Тема урока: Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 11 клас
Тема урока: Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 11 клас
Дидактические цели:
Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
продолжить формирование умения видеть причинно-следственные связи.
Методические цели:
– Показать разнообразие приспособленности организмов к среде обитания.
– Продолжить формирование умения использовать знание закономерностей для объяснения механизма возникновения приспособлений
– Проверить умения применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
Методы обучения. Проблемный. «Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?»
Форма организации учебной деятельности. Работа в группах. Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Оборудование. Электронное приложение к уроку «Приспособленность живых организмов к среде обитания»; рабочая тетрадь (Приложение 1); карточки с изображениями специализированных форм растений и животных; коллекции: «Виды защитных окрасок», «Насекомые - опылители», «Насекомые - вредители культурных растений», «Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных»; таблицы с изображениями растительных и животных организмов: обитателей лесов, полей, степей, водоемов и других мест обитания; гербарные экземпляры; коллекции семян и плодов.
Ход урока
Организационный момент
Класс разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».
1 слайд
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникален.
– Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие?
– Чем отличаются одни виды от других?
– Почему каждый вид оптимально приспособлен к условиям среды обитания?
Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие подобные им вопросы.
2 слайд
Вот и нам предстоит ответить на основополагающий вопрос темы:
Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?
Актуализация знаний
3- 4 слайд. Озвучиваем эпиграф к уроку
Задание 1 выполнить в рабочей тетради (Приложение 1) индивидуально, обсудить в группе.
Задание 2. Обсудите в группе
1. Ботаник Г.де Фриз, выращивая в питомнике растение, ослинник, постоянно обнаруживал в новых поколениях до 0,5% изменений высоты стеблей, формы и окраски листьев. Эти изменения передавались по наследству. Объясните их с позиции эволюционного учения. Что может происходить с потомками этих растений, если они попадут в различные условия освещенности, водного режима, если они окажутся среди рослых растений или в других условиях?
2. Еще сравнительно недавно (40-е годы) применение небольших доз варфарина приводило, через несколько дней, к гибели всей обработанной популяции крыс, то в настоящее время крысы пожирают варфарин без всякого вреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»?
3. Колорадский жук наносит большой урон посадкам картофеля. Но иногда среди сильно поврежденных растений можно увидеть кусты, листья которых в наименьшей степени повреждены личинками жука. Объясните это явление с позиции эволюционного учения. Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие незначительные повреждения растения?
Изучение новой темы
Наша дальнейшая работа будет направлена на рассмотрение результатов микроэволюционных процессов.
5 слайд. Мозговой штурм
Обсудите в группе и запишите в тетради, что входит в понятие «приспособленность»
(в качестве примеров можно использовать иллюстративный материал слайда)
6 слайд
Работая в группе, вам предстоит ответить на проблемный вопрос:
«Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета - это прихоть Творца или жизненная необходимость?»
Рассмотрите выданные вам объекты и ответьте на вопрос, что общего в окраске этих животных, если есть различия, то укажите их.
– 1 группа - объекты: жилатье, кузнечик, цикадка-бодушка, камбала, зебра и др. (общее - маскировочная окраска; различия - криптическая, расчленяющая, скрадывающая)
– 2 группа - объекты - божья коровка, клоп-солдатик, саламандра, скунс, дневной павлиний глаз и др. (общее - демонстрационная окраска; различия - предупреждающая, угрожающая окраски)
– 3 группа - объекты - палочник, осовидная муха, листовидка, конек-тряпичник и др. (общее - подражательная окраска (мимикрия); различия - подражание предметам окружающей среды или защищенным животным)
7-11 слайд
Слушая сообщения групп, заполните схему
Типы покровительственных окрасок:
Маскировка: Демонстрация: Мимикрия
криптическая предупреждающая
скрадывающая угрожающая
расчленяющая
12-13 слайд
Покровительственная окраска сочетается с определенной формой тела и типом поведения
Рассмотрите представленные на слайдах организмы и прокомментируйте их приспособленности к среде обитания в строении, окраске и поведении.
14 слайд
В понятие приспособленность вида входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям его обитания, их сложность и разнообразие.
