Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. 6 клас

Тема урока: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. 6 клас

Дидактические цели:

Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.

Методические цели:

– Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения;

– Научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья;

– Проверить умения применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи

– Формирование коммуникативной и кооперативной компетенций

Форма организации учебной деятельности. Работа в малых группах. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, рисунки и фотографии листьев.

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа: листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист. Простые и сложные листья. Рассеченные листья: пальчатолопастной, пальчато-рассеченный, пальчатораздельный, перистолопастной, тройчатолопастной. Форма края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выемчатый, извилистый. Формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная. Жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний об изученных органах цветкового растения

Технология работы: самостоятельная работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Вставьте пропущенные слова. Озаглавьте текст. Продолжите повествование, иллюстрируя его схемами-рисунками.

U - основной надземный орган растения. Он состоит из U. с расположенными на нем UU.иUU. . Участок стебля, на котором развивается лист, называютU.., а расстояние между двумя узламиUU Угол, находящийся между листом и расположенным выше междоузлием, называютU.. . Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением. Листорасположение бываетUU..

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное; составлять схемы-иллюстрации .

2 группа

Составьте систему понятий из предложенных терминов.

Генеративные органы; стебель, цветы, побег, корень, вегетативные органы, органы, плоды, листья, семена, почки.

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

3 группа

Сравните пикирование и прищипывание растений. Что у этих процедур общего? Значение процедур.

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (определять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения.

II этап. Изучение новой темы

Черный ящик.

Учитель. Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Вам предлагается определить, что это, для этого я буду последовательно проговаривать утверждения, а вы объяснять, достаточно ли этих сведений для точного определения объекта (прием работы с недостаточностью информации).

– В ящике располагается орган растения.

– Это вегетативный орган.

– Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму.

Тема урока лист.

Что мы уже знаем об этом органе?

Давайте в группах составим синквейн понятия «лист» и постараемся вложить в него уже имеющиеся у нас знания об этом вегетативном органе.

(правила составления синквейна записаны на доске)

В синквейне 5 строк:

1 - понятие (слово);

2 - прилагательные (два слова);

3 - глаголы (три слова);

4 - предложение (из четырех слов);

5 - существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятия, а предложение - иметь смысловой характер.

Заслушивание синквейнов и их обсуждение. Это задание способствует формированию умений выделять главное, обобщать и устанавливать аналогии.

Рассмотрим внешнее строение листа.

Зарисуем его в тетради и подпишем его основные части (работа с иллюстрацией в книге)

Форма, размеры, структура листьев может сильно различаться. Для того чтобы разобраться в таком многообразии листьев их необходимо классифицировать.

Вспомните, что такое классификация?

Но внешнее многообразие листьев так велико, что невозможно создать единую систему классификации листьев по одному или нескольким признакам. Поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках.

Сравните предложенные листья (рисунки прикреплены к доске) и назовите признаки, по которым они отличаются. На основании этих признаков составим различные классификации листьев. Ответы учащихся записываются на доске.

(Развитие умений анализировать, сравнивать)

- Количество листовых пластинок

- Наличие или отсутствие черешка

- Типы жилкования

- Форма листовых пластинок

- Форма края листа

Группы получают задания - признак для классификации, гербарные образцы, изображения растений. Работают с текстом учебника, трансформируют его в схему, иллюстрируют примерами (анализ и синтез информации).

1 группа

Простые и сложные листья

Признак - количество листовых пластинок

2 группа

Признак - способ залегания жилок

Жилкование листьев

Однодольные растения ?
Дуговое жилкование ? Сетчатое
? Пальчатое
пример пример пример пример

3 группа

Прикрепление листьев к стеблю.

Признак - способы прикрепления листьев к стеблю

Выступление групп, заполнение схем в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Лабораторная работа 8

Тема: Внешнее строение листа.

Цель: Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.

Оборудование

1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.

2. Гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы

1. Рассмотрите зеленые листья комнатных растений - пеларгонии и традесканции. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и надпишите их.

2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их различия. Зарисуйте и подпишите тип жилкования. Каким растениям - однодольным или двудольным принадлежат листья?

3. Отметьте способ прикрепления листа к стеблю.

4. Рассмотрите в гербарии листья разных растений. Найдите среди них простые и сложные листья.

5. Запишите результаты в таблицу:

Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем - коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

UUUUлист вегетативный орган UU..

UUUUлист занимает боковое положение в побеге UUUUUU..

UUUUв клетках листа содержатся хлоропласты UUUUUUUU..

UUUUлист способен к движению UUUUUUUU

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

Моя мыслительная активность на уроке была UUU.

Больше всего мне понравилось UUUUUUUUU.

У меня пока не совсем получаетсяUUUUUUUU.

Сегодняшний урок показал мне UUUUUUUUU

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

– сделать рисунок к теме;

– создать схему опорного конспекта;

– написать шпаргалку к уроку;

– составить кроссворд;

– составить вопросы к тексту;

– придумать фантастический рассказ, сочинение от имени листа в форме репортажа, интервью, монолога;

– подготовить гербарий

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

И. А. Сущенкова, МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской Аксайского района, Ростовская область

Метки: Биология