Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.3

Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.3

Задачи по теме: «Пищеварение. Обмен веществ»

Задача 12. В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши и девушки в единицу времени (1 час) тратят 150 кДж и 130 кДж соответственно. При подготовке к урокам у учащихся энергозатраты возрастают на 30%, а при занятиях спортом – на 400% от основного обмена. Рассчитайте количество энергии расходуемого юношей (масса 60 кг) на занятия спортом в течение 2 часов и девушкой (масса 45 кг) при подготовке к урокам в течение 3 часов.

Решение: а) юноша:

1)150 х 60 = 9000 (кДж) - тратит в состоянии покоя за 1 час

2) 9000 х 2 х 4 = 72000 (кДж) – тратит на занятия спортом за 2 часа

б) девушка:

1)130 45 = 5850 (кДж) – тратит в состоянии покоя за 1 час

2)5850 х 3 х 0, 3 = 5265 (кДж) – тратит при подготовке к урокам

за 3 часа.

Ответ: 72000 кДж и 5265 кДж.

Задача 13. Пятилетний ребёнок должен получать в день 3,5 г белка на 1 кг массы своего тела. Сколько мяса, или молока, или гороха должен съесть в день 18 – тикилоргаммовый ребёнок, если он будет питаться каждым из этих

продуктов в отдельности. В 100 г мяса содержится 17 г белка, в 100 мл молока – 3 г белка, в 100 г гороха – 23 г белка.

Решение: 1) 18 х 3,5 = 63 (г) – белка в день должен получать этот ребёнок

2) если будет питаться только мясом: 63 х 100 : 17 = 370 (г) – мяса

1) если будет питаться только молоком: 63 х 100 : 3 = 2100(мл) =2л 100мл

2) если будет питаться только горохом: 63 х 100 : 23 = 2739(г)

Ответ: 370 г мяса, 2 л 100 мл молока, 273 г гороха.

Задача 14. Каким количеством сметаны или сосисок можно заменить по содержанию жира 100 г свинины, если содержание жира в этих продуктах следующее: свинина, сосиски – 17%, сметана – 25%

Решение: в 100 г свинины – 30 г жира

1) сосиски: 30 х 100 : 17 = 176 (г)

2)сметана: 30 х 100 : 25 = 120 (г)

Ответ: 176 г сосисок или 120 г сметаны.

Задача 15. Человек должен потреблять 400 г углеводов в день. Достаточно ли ему съесть в день 500 г яблок, 30 г сахара, 100 г чёрного хлеба и блюд, приготовленных из 150 г макарон и 350 г картофеля, если количество

углеводов на 100 г этих продуктов таково: яблоки – 11г, сахар – 99 г, чёрный хлеб – 45 г, макароны – 70 г, картофель – 20 г.

Решение: в 500 г яблок: 11 х 5 = 55 (г) углеводов,

в 30 г сахара: 99 х 0,3 = 29,7 (г) углеводов,

в 100 г хлеба – 45 г углеводов,

в 150 г макарон: 70 + 35= 105 (г) углеводов

в 250 г картофеля: 20 + 20 + 10 = 50 (г) углеводов

Итого: 55 + 29,7 + 45 + 105 + 50 = 284,7 (г) – это меньше положенных 400 г.

Ответ: недостаточно.

3. Занимательные задачи биологического содержания:

Гар М. «Тоже математика: больше, чем задачник»

(Москва, «МАСС МЕДИА»,1995 год)

Задача 1. Всему миру требуется 4 миллиона тонн натурального каучука в год. А одно дерево способно дать за это время в среднем 5 кг ценного сока. Сколько деревьев нужно «подоить», чтобы насытить ненасытную мировую промышленность?

Задача 2. Пустыня – это такое место, где ужасно жарко, очень хочется пить, а воды нет. Зато есть полезное растение – верблюжья колючка. Надев на кустик полиэтиленовый пакет размером 1 кв. м, можно собрать за час 50 г влаги. Сколько нужно пакетов, чтобы собрать 2 литра воды за 5 минут, если больше терпеть нет сил?

Задача 3. Ядовитый паук тарантул – отличный пловец. Он может плыть с незначительными передышками целую неделю со скоростью 20 м/мин. Какой ширины реку способен преодолеть за неделю этот пловец, если на передышки затратит всего 3 часа?

Задача 4. Чтобы утащить кусочек чего-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 рабочих из муравьиной бригады, потребуются 2 простых муравья. Чтобы сдвинуть с места груз, превышающий на столько же вес 10 человек, потребуются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина?

