Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Биология. Общие закономерности

Биология. Общие закономерности Пояснительная записка

Курс «Биология. Общие закономерности» для углубленного изучения биологии в 10 классе рассчитан на 34 часа. Содержание программы позволяет не только расширить представления учащихся об основных закономерностях живых систем, но и углубить знания по предмету. Интеграция химико-биологических, эколого-биологических знаний осуществляется на основе ведущих идей эволюций, структурно- функционального подхода к изучению живой природы, взаимосвязей в биологических системах и биологических систем с окружающей природной средой.

Содержание программы углубленного изучения биологии в 10 классе.

Введение(2 ч)

Общая биология как наука. Методы биологических наук. Интеграция биологии с другими науками. Основные свойства живых организмов: единство химического состава, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, способность к росту и развитии, раздражимость, дискретность. Уровни организаций живых систем.

1. Химия клетки.

Введение в биохимию. Элементы, содержащиеся в живых организмах. Макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы. Ионы в клетке и организме. Биополимеры. Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Особенности их строения, функции. Липиды. Компоненты липидов, их свойства, биологические функции. Аминокислоты. Строение и классификации аминокислот. Свойства аминокислот.

Белки. Классификация и структура белков. Денатурация и ренатурация. Биологические

функции белков. Ферменты. Катализ и энергия активации. Скорость ферментативных

реакций. Факторы, влияющие на скорость ферментативных реакций. Классификация ферментов, их использования в промышленности. Белковый обмен у млекопитающих.

Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Открытие нуклеиновых кислот. Модель Уотсона-Крика. Строение нуклеотидов, динуклеотидов, поликлеотидов, АТФ.

Л/р. №1 «Обнаружение белков, углеводов, липидов в биологических объектах»

Л/р. №2 «Изучение распределения каталазы в намоченных семенах гороха и влияние температуры на активность этого фермента».

Л/р. №3 «Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печенки). Качественная реакция на ДНК».

2. Клеточные структуры и их функции (6ч)

Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. Биологические мембраны. Мембранный транспорт. Натрий – калиевый насос. Эндоцитоз и рецепторная функция мембраны. Аденилатциклозная система. Функции плазмалеммы. Мембранные органоиды клетки: ядро, вакуольная система, митохондрии , пластиды. Немембранные компоненты клетки: опорно-двигательная система клетки, клеточный центр, рибосомы, клеточные включения.

Л/р. №4 «Физиологические свойства клеточной мембраны»

3. Обеспечения клеток энергии (6ч)

Классификация организмов по главным источникам углерода и энергии, которые они используют. Фотосинтез, его назначение. Строение листа. Хлоропласты. Фотосинтетические пигменты. Биохимия фотосинтеза. Световые, темновые реакции.

Факторы, влияющие на фотосинтез. Фотодыхание и С4 – фотосинтез, их значение. Фотосинтезирующие бактерии и сине-зеленые водоросли. Хемосинтез. Гликолиз, его этапы. Цикл Кребса. Окислительное фосфолирование, дыхательная цепь. Аэробное, анаэробное дыхание. Эффективность превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании. Челночные системы.

Л/р. №5 «Исследования продуктов фотосинтеза и условии, необходимых для их образования»

4.Наследственная информация и её реализация в клетке. (6ч.)

Молекулярная биология как наука. Генетическая информация. Репликация ДНК: полуконсервативность, антипараллельность, прерывистость. Транскрипция. Стадии транскрипции. Генетический код, его свойства. Биосинтез белков, механизм синтеза белка. Регуляция активности генов. Гипотеза Жакоба – Мано, индукция, репрессия ферментов. Регуляция метаболических путей. Генная инженерия как наука. Задачи и методы генной инженерии. Плазмиды. Вирусы. ДНК, РНК – содержащие вирусы, их жизненный цикл. Вирусы- факторы изменения генетической информации организмов.

5. Воспроизведение биосистем.(4ч.)

