Воспитание экологической культуры на уроках биологии
Воспитание экологической культуры на уроках биологии Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над звонкой чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
На международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах – БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное.
Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму.
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что нынешний ХХI век объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже стихийного воспитания.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна; состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте вечных общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности - задача воспитания.
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставшими жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, самоограничении, созидании.
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.
Содержание термина «экология» понимается так широко, что оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Весь окружающий детей мир разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики, техники, мир вещей, слов, мимики, жестов, и наконец, мир самого ребенка.
Школа, урок берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.
Хочется привести слова первого президента Римского клуба А.Печчеи:
«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей».
Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры является перевод их сознания в другую ипостась - из природопотребительской в природосберегающую.
И суть состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.
В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья - ее образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха.
Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. И задача учителя и состоит в том, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии.
На своих уроках я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы он позволил подвести учащихся к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечивать высокий интерес учащихся при изучении биологии.
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности процесса.
Познавательный интерес – это глубокий внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса, повышает работоспособность.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, а формирование представлений о предмете, устанавливается связью между знаниями об окружающей среде, развивается интерес к изучению природы с первых уроков естествознания в пятом классе. Я очень люблю эти уроки. Дети пришли после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться. У меня каждый урок с ними – это восторг от их энергии. Поэтому я стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала литературную страничку.
Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения Солнцу – источнику света и тепла:
Позволь отдать тебе поклон,
Великое светило,
За то, что в этот год теплом
Ты нас не обделило,
И в том, что нива не пуста,
Что небывало рожь густа,
И тянет медом с луга,-
Твоя, конечно, доброта…
Но и моя заслуга.
При изучении курса биологии в 6, 7 ,8 классах стараюсь больше уделять внимания практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях), провожу экскурсии в Ботанический сад; в 10-11 классах провожу обобщающие уроки в зоологическом музее. Наш город предоставляет такие возможности.
Музей Гигиены помогает нам провести занятия по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека, по вопросам истории развития медицины, о влиянии курения и алкоголя на организм; при изучении темы « Иммунитет» - опираюсь на материал музея «СПИД и его профилактика».
Данные уроки дают большой воспитательный и познавательный эффект. После данных уроков очень важно узнать мнение детей, их отношение к изученному материалу. Поэтому контрольно-обобщающие уроки я люблю проводить по двум направлениям: «Я узнал, что….», «Меня удивило…».
Экологические проблемы современности, их значение для сохранения и развития здоровья людей обуславливают необходимость создания комплексного научного направления – Экология человека.
Лично для меня эта наука представляет большой интерес. Поэтому со старшеклассниками я веду элективный курс «Экология человека».
ЧЕЛОВЕК – единственное на земле существо, которое стало сознательно и целеустремленно изменять и подчинять себе окружающую среду. С расширением сферы хозяйственной и производственной деятельности необычайно раздвинулись границы его обитания. Новые производственные и природные условия нередко оказывали и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье настоящего и будущего поколения людей.
Примером тому может служить катастрофа в Чернобыле, трагедия Аральского моря, загрязнения почвы, воды, воздуха бытовыми отходами.
Наибольший интерес у учащихся вызывают темы:
«Экологически опасные факторы»,
« Радиоэкология человека»,
«Стресс и здоровье человека»,
«Биологический возраст человека».
Достижения экологии и наши не пропали даром. Мы делаем сообщения, выпускаем информационные бюллетени, проводим уроки здоровья и, конечно, делаем выводы.
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по 4 углам:
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Земля в круг солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А «стол» наш тем и держится,
Что мы «едим» друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков,
Ты – царь природы,
И один из четырех углов!
В экологическом образовании наиболее полно осуществляются прогрессивные направления образовательного процесса:
– соединение различных форм постижения мира, прежде всего науки и искусства;
– развитие гуманистических качеств личности;
– формирование сознательного и ответственного отношения к миру, понимания своей включенности во все природные и социоприродные процессы.
– обращенность к различным планам человеческой личности: ее познавательной, эмоциональной, трудовой, волевой и т.д.
Все это позволит в диалоге с учащимися развивать мыслительную, познавательную и творческую деятельность. Все дает свои результаты - у детей появляется интерес, стремление, азарт.
Учитель высшей категории ГБОУ СОШ №311 с углубленным изучением физики Тетерева Ирина Витальевна.
Метки: Биология