Задача 5. Сильная пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчёл и собирает за сезон 150 кг мёда. Сколько мёда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами?

Задача 6. Меч-рыба, погнавшись за добычей, способна развить скорость до 130км/ч. Ветер в жестокий шторм мчит над океаном со скоростью 36 м/с. Чёрный стриж за 4 минуты пролетает расстояние 12 км. Кто из этой троицы быстрее?

Задача 7. При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч, при встречном – в 2 раза ниже. За какое время голубь доставит послание адресату на расстояние 850 км и вернётся обратно, если туда он летит при попутном ветре, а оттуда – при встречном?

Задача 8. Известно, что верблюд, проживший неделю без воды, выпивает за несколько минут 100 литров. На сколько дней хватило бы этого количества воды человеку, чья суточная норма потребления – два с половиной литра?

Задача 9. У Стёпы Балаболкина площадь клеточек слизистой оболочки, реагирующих на запах, равно 5 кв. см, а у дворняжки Плюхи она в 16 раз больше, но на 45 кв. см меньше, чем у акулы, плавающей в аквариуме учителя географии Петра Спиридоновича. Стёпа может унюхать запах котлеты, находясь в 10 м от неё. А Плюха с акулой?

Задача 10. Известно, что волосы вырастают за месяц на ½ см. Какой высоты шевелюра украсит наголо стриженую голову через год?

К занятию по теме: «Биохимия»

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» том 1 (М, «Мир», 1993 год)

При знакомстве учеников с классификацией белков можно повторить несколько тем или их фрагментов по зоологии и физиологии человека.

Классификация белков организмов человека и животных:

Сложность строения белковых молекул и чрезвычайное разнообразие их функций крайне затрудняют создание единой классификации на какой-либо одной основе. Познакомимся с тремя разными классификациями, основанными на различных их характеристиках.

А) по составу:

* простые белки (состоят только из аминокислот):

- альбумины (яичный белок)

- глобулины (антитела крови)

- склеропротеины (эластин связок, коллаген сухожилий и хрящей)

и другие

* сложные белки (состоят из белкового и небелкового материала):

- фосфопротеины : белок + остаток фосфорной кислоты (казеин молока)

- гликопротеины: белок + углевод (белок слюны – муцин)

- нуклеопротеины: белок + нуклеиновая кислота (хромосомы, рибосомы)

- хромопротеины: белок + пигмент (гемоглобин)

и другие

Б) по структуре:

* фибриллярные (нерастворимы в воде, наиболее важна вторичная структура – третичная почти или совсем не выражена, отличаются большой механической прочностью):

- коллаген сухожилий и хряща

- фиброин паутины и шёлка

- кератин волос, ногтей, перьев

- миозин мышц

и другие

* глобулярные (растворимы – легко образуют коллоидные суспензии, наиболее важна третичная структура):

- глобулины (антитела крови)

- гормон инсулин

и другие

* промежуточные (фибриллярной природы, но растворимы в воде):

- фибриноген (белок плазмы крови)

и другие

В) по функциям:

- структурные белки: эластин связок, коллаген сухожилий и хрящей, фиброин паутины и шелка, кератин волос, ногтей, перьев и рогов и другие

- белки – катализаторы (ферменты): например, пищеварительные ферменты человека: амилаза слюны, панкреатического и кишечного сока, катализирующая расщепление крахмала до дисахаридов, мальтаза тех же пищеварительных соков, ускоряющая расщепление дисахаридов до глюкозы, пепсин желудочного сока, катализирующий расщепление белков до пептонов (из 4-8 аминокислот), трипсин панкреатического и кишечного сока, ускоряющий расщепление пептонов до аминокислот, липаза желудочного, панкреатического и кишечного соков, катализирующий расщепление эмульгированных жиров до глицерина и жирных кислот и другие

- защитные белки: глобулины (антитела крови, обеспечивающие иммунитет), фибриноген (белок плазмы, участвующий в свёртывании крови), лизоцим (белок слюны) и другие

- транспортные белки: например, белки, транспортирующие кислород (гемоглобин- белок, содержащий железо, обеспечивающий красную окраску крови; гемоцианин, содержащий медь и обеспечивающий голубую окраску крови, например, у головоногих моллюсков), кроме того, миоглобин, переносящий кислород в мышцах и другие

- сократительные белки: актин и миозин (белки мышц) и другие

- регуляторные белки: инсулин (гормон поджелудочной железы) и

другие

- запасные белки: альбумин куриного яйца, казеин молока и другие

- токсины: змеиный яд

- и другие

К занятию по теме: «Иностранные языки и биология»

Фридман М.В.