Размножение клеток. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. Нарушение митоза. Биологические значения митоза. Онтогенез. Эмбриональная индукция. Влияния , внешней среды на развитие. Онтогенез растений. Постэмбриональное развитие. Взаимоотношение клеток в многоклеточном организме. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение, его биологическое значение. Особенности гаметогенеза и оплодотворения у растений.

Тематическое планирование

№ Урока

Тема урока

Лабораторные работы. Творческие задания.

Дата

Введение (2ч)

1

Общая биология как наука.

Методы биологических наук.

2

Уровни организации живых систем. Основные свойства живых организмов.

Химия клетки (10ч)

3

Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества.

4

Органические соединения клетки. Биополимеры.

Л/р.1«Обнаружение белков, у/в, липидов в биосистемах»

5

Углеводы, их строение, свойства, биологические свойства.

6

Липиды, их строение, свойства, биологические свойства.

7

Аминокислоты

8

Белки их строение, свойства.

9

Биологические функции белков.

10

Ферменты

л/р2 «Изучение распределения каталазы в намоченных семенах гороха и влияние температуры на активность этого фермента.»

11

Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК

л/р3 «Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани (селезенки) печени» Качественная реакция на ДНК

12

АТФ

2 Клеточные структуры и их функции (6ч)

13

Цитология – наука о клетке. История изучения клетки.

14

Биологические мембраны, их функции

Л/р №4 «Физиологические свойства клеточной мембраны»

15

Мембранное органоиды клетки: ядро, ЭПС, вакуолярная система.

16

Мембранное органоиды клетки: митохондрии, пластиды.

17

Немембранные компоненты клетки. Клеточные включения

18

Обобщение материала по теме: «Химия клетки. Клеточные структуры, их функции»

3 Обеспечение клеток энергией (6ч)

19

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Световые реакции.

Проект «Солнце – источник жизни на Земле»

20

Темновые реакции фотосинтеза

21

Факторы, влияющие на фотосинтез. Космическая роль зеленых растений

Л/р №5 «Исследование продуктов фотосинтеза и условий необходимых для образования.»

22

Особенности фотосинтеза прокариот. Хемосинтез.

23-24

Гликолиз, его биологическая роль

4 Наследственная информация и ее реализация в клетке

25

Молекулярная биология как наука. Генетическая информация.

26

Репликация ДНК

27

Транскрипция. Генетический код, его свойства.

28

Биосинтез белков, механизм синтеза белка.

29

Генная инженерия, задачи, методы.

30

Вирусы

5 Воспроизведение биосистем (4ч)

31

Размножение клеток. Митоз, его биологическая роль

32

Онтогинез – индивидуальное развитие организмов.

33

Мейоз. Гаметогинез. Оплодотворение, его биологическое свойство

34

Особенности гаметогинеза и оплодотворения у растений

Всего 34 (ч)

Список литературы:

1 А.О. Рувинский «Общая биология» М., «Просвещение», 1993г.

2 Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология», т. 1,2,3, М., «Мир» 1996г.

3 П. Зенбуш «Молекулярная и клеточная биология», т. 1,2,3, М., «Мир», 1992г.

4 Д. Мецлер «Биохимия», М., 1982г, т.1.

5 К. Де Дюв «Путешествие в мир живой клетки», М., «Мир», 1987г

6 Г.А. Заварзин «Микробиология – 21 век» М., «Знание», 1991г.

7 К.Г Газарян, Л.В. Белоусов «Биология индивидуального развития животных» М., «Высшая школа», 1983г.

8 Хадорн, Венер «Общая зоология» М., «Мир» 1996г

9 Г. Шлегель «Общая микробиология» М., «Мир»1987г.

10 Вилли, Детье «Биология», М., «Мир»,1986г.

11 Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова, «Эволюция органического мира», М., «Просвещение», 1991г.

12 Газета «Биология», журнал «Биология в школе».

Метки: Биология