Притом, что человек, хоть и не без основания, считает себя венцом творения, ничего из того, что он изобрел, не было сделано с чистого листа, без подсказки матери-природы.
Чем глубже человек проникает в уникальные «изобретения» животного мира, тем очевиднее становится необходимость использования их в практической деятельности. Свершения Homo sapiens впечатляют, но вряд ли стоит забывать о том, что Природа хитрее и мудрее нас. Науку, занимающуюся изучением строения живых организмов для создания новых приборов и механизмов, называют бионикой (от греческого bios - жизнь). Этот термин впервые прозвучал в 1960 году для обозначения нового научного направления, возникшего на стыке биологии и инженерного искусства.
(Примеры учащихся)
Заполните таблицу, выполнив лабораторную работу
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Объект изучения | Признаки приспособленности | Условия обитания |
1 группа - в высокогорном озере Южной Америки, команда Ж. Кусто обнаружила лягушек с очень большой поверхностью кожи, которая образовывала многочисленные складки на теле. В чем сущность данного приобретения?
2 группа - укажите приспособления цветковых растений к перекрестному опылению насекомыми
3 группа - в чем состоит приспособленность ластоногих к жизни в водной среде? Какое приспособление позволяет им находиться под водой 40-60 мин.?
Предложите варианты объяснения происхождения приспособленностей с позиций представителей разных научных взглядов: К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, современной теории эволюции.
Беседа по итогам лабораторной работы по вопросам:
1 Какому фактору среды соответствует данное приспособление (приспособления).
2 Предположите, что предки вида не обладали обнаруженными вами приспособлениями (приспособлением), так как жили в других условиях (например каких?). Какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?
3 Какими могли быть изменения условий среды по сравнению с существовавшими ранее? Какие причины могли вызвать эти изменения?
4 Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
5 Какие мутации могли оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?
6 Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы, и с какими результатами?
7 Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили из поколения в поколение?
Изобразите схематически в тетради, при участии, каких явлений произошли приспособления организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками, направив их от причин к следствию
Приспособленность организмов к среде обитания не абсолютна, а относительна.
15 слайд
Объясните в чем приспособленность представленных на слайде организмов к условиям окружающей среды и в чем их относительность
16 слайд
Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку:
1. Приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора.
2. Приспособленность носит относительный характер и полезна только в определенных условиях.
3. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции
В ходе урока учащиеся работают в рабочей тетради, и она принимает законченный вид - Приложение 2.
17-20 слайд
Домашнее задание: подготовить ответы на проблемные вопросы
– Жизнь без агрессии - реальность или утопия? (Приложение 3)
– Как обеспечить себе необходимое количество потомков? (Приложение 4)
– Как расселиться по свету, не имея органов передвижения? (Приложение 5)
– Чему мы можем научиться, подглядывая за животными и растениями?
Выполняя домашнее задание, учащиеся еще раз обратятся к приспособлениям в строении тела, поведении, физиологии.
Макет рабочей тетради по биологии
1 группа
Основополагающий вопрос:
Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире?
1. Заполнить пробелы.
А) Чтобы эволюция была возможна, необходимо, чтобы особи в популяции были ______ по фенотипу.
Б) Естественный отбор - это избирательное воспроизведение наиболее _______________ особей.
В) Отбору подвергаются не отдельные _______________, а весь _______________в целом.
Г) Местом протекания эволюции является ________________.
2. Обсудите в группе
Ботаник Г.де Фриз, выращивая в питомнике растение, ослинник, постоянно обнаруживал в новых поколениях до 0,5% изменений высоты стеблей, формы и окраски листьев. Эти изменения передавались по наследству. Объясните их с позиции эволюционного учения. Что может происходить с потомками этих растений, если они попадут в различные условия освещенности, водного режима, если они окажутся среди рослых растений или в других условиях?
3. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»?
– _________________
– _________________
– _________________
– _________________
– _________________
– _________________
4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные?
Разнообразие форм и цвета - это прихоть Творца или жизненная необходимость?