«Учитесь работать с биологическими терминами»

(журнал «Биология для школьников» №3 – 2004 год)

1. Греческие и латинские приставки и корни слов, наиболее часто встречающиеся в биологических терминах:

а-, ан- приставка, выражающая отрицание

авиа-, ави- птица

авто-, ауто- сам, свой, собственный

актино- звезда

анти– приставка, означающая противоположность

антропо- человек

апо- без

арх-, архе- начало

архео- древний

аэр(о)- воздух

би- два

био- жизнь

вазо- сосуд

вегетативный – растительный

гало- соль

гамия- брак

гаметы – супруг

гапло- одиночный

гастро- желудок

гелио- Солнце

гемо- кровь

гельминто- червь

ген- рождение

генез – происхождение

гео- Земля

герпето- пресмыкающееся

гетеро- другой

гидро-вода

гипер- сверх, над

гипо- снизу, под

глик-, глюк- сладкий

гомео- подобный

гомо- одинаковый

дендр – дерево

дерм – кожа

ди – дважды

дис(з) – приставка, означающая отделение

завр – ящер, ящерица

зиго - пара

зигота – соединение в пару

зоо - животные

иммун(о) – свободный от чего-либо

инсект(о) – насекомые

ихтио – рыба

карбо - уголь

карио – орех, ядро ореха

карпо – плод

копро – помёт, кал

корти – кора

крипто – тайный, скрытый

ксеро – сухой

ксил(о) – дерево

лакт(о) – молоко

ларинг(о) – гортань

лейко – белый

макро – длинный, большой

мез(о) – средний, промежуточный

мелан(о) – тёмный

мет(а) – после, за, через

микро – малый

мио - мышцы

мито – нить

моно – один, единый

морф – форма

невр(о) – жила, нерв

нео - новый

нефр(о) – почка

нуклео – ядро

окс(и) – кислый

олиго – немногий

оо – яйцо

орнито – птица

остео – кость

от(о) – ухо

палео – древний

пар(а) – возле, при

партено – девственница

пато – страдание

пери – вокруг, около, возле

питек – обезьяна

плазма – вылепленное, оформленное

пневм(а) – лёгкое

поли – много

про - перед, раньше, вместо

протеро - первый из двух, более ранний

прото - первый

сапро – гнилой

син – вместе

склеро – твёрдый

скоп(ия) – смотрю

сома – тело

сперм – семя

стено – узкий, тесный

тиро -,тирео - щит

тромб- сгусток

троп- поворот, направление

троф -питание

фаг- пожирающий

фено- являю

фибр-волокно

фит(о)- растение

фил- друг,любящий

филл- лист

фоб - страх

фор- несущий

фото- свет

хлор(о)- зеленовато-жёлтый

хол(е)- желчь

хромо- цвет

цито- сосуд, клетка

эв-,эу- хорошо

эври- широкий

экзо- снаружи

экто- вне, снаружи

эндо- внутри

энто- внутри

энтомо- насекомое

2. Тренажер по работе с биологическими терминами:

1. Повышенное кровяное давление – это гипо- или гипертония?

2. Что происходит при оогенезе?

3. Много ли остатков живых организмов в породах криптозоя?

4. Какая железа выделяет тироксин?

5. Где находится больше всего белка миозина?

6. Кто выделяет фитонциды?

7. Каково отношение к температуре у эвритермных организмов?

8. Экзоскелет характерен для позвоночных или насекомых?

9. Яркую окраску осенним листьям придают лейкопласты или хромопласты?

10. Как относятся к засолению среды обитания галофобы?

11. Что происходит раньше: метафаза или профаза?

12. Происхождение от скольких ветвей предполагает монофилия?

13. Как взаиморасположены в зародыше эктодерма, энтодерма и мезодерма?

14. В развитии какой ткани участвуют остеобласты?

15. Назовите синоним слова «карбон».

16. Каковы пищевые пристрастия стенофагов?

17. Кто опыляет энтомофильные растения?

18. Какой структуре организма человека аналогичны нефридии беспозвоночных?

19. Из каких организмов состоят фитопланктон и зоопланктон?

