здоровье и наследственность | ||||||
2. | Место человека в системе живой природы | 1 | + | тест | |||
3. | Наследственность – важный фактор здоровья | 1 | + | ||||
4. | Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья.Составление родословной. | 1 | + | ||||
III | Природная,социальная среда и здоровье | ||||||
5. | Эндемические и природноочаговые заболевания | 1 | + | ||||
6. | Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость | 1 | + | тест | |||
7. | Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. | 1 | + | ||||
8. |
Изменение природной среды под влиянием деятельности человека | 1 | + | ||||
9. | «Свалка по имени - Земля» | 1 | + | ||||
10. | Оценка среды учебных помещений.Санитарно-гигиенические нормы.Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения» | 1 | + | ||||
11. | Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка» | 1 | + | ||||
12. | Научные основы озеленения интерьера | 1 | + | ||||
IV | Здоровье-профессиональная забота врача и эколога. | ||||||
13. | Профессия врача | 1 | + | ||||
14. | Профессия эколога | 1 | + | ||||
15. | Выдающиеся медики и экологи | 1 | + | ||||
16-17. | Итоговая конференция | 2 | + | тест |
Список использованной литературы.
1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.
Метки: Биология