5. Заполните таблицу, выполнив лабораторную работу
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
В высокогорном озере Южной Америки, команда Ж. Кусто обнаружила лягушек с очень большой поверхностью кожи, которая образовывала многочисленные складки на теле. В чем сущность данного приобретения?
Объект изучения | Признаки приспособленности | Условия обитания |
. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками, направив их от причин к следствию
7. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку:
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
Жизнь без агрессии - реальность или утопия?
Приспособления касаются не только цвета, формы, но и поведения организмов. Постараемся выяснить какую цель имеет агрессивное поведение в сообществах животных и взглянуть на агрессивность человека глазами этолога.
Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую криминальные.
Рост насилия в современном обществе, постоянные сообщения прессы о массовых беспорядках в разных точках земного шара, многочисленные гражданские и межэтнические конфликты заставляют исследователей социального поведения человека снова и снова обсуждать природу агрессии.
Данные археологов, историков, культурных антропологов, этологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Таким образом, это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества - у охотников-собирателей, у земледельцев и скотоводов. История хранит многочисленные упоминания об актах жестокости и насилия в отношении побежденных противников. При взятии Трои просвещенные греки казнили всех мужчин старше 10 лет, а оставшиеся жители - женщины и дети - были проданы в рабство.
Бытовое понятие и термин не совпадают. В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин "агрессивность" означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно. Нейтрален. Такое определение агрессии дал К. Лоренц в великой книге "Das Zogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression" (Wienn, 1963) - "Злоба: естественная история агрессивного поведения", - и его нужно принять не споря. Агрессия часто проявляется в нападении, но нападение без злобы этологи не называют агрессией.
Примитивная агрессия. Самец домовой мыши, обнаружив в своих владениях пришельца, нападает на него и кусает, пока тот не убежит.
Лесная мышь зачастую изгоняет пришельца без драки, лишь демонстрируя противнику свои агрессивные намерения.
Межвидовая агрессия, В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Но не всякое нападение этолог назовет агрессией. Когда волк ловит зайца - это не агрессия, а охота. Точно так же, когда охотник стреляет уток или рыбак ловит рыбу,- это не агрессивное поведение. Ведь все они не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти. Агрессивное же поведение вызывается этими эмоциями. Вот когда собака выгоняет со двора незнакомого человека - это агрессия. И когда он в ответ бросает в нее камни - тоже агрессия, ибо оба они в этот момент ненавидят и боятся друг друга. Когда дрозд прогоняет от гнезда кота - это агрессия со стороны дрозда. И когда огромный самец лебедя шипением отгоняет от своего гнезда мелких водоплавающих птиц - тоже агрессия.
У некоторых птиц и рыб специально для этой цели развилась яркая «апосематическая», или предупреждающая, окраска, которую хищник может легко заметить и ассоциировать с теми неприятностями, какие он имел, встречаясь с данным видом. Ядовитые, противные на вкус или как-либо иначе защищенные животные самых различных групп поразительно часто «выбирают» для предупредительного сигнала сочетания одних и тех же цветов- красного, белого и черного. И чрезвычайно примечательны два вида, которые - кроме «ядовитой» агрессивности - не имеют ничего общего ни друг с другом, ни с упомянутыми ядовитыми животными, а именно - утка-пеганка и рыбка суматранский барсук (усач).
О пеганках давно известно, что они люто травят хищников, в английском языке это явление называется «мобинг» (Mob - англ. толпа.). Их яркое оперение настолько угнетает лис, что они могут безнаказанно высиживать утят в лисьих норах, в присутствии хозяев.
Суматранские усачи устраивают в аквариуме такую травлю крупного окуня, что приходится спасать хищного великана от этих безобидных с виду малюток.
Животное ведет себя по отношению к животному другого вида агрессивно потому, что оно его чем-то раздражает - либо угрожает ему самому (а также его территории, гнезду, детенышам), либо просто незнакомо, подозрительно выглядит.