20. Что больше: макрофаги или микрофаги?

21. Относится ли жук-навозник к копрофагам?

22. Много ли минеральных веществ содержится в олиготрофных водоёмах?

23. Какой пузырь воспаляется при холецистите - мочевой или желчный?

24. На каких почвах растут оксилофиты?

25. Какой среды не переносят галофобы?

26. Куда поворачивается растение при гелиотропизме?

27. Какие органы обследуют при гастроскопии?

28. При заболевании какого органа ставят диагноз нефрит?

29. В какой части клетки велика концентрация нуклеиновых кислот?

30. Чем отличаются актиноморфные и зигоморфные цветки?

31. Что такое трофический уровень?

32. Что перерабатывают лактобактерии?

33. На что и как влияют солнечные лучи при ксеродерме?

34. Как выглядит колония актиномицетов?

35. Кому необходим кислород: аэробам или анаэробам?

36. В чём гелиофиты нуждаются больше всего?

37. Где содержится много лактозы?

38. Гастроподы – это брюхоногие или головоногие моллюски?

39. Есть двуглавые и трёхглавые мышцы. Какие из них носят название бицепсов?

40. Из чего состоит миокард?

41. На что влияет гормон вазопрессин?

42. Чем питаются ксилофаги?

43. Какие организмы вызывают гельминтозы у человека?

44. Какие условия способны выносить ксерофиты?

45. Где обитают эндопаразиты?

К занятию по теме: «Биофизика»

1. Беседа «Человек – пловец в море электромагнитных волн»

Покидышев Д. «Как не «утонуть» в море электромагнитных волн»

(журнал «Лиза» №41-2004 год)

Невозможно представить нашу жизнь без мобильного телефона, компьютера, холодильника, СВЧ – печи и многих других предметов. Но как оказалось, все эти вещи небезобидны для нашего здоровья. Поэтому пользоваться ими надо, соблюдая правила техники безопасности.

Группа риска.

Окружающая нас техника излучает низкочастотные электромагнитные волны, которые отрицательно влияют на весь организм. Затормаживается передача нервных импульсов. Возникает чувство усталости, постоянно хочется спать, появляется раздражительность, снижается внимание, ухудшается память. Под действием электромагнитных полей ухудшается работа иммунитета. Эндокринная система увеличивает выброс в кровь адреналина, поэтому возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему, кровь сгущается и не доставляет клеткам достаточное количество кислорода, повышается артериальное давление. И наконец, от электромагнитного излучения страдает половая система. Причём снижение сексуальной активности может быть связано как с истощением нервной системы, так и с изменением гормонального фона.

К счастью, организм здорового человека вполне может справиться с вредным воздействием электромагнитного излучения. Но существуют группы риска, для которых длительный контакт с мобильным телефоном, телевизором или компьютером может быть очень опасен. Это

– дети до 16 лет. Несформировавшийся организм ребёнка очень чутко реагирует на электромагнитное поле. И прежде всего страдает нервная система. Поэтому постарайтесь отвлечь любимое чадо от многочасовых компьютерных игр и просмотров новых фильмов. Ребёнку необязательно изучать Интренет с 5 лет

– беременные женщины. Очень вредны электромагнитные волны для эмбриона. Особенно если у будущего ребёнка есть наследственная предрасположенность к аллергии, нервным или сердечно-сосудистым недугам. Согласитесь, что будущие мамы любят общаться со своим малышом и твёрдо верят, что он их слышит. Так почему же не поверить и в то, что мамино тело не преграда для вредного излучения?

– люди с заболеваниями нервной системы и дисфункцией щитовидной железы.

Мобильники вредны!

Мобильные телефоны вытесняют своих стационарных собратьев, и теперь трубка используется не только для важных деловых разговоров, но и просто для повседневного общения (вспомните, сколько раз вы сегодня говорили с подружкой?). Антенна мобильного телефона излучает электромагнитные волны, которые проникают в мозг и создают эффект нагрева тканей организма. Поэтому:

- при покупке нового мобильника убедитесь, что он сертифицирован

- не говорите больше 4 минут и увеличьте интервал между разговорами не менее чем до 15 минут

- желательно использовать сотовый телефон с гарнитурами и системами hands free («свободные руки»). Это специальные наушники с переговорным устройством, которые позволяют общаться с абонентом, не поднося трубку к уху

- не носите мобильник на груди или поясе. Уберите его в сумку

- учёные утверждают, что сотовые телефоны со встроенной фотокамерой излучают больше электромагнитных волн, чем аппараты без «наворотов».