Объект агрессии может быть крупнее субъекта, а может и меньше. У нас вспышку агрессивности может вызвать и загородившая дорогу корова, и вьющаяся вокруг головы муха. Польза межвидовой агрессии вроде бы ясна: дрозду выгоднее атаковать кошку, чем позволить ей съесть птенцов. Ясно и то, что такая агрессия сопровождается страхом: кошка далеко не беззащитна, и атака может кончиться для дрозда плачевно. Нападая на вьющееся вокруг головы насекомое, мы тоже побаиваемся - ведь среди них есть жалящие.
Внутривидовая агрессия. Казалось бы, без нее природа могла обойтись. Но это не так. Особи одного вида неизбежно вступают в конфликт. Можно не поделить пищу или удобное для отдыха место. Живущие каждый на своей территории виды должны изгонять конкурентов. Неизбежны конфликты из-за самки, дупла, норы и многих других причин.
Появление или приближение другой особи с неясными намерениями неизбежно вызывает настороженность (а это легкая форма страха). Если намерения не проясняются, зачастую ничего другого не остается, как либо убежать, либо напасть первым. То же происходит и с приближающимся животным. Вступая в конфликт, оба животных испытывают страх. И вместе с ним - приступ агрессивности.
Чтобы снизить конфликтность и агрессивные нападения на особей своего вида существуют разные механизмы: мечение территории, пение птиц, яркая окраска обитателей коралловых рифов и др.
Агрессия и страх - близнецы. Все мы с яростью и бесстрашием хлопаем укусившего нас комара, бесстрашно можем оттолкнуть от себя или прогнать прочь и животное покрупнее, но заведомо безобидное. Однако при встрече с животным незнакомым или способным как-то за себя постоять, не говоря уже о действительно опасном, наша агрессия сопровождается заметным для нас самих приступом страха. Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. В английском языке выражение «сражаться, как крыса, загнанная в угол» символизирует отчаянную борьбу, в которую боец вкладывает все, потому что не может ни уйти, ни рассчитывать на пощаду. Эта форма боевого поведения, самая яростная, мотивируется страхом, сильнейшим стремлением к бегству, которое не может быть реализовано потому, что опасность слишком близка. Животное, можно сказать, уже не рискует повернуться к ней спиной - и нападает само, с пресловутым «мужеством отчаяния». Именно это происходит, когда бегство невозможно из-за ограниченности пространства - как в случае с загнанной крысой, - но точно так же может подействовать и необходимость защиты выводка или семьи. Нападение курицы-наседки или гусака на любой объект, слишком приблизившийся к птенцам, тоже следует считать критической реакцией. При внезапном появлении опасного врага в пределах определенной критической зоны многие животные яростно набрасываются на него, хотя бежали бы с гораздо большего расстояния, если бы заметили его приближение издали. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. То же происходит и с толпой людей или обществом в целом. Агрессивно-трусливое состояние - самое опасное.
Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.
Это выяснено в уйме интереснейших опытов. Один из них, доступный каждому аквариумисту, описал Лоренц. Возьмите пару семейных рыб - цихлид и поместите к ним в аквариум какой-нибудь источник конфликтов - третью цихлиду или другую задиристую рыбку. Пара цихлид будет с ними драться, а между собой поддерживать самые добрые отношения. Уберите теперь объект агрессии - и через некоторое время самец начнет нападать на самку. Теперь разделите аквариум стеклом пополам и в другую половину поместите другую пару цихлид. Пары будут враждовать между собой через стекло, и в результате внутри каждой пары будет царить мир. Сделайте стекло полупрозрачным - и в обеих парах возникнут конфликты.
Та же накопленная агрессия взрывает изнутри маленькие замкнутые коллективы людей. На зимовку или в экспедицию выезжают несколько дружных, уважающих друг друга человек, твердо знающих, что в таких условиях конфликтовать нельзя. Проходит время, и если нет внешнего объекта для проявления агрессивности, люди в группе начинают ненавидеть друг друга, и долго сдерживаемая агрессия в конце концов находит самый пустяковый повод для большого скандала. Известно много случаев, когда попавшие в такой "эксперимент" близкие друзья доходили до бессмысленного убийства.
В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться кое-как управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов человека. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией. Неутешительно, но зато правда.
Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность рано или поздно вырывается наружу, даже если никакого раздражителя для нее нет. Она просто переадресуется какому-нибудь замещающему объекту. Многие птицы клюют землю или листья, копытные бодают кусты. Мы ударяем кулаком по столу, что-нибудь разрываем на части, а некоторые предпочитают бить посуду. Агрессия переадресуется и в том случае, если раздражитель вполне реален, но страшноват. В этом случае переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией противнику: "Смотри, что я могу с тобой сделать". Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии.
Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, мы не замечаем грозности его намерений. Позднее ребенок замещает покушение на нас демонстрацией: машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже.
В эволюции животных происходил сходный процесс: агрессивное нападение сменялось демонстрацией угрозы - возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов - просто спасительно. Вот почему Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора. Что по существу оно гуманно. Да и всякий согласится, что обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для каждого и всех вместе, чем драться, особенно если оба поссорившихся вооружены ножами или пистолетами.
Что и как демонстрируется. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У рыб это шипы в плавниках. Поэтому рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шипы; многие встают в воде вертикально, выставив их навстречу противнику.
У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна. Человек при угрозе так же, как и обезьяны, скалит зубы. Заметьте, что при общении, особенно с незнакомым человеком, мы внимательно смотрим не только ему в глаза ("зеркало души"), но и в рот. Казалось бы, что нам до зубов постороннего человека. Ан нет. Ровный ряд крупных, белых, блестящих зубов воздействует на наше подсознание. Во рту противника они вызывают уважение, а во рту приятного нам человека - усиливают расположение к нему.
Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих видов она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мышц лица и головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти, и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.
У приматов отличное зрение, поэтому естественный отбор наделил их очень сложной мимикой. Лица многих обезьян сильно оголены, а кожа ярко раскрашена. У человека мимика тоже богатая, но часть лицевых мышц ослаблена, лицо не столь рельефно и не раскрашено. Шевелить ушами и шапкой волос он почти не может. Недостатки мимической информации человек компенсирует речью. Но врожденные программы восприятия мимики у человека работают, и поэтому если вождь раскрашивает лицо, он лучше повелевает подчиненными. Боевая раскраска воинов, восстанавливая обезьянью рельефность лица, делает его грозным и подавляет противника. Той же цели служат гребни из перьев.
Преувеличение оскала естественный отбор использует очень часто. Обитающая в Средней Азии безобидная ушастая круглоголовка при встрече с противником приподнимает тело над землей, раскрывает пасть и разворачивает складки кожи вокруг нее таким образом, что создается впечатление большой зубастой и ярко окрашенной пасти.
Угроза пастью часто сопровождается звуками - от шипения многих пресмыкающихся до рева млекопитающих. Песня самца птицы, какой бы красивой она нам ни казалась, тоже содержит угрозу другим самцам. Инстинктивно человек, угрожая, издает крик. В бою крик всегда считался важным оружием психологического подавления противника.
Позы "преувеличения". Некоторые животных растут в течение всей жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных, пресмыкающихся врожденная программа, гласящая "тот, кто больше тебя - сильнее тебя", соответствует действительности. Эта программа предварительной оценки силы противника есть и у млекопитающих и птиц, рост которых заканчивается в определенном возрасте, и поэтому разница в размерах взрослых особей не так велика.
Раз есть такая программа, значит, можно ее обмануть, преувеличив свои размеры. Делает это кто как может. Очень древний способ - надуться, набрав в себя побольше воздуха. Некоторые виды в этом обмане поразительно преуспели. Полюбуйтесь мраморной лягушкой или древесной игуаной. Мы тоже преувеличиваем свои размеры, надувая грудь при встрече с соперником. Иерархический ранг особенно важен военным. Чтобы быть все время поддутыми, они шьют себе специальные кители со слоем ваты на груди. У многих народов уважение вызывали толстые люди, и поэтому вожди и начальники старались отъесться как можно больше. Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие - вздыбливая шерсть. У человека эта реакция атавистична, но у некоторых людей при конфликте "шевелятся волосы на голове".