5 ступеней защиты

Компьютер – «кладезь» электромагнитных полей. Тем более, что он имеет сразу два источника излучения: системный блок и монитор (особенно его задние и боковые стенки). Нередко за монитором приходится просиживать много часов подряд. Поэтому не пренебрегайте правилами работы с умной машиной в ущерб своему здоровью:

1. постарайтесь не сидеть за компьютером в вечернее и ночное время. Кроме электромагнитных волн монитор является источником интенсивного света, который очень вреден для глаз; его длительное воздействие нарушает работу центральной нервной системы

2. во время работы нужно располагаться от дисплея на расстоянии вытянутой руки

3. экран необходимо оснащать защитными фильтрами. Их дешевые варианты уменьшают только его мерцание и рассеивание света. Дорогие же фильтры (пленочные со специальным оптическим покрытием) ослабляют электромагнитные поля и фоновое свечение экрана

4. электромагнитные волны наполняют воздух вредными для здоровья положительно заряженными ионами. Особенно это касается офисных помещений, где в небольшом пространстве соседствует много компьютеров. Исправить ситуацию поможет «люстра Чижевского». Этот прибор, являясь источником отрицательно заряженных ионов («эффект горного воздуха»), восстанавливает нарушенный ионный баланс. Если у вас нет возможности приобрести «люстру Чижевского», то заполните комнату живыми растениями

5. мировые производители компьютеров очень серьезно занимаются проблемой электромагнитных полей и постоянно внедряют различные способы защиты, поэтому в целях экономии не покупайте старую модель компьютера, ведь она чем новее – тем безопаснее.

Опасные зоны.

Мечта любой женщины – уютный дом с просторной кухней и красивой спальней. В доме должно быть все, что облегчает повседневный труд хозяйки. Но именно эти необходимые предметы создают электромагнитное поле квартиры. В среднем электрическое поле жилого дома составляет 1 – 10 Вт/м.

Существую очаги, где этот показатель завышен. Обычно опасные зоны возникают в местах, работающих от сети приборов. И чтобы лишний раз не облучать свой организм, надо знать, что:

- холодильники, оснащённые системой no frost, создают повышенный

электромагнитный фон на расстоянии до 1,5 м от дверцы

- занимаясь приготовлением обеда на электрической плите, нельзя стоять к ней вплотную. Постарайтесь находиться от неё на расстоянии не менее 30 см

- абсолютно безопасное расстояние от работающей микроволновой печи – 1,5 м

- у утюгов в режиме нагрева повышенный фон излучения находится в 25 см от ручки

- лучше не подходить к включенной стиральной машине ближе, чем на 1 м

- смотреть телевизор надо на расстоянии 2 м.

И в заключение, четыре важных запрета:

1. Не устанавливайте компьютер, радиотелефон, телевизор и другие электроприборы в спальне.

2. Не ставьте кровать в угол комнаты, так как там «накапливаются» вредные излучения

3. Не устанавливайте над кроватью осветительные приборы с плафонами, обращёнными книзу, - свет должен быть направлен только вверх.

4. Как можно быстрее избавляйтесь от старой техники: её электромагнитный фон в несколько раз выше, чем у современной.

2. Игра «Поле чудес» по биофизике:

Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М.

«Физика в живой природе» (Минск, «Народная асвета», 1984 г.)

– Вопрос для первой тройки игроков:

«Что позволяет лосю сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?»

Ответ: перепонка,

которая натянута между двумя копытами на каждой ноге (когда он бежит – копыта

раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на

сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет)

– Вопрос для второй тройки игроков:

«Что делает дикая утка в мороз, чтобы согреться?»

Ответ: ныряет

В полынью ко дну водоёма, там температура воды держится около + 4 С

– Вопрос для третьей тройки игроков:

«Какое физическое явление объясняет нашу способность чувствовать аромат цветов на расстоянии?»

Ответ: диффузия

в воздух молекул ароматических веществ, содержащихся в цветах

– Вопрос для финала:

«Двигаясь равномерно и нигде не задерживаясь, отличник Олег добрался из дома до школы за 7 минут, его соседка троечница Оля тоже двигалась равномерно, тоже нигде не задерживалась, и добралась до школы за 57 минут. Какая физическая величина объясняет это явление?»

Ответ: скорость.

Метки: Биология