Другой прием преувеличения размеров - выпрямить ноги, подтянуться, высоко поднять голову - всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает психологическое превосходство над соперником. Та же программа сохранилась и у безногих змей: два самца, приподнявшись один перед другим, стараются как можно выше вытянуться вверх, пока один из них не потеряет равновесие и не унизит себя в глазах соперника падением.
Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех - от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют, надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчаны - гребнями, шишками, перьями, в сущности, в бою неудобными. И сейчас офицеры прибегают к любым ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает автоматически. Ведь разум прекрасно знает, где кончается у человека в военной фуражке макушка, а все равно он кажется выше и значительнее, чем есть на самом деле.
Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения - обязательный атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве места для своей персоны углубление.
Заставить подчиненных смотреть на тебя снизу вверх - простое и действенное средство дать им почувствовать свое превосходство.
Цель - "унизить" противника. При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть - один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее - унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным, как у роняющих друг друга змей. Все равно это - поражение, и проигравший уступает. У человека примерно тот же набор программ (вспомните, что маленькие дети больше борются, чем бьют друг друга), но они ритуализованы слабо. В спорте борьба воспроизводится по всем правилам, а обыденная драка двух мужчин происходит с нарушением врожденных запретов и выглядит по сравнению с поединками некоторых животных и спортивной борьбой безобразно. Это потому, что человек в натуральном виде - слабо вооруженное животное, и мораль у него, соответственно, слабая. Мы должны всегда это ясно понимать: человек напридумывал много страшных орудий убийства и стал необычайно вооружен, оставшись в то же время по своим инстинктам тем, чем были его предки. Проанализировав много видов, Лоренц более 50 лет назад сделал потрясающий по простоте вывод: у сильного животного бывает сильная мораль, у слабого - слабая. Человек по своей естественной истории - очень слабо вооруженное животное, даже укусить (в отличие от обезьян) и то толком не может. Поэтому у человека изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль.
Беда человека не в его агрессивности, а в слабой моральной оснастке ее.
РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ВООРУЖЕНИЕМ И МОРАЛЬЮ
Истоки "общечеловеческой морали". Помимо запрета "не убий", многие животные подчиняются запретам "не бить лежащего", т.е. соперника, принявшего позу покорности, не трогать детенышей, не покушаться на чужую территорию, чужое гнездо, чужую самку, не нападать неожиданно или сзади, не отнимать пищу, не воровать ее и т.п. Это образует и так называемую "общечеловеческую мораль" (в действительности - общебиологическую). Конечно, у разных видов эти запреты могут быть как сильными, так и очень слабыми.
Если бы какой-то вид имел очень сильную мораль и неукоснительно соблюдал все заповеди, он был бы плохо приспособлен к среде, которая отнюдь не так идеальна, чтобы выполнялись моральные запреты. Поэтому животные имеют обходные пути: есть условия, когда запрет можно и нарушить (инстинкт как бы говорит: "нельзя, но если очень надо, то можно"). Так что наряду с запретами животное знает и как украсть чужое, и как отнять, и как бить слабого, и даже как убить.
Самый общий из таких обходных путей - разделение всех на "своих" и "чужих". В отношении первых запреты действуют очень сильно, а в отношении чужих - слабее или даже вообще снимаются. Животное обычно хорошо знает "своих" - это могут быть родители, братья и сестры, партнеры по стае, обитатели общей территории и т.п.
У человека программа "научись узнавать своих" начинает действовать очень рано. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок начинает "своим" улыбаться, а на чужих хмурит брови, делает рукой движение "прочь!", кричит. И позднее этот поиск продолжается. К сожалению, мы поддаемся воздействию этой программы всю жизнь, выделяя "своих" - однокашников, соседей, сослуживцев, земляков, единоверцев - и так без конца.
Этологический смысл призыва Христа к всеобщей любви (в первую очередь не "своих") в том, чтобы лишить врожденную программу материала для поиска чужих.
Иерархическое построение людских группировок неизбежно, ибо никаких иных врожденных программ в этой области у нас нет, и мы с этим ничего поделать не можем (вспомните: "нет программы - нет сколько-нибудь эффективного поведения"). Всякий раз, когда мы хотим создать порядок в группе, начиная с двух человек . (например, пилотов или космонавтов), мы одного назначаем старшим, т. е. всегда берем за основу принцип соподчинения.
Некоторые этнографы прошлого века представляли себе первобытное общество как общество равных. Но теперь мы знаем, что это не так. Оно могло быть построено и было построено по иерархическому принципу, и жизнь в нем была разной в зависимости от того, какими оказывались иерархи - мудрыми, сильными вождями, свирепыми громилами или бесноватыми колдунами. Раз человек вышел на путь разума и гуманизма, значит, первые в конечном счете перевесили остальных, обеспечив успех генам своих групп. Но и агрессивность человека только возрастала, потому что в этом качестве мудрые вожди никак не имели права уступать соперникам. Действительно, этнографы давно заметили, что отсталые народы менее агрессивны, чем обогнавшие их. Во всей истории человека передовые были самыми агрессивными. И еще раз: не высокая агрессивность беда человечества, а слабая мораль.
Дети и взрослые практически одинаково легко перенимают новые агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, достаточно символического и отрывочного изображения в кино, телепередачах, даже в литературе. Особенно сильно это действует, когда примеры агрессии остаются без наказания или встречают одобрение. Наблюдая агрессивные действия других, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.
Главный источник живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи.
Исследования продолжаются. Есть данные о том, что можно обогащать свой поведенческий репертуар новыми моделями поведения неагрессивного типа. Энергия возбуждения может находить и позитивный выход.
Мы должны помнить
– Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения (мы родимся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем), и в нужный момент они срабатывают.
– Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и даже желательно. (Не все что естественно - хорошо.)
Выводы:
– В основе агрессии животных лежат страх, боязнь, неуверенность - прежде всего страх за свою безопасность, за свое выживание. Он может выливаться в конфликтах за самку, за территорию, за источники пищи в разных условиях и у разных видов животных по-разному.
– У человека же этот страх по большей части случаев глубоко спрятан в основе той пирамиды, на вершине которой рождаются поведенческие акты.
– Если мы хотим уменьшить в нашем обществе уровень агрессии, изменить сам стиль общения и атмосферу в обществе, то нам надо начинать с самих себя - со своих моделей поведения
– Признать неизбежность для человека иерархического построения - еще не значит оправдать любые его формы, а тем более утверждать, что чем мощнее образованная нами иерархия, тем лучше. Ведь эта программа отбиралась для дикого стада приматов, а не для цивилизованных людей. Как раз наоборот, зная, к чему приводит бесконтрольное образование иерархий, мы обязаны его контролировать, направлять по оптимальному пути. Один из них - стремиться к тому, чтобы вокруг нас было много маленьких иерархий с конкретными разнообразными интересами и чтобы мы сами входили в несколько таких групп. Это значит стремиться к тому, чтобы в обществе и повсюду была общественная жизнь, чтобы группы по интересам были независимы друг от друга и не объединялись в супериерархии. Человек чувствует себя свободным, не угнетенным иерархической структурой, если он, во-первых, знает, что может ни в одной из них не участвовать; во-вторых, участвовать во многих и занимать в каждой из них разный иерархический уровень; в-третьих, свободно покидать любую из них; и, в-четвертых, сам организовать новую группу, соответствующую его представлению о целях, характере отношений и персональном составе.
Список литературы
1. В.Р.Дольник Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев. Природа.
№ 1, 1993 г
2. В.Р.Дольник. Непослушное дитя биосферы. М.: Педагогика-пресс, 1994.
3. М. Жамкочьян. Агрессия не исчезает и не появляется. «Знание - Сила», 2000, № 7.
4. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности». М.: Дрофа, 200
5. Г. Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения . "Знание - сила". № 7, 2000г.
6. К.Лоренц Для чего нужна агрессия? http://flogiston.ru/library/lorenc
10. Экология. 10-11 классы. М.: ЗАО «1С» Школа, 2004.
11. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD. 2003
И. А. Сущенкова, МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской Аксайского района, Ростовская область
Метки